Цель урока: научить детей выражать свое отношение к природе через изображение.
Задачи урока:
- воспитывать чувства восхищения, любви к родному краю, природе.
- закрепить навыки работы акварельными красками в теплой гамме.
Оборудование:
- Презентация "Осенний пейзаж в творчестве русских художников" (И.И.Левитан, И.С.Остроухов В.Д.Поленов и др.).
- Аудиозапись "Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди "Осень" из цикла "Времена года".
- Выставка детских рисунков «Осенний листопад».
- Акварельные краски, кисти. бумага.
- Стихи русских писателей об осени.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин).
2. Вводная беседа (1 мин).
3. Объяснение нового материала (10 мин).
4. Самостоятельная работа (30 мин).
5. Подведение итогов и оценка работ (2 мин).
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята, какие жанры
изобразительного искусства вы знаете? (Натюрморт,
пейзаж, портрет)
Учитель: Что изображают художники в
пейзажах? (Природу: деревья. лес. речку).
Учитель: Как называют художников,
которые рисуют природу? (Пейзажистами)
Учитель: Вот и мы сегодня будем
художниками-пейзажистами.
Тема нашего урока "Изображение осеннего пейзажа"
"И осень тихою вдовой.
Вступает пестрый терем свой"
(Иван Бунин, Листопад)
Учитель: Осень ее рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты (Включаю музыку), ее описывают в стихах поэты. Кто из вас знает стихи об осени.? (Дети читают стихи, звучит тихая музыка, на экране демонстрация слайдов с изображении осени)
Слайд 3. Ученик читает стихотворение
Учитель: Особенно красив печален
русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне
пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна
раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в
воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие
листья. Что-то грустное, прощальное слышится и
видится в осеннем лесу.
Осень. Этому прекрасному времени году посвятили
вдохновенные строки поэты, мгновения увядания
природы запечатлели на своих полотнах художники.
Слайды 4-5." Золотая осень" И.И. Левитана. Анализ картины.
Учитель: Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, в которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. .Красавица – березка одиноко стоит на берегу реки. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь эта красота – прощальная. Скоро зима. Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Художник находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы. Поэтому Левитана называли «певцом русской природы»
– Ребята, какие стихи А.С. Пушкина здесь можно вспомнить?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Учитель: картину "Золотая осень" Левитан написал в 1895 году (в 30 лет0, в ней он обобщил и подытожил свой многолетний опыт работы над образом осенней природы.
Слайды 6-8. Портрет Художника И.И. Левитана.
Учитель: Судьба художника была нелегкой. Родился в бедной еврейской семье. С ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И. Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась вскоре после поступления в училище. Учился у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном было создано несколько сотен картин.
Слайды 9-11. "Золотая осень" И.С. Остроухова. Анализ картины.
Учитель: «Унылая пора! Очей
очарованье!» – так писал об осени Александр
Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум,
когда смотришь на картину Ильи Семеновича
Остроухова «Золотая осень».
Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотисто
– желтыми красками пылает солнечный осенний
день. Деревья обступили тропинку, обняли ее. Она
чуть заметно вьется среди них и уходит куда-то
вправо. Деревья покрыты светло-желтыми листьями.
У клена они крупнее, прорезанные. Ветки деревьев
склонились к земле, устланной множеством опавших
листьев. Даже старое корявое дерево,
изображенное слева на картине, преобразилось,
сменив зеленое платье на золотое. Сквозь кружево
веток и уцелевших листьев проглядывает голубое
небо. Листья на деревьях с винно-красным
багрянцем, с бронзовой прозеленью горят на
солнце яркими теплыми красками. Только трава еще
не совсем поменяла наряд, она расцвечена
различными оттенками – от ярко-изумрудного до
нежно-желтого, да на некоторых листочках
проглядывают зеленые пятна.
На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.
Великолепная картина! По мнению многих критиков, «Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.
Слайд 12. Портрет художника И.С. Остроухова.
Учитель: Илья Семенович Остроухов – один м из талантливейших и видных пейзажистов 80-90 годов 19 века. Многим в своем развитии он был обязан Поленову и абрамцевскому художественному кружку. Выставки передвижников пробудили у Остроухова любовь к искусству. Особенно сильное впечатление произвели на него картины Поленова, которые и привели его к решению заняться живописью. Увлечение живописью привод Илью Семеновича в Абрамцево в мамонтовский кружок, в среду таких художников, как Репин, Поленов, братья Васнецовы, Серов, Левитан. С 1886 года входит в семью пейзажистов Московской школы. Появление его пейзажей на передвижных выставках заставило художников сразу же обратить внимание на этого немолодого уже по летам живописца. Общение с передвижниками сыграло огромную роль в формировании творчества и помогло так быстро развернуться его таланту.
Слайды 13-16 В.Д. Поленов «Золотая осень» 1893г. Анализ картины.
Учитель: Настоящим гимном в честь
пламенеющей осени, преображающей скромную
природу Подмосковья, одевающей в «багрец и
золото» ее леса, воспринимается картина
художника В.Д. Поленова «Золотая осень».
Мы видим глухой уголок подмосковного леса у реки
Оки. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды
река. Ее высокий берег переходит в слегка
холмистую равнину, простирающуюся до самого
горизонта. Холмы обрисованные плавными, текучими
линиями, постепенно сходят на нет и тонут в
голубых далях.
Царит ничем не нарушаемая тишина. Осень
еще только вступает в свои права. Деревья частью
стоят еще зеленые. Но березы уже успели сменить
свой наряд. И теперь их листва сверкает золотом в
лучах по-летнему приветливого солнца. Утоптанная
тропинка манит в лес пройтись в осенней тишине,
когда еще не шуршат под ногами опавшие листья,
когда еще зеленеет трава, и цветут последние
осенние цветы. Сочетание еще не поблекших красок
лета и звонких красок осени, придают богатство,
нарядность и живописный колорит картине.
Слайд 17 Портрет В.Д. Поленова
Учитель: Это один из первых художников
эпических пейзажей, прославляющих гармонию,
красоту и величие природы.
Творчество Поленова в 90-х годах неразрывно
связано с его впечатлениями от жизни на берегу
реки Оки. В 1890 г. художник приобрел в Тульской
губернии небольшое имение, построил по своему
проекту дом с мастерской для друзей-художников и
большую часть года проводил там. он
запечатлевает Оку в различные времена года и
различных ее состояниях.
(Звучит фонограмма пьесы "Октябрь .Осенняя песня" П.И. Чайковского из цикла времена года).
Слайды 18-20. "Октябрь" Е. Волкова.Анализ картины.
Учитель: Перед вами осенний пейзаж "Октябрь" так назвал ее автор, художник-передвижник Ефим Волков. Посмотрите на картину и попробуйте ее описать. (Ответы уч-ся).
Учитель: А, так описывает ее искусствовед "Лучшим произведением Волкова является картина "Октябрь", написанная в 1883 году. Лирическое содержание передано здесь тоньше, чем в пейзаже "Осень". Прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, хорошо выдержаны основная колористическая гамма. С особой тщательностью проработан художником передний план, занятый молодой березовой рощей. Сквозь голые ветви деревьев открывается вид на реку и дальний лес. Художник избежал сухости и дробности рисунке деревьев и вместе с тем сумел сделать выразительными и светлыми хрупкие стволы берез, бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.
(Звучит фонограмма пъесы "Октябрь.Осенняя песня" П.И.Чайковского из цикла времена года).
Слайд 19.
Чтец.
Обрывает ветер листья с октября.
Улетели птицы в дальние края.
Не узнать опушки, где жила весна.
И слышна повсюду только тишина.
Сыплются с деревьев золото и медь
Тишина, как птица, научилась петь.
А какой, она видится вам, юные художники? Настало время творческого конкурса. Сегодня вам предстоит изобразить осеннюю природу. За работу Друзья. В вашем распоряжении 25 мин.
(Звучит фонограмма концерта "Осень" А.Вивальде из цикла "Времен года")
Самостоятельная работа.
Дети рисуют осенний пейзаж. Учитель ведет индивидуальную работу в классе.
Подведение итогов. Рефлексия.
На доску прикрепляются лучшие работы учащихся. анализ работ, отмечаются хорошие удачные фрагменты работ. Выбирают победителей конкурса, награждаются грамотой за 1,2,3 места, номинации "Самый яркий рисунок", и др. Проставляются оценки. уборка рабочего места.