Цели:
1-я линия развития данного раздела – знакомство с целостной картиной мира:
- познакомить детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями;
- показать отличия хвойных и лиственных лесов;
- объяснить особенности сезонного климата;
- показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учить бережному отношению к природе.
Урок способствовал достижению у детей следующих результатов:
личностных:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование целостного ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
метапредметных:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение ставить и формулировать проблему;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа;
- использование знаково-символического средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- овладение навыками смыслового чтения определений;
- умение работать в малой группе, учитывая позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
- определение способа работы в группе;
- развитие самооценки;
предметных:
- осознание целостности окружающего мира;
- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, опыт, сравнение);
- выделять и описывать признаки предметов и явлений природы, т.е. уметь объяснять мир и своё отношение к миру.
Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны.
Понятия: лесная зона, тайга, лиственные леса.
Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое тайга и лиственные леса.
Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.
Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки пейзажей лесов, гербарий лесных растений, муляжи грибов, плакат “Леса умеренного пояса” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса” и разрезные карточки растений и животных лесов к нему; запись звуков птиц и зверей; интерактивная доска; “Детская энциклопедия” - интерактивная карта мира – тайга.
Ход урока
I. Самоопределение
- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие с нашими друзьями Мишей и Леной. Для этого мы разбились по группам. Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное результативно.
- Вспомните правила работы в группе.
В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное
решение перед классом.
- Девиз сегодняшнего урока:
“Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!”
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Послушайте мой рассказ и определите, о каком природном поясе идёт речь.
- Здесь суша и море почти круглый год покрыты льдом и плотным слоем снега, по которому можно ходить не проваливаясь. Здесь очень суровый климат: зима продолжается дольше, чем учебный год, а лето длится всего один месяц. Косые лучи солнца не могут, как следует, прогреть землю, и поэтому за лето успевает оттаять только самый верхний слой почвы, ниже которого сохраняется вечная мерзлота.
- О каком тепловом поясе идёт речь? Покажите его на карте. (Отвечает группа, которая подготовилась быстрее, остальные добавляют)
- Что такое природная зональность? (Крупные области со сходными природными условиями, растительным и животным миром).
Работа в парах:
- Продемонстрируйте закон природной зональности. (Дети получают карточки с названиями природных зон). Расположите названия природных зон в правильной последовательности.
Ледяные пустыни.
Тундра и лесотундра.
Леса умеренного пояса.
Лесостепи и степи.
Пустыни и полупустыни.
У учителя в руках корзина с грибами. Звучат голоса птиц и зверей.
- Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня совершим путешествие? Предположения детей.
В классе висит карта природных зон, плакаты “Леса умеренного пояса” и “Природные зоны тундры”.
- У нас висят две таблицы. Давайте посмотрим на первую. Экосистема какой природной зоны здесь изображена? (Тундра) Покажите эту зону на карте. Какой это тепловой пояс?
- А какой природной зоне посвящена следующая таблица? Кто сможет показать эту зону на карте. Какой это пояс?
- Одинаковы ли климатические условия обитания в такой обширной природной зоне?
Дети высказывают свои предположения.
– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Предположения детей: Природные зоны умеренного пояса.
- Составим план урока.
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
- Ребята, что нам предстоит сделать и что нам поможет в этом?
- Мы думаем, что нам нужно узнать:
1) Как называются природные зоны умеренного пояса.
2) Рассмотреть климатические особенности экосистем.
3) Рассмотреть живые организмы разных “профессий” и узнать, как они сумели приспособиться к условиям окружающей среды.
1. Экосистемы.
2. Климатические особенности.
3. Приспособленность живых организмов.
- Что в этом может помочь? (В этом нам поможет карта и учебник.)
- Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)
- Какие умения формировали? (извлекать информацию из карт и текста, планировать свою деятельность, высказывать предположения)
III. Совместное открытие знаний
- Как вы думаете, какие зоны встречаются в умеренном поясе? (В умеренном поясе встречается несколько зон: лесные и засушливые.)
- Сегодня мы отправимся в лесную зону.
На доске появляется тема урока: Леса умеренного пояса.
- Отвечаем на второй вопрос. Что нам нужно выяснить? (Мы должны определить климатические особенности данной зоны.)
- Вспомните особенности климата в умеренном поясе, чем он отличается от климата холодного пояса? Предположения детей. Далее происходит согласование версий с помощью учебника на с. 20.
- Лесная зона очень обширна. По вашему мнению, одинаковы ли климатические условия северной части лесной зоны и южной её части? (На севере лесной зоны, ближе к тундре, не может быть теплее, чем в южных районах лесной зоны. Значит, и климатические условия, и обитатели экосистем разные.)
- Как называется северная часть лесной зоны? Какие леса там преобладают?
Дети высказывают свои версии, ответы проверяют в учебнике на с. 21.
- Мы выяснили, что в умеренном поясе две лесные зоны: зона хвойных лесов – тайга и зона лиственных (смешанных, широколиственных) лесов.
- Ребята, а на каких материках встречаются эти зоны? Каждый должен найти ответ на этот вопрос с помощью карты, выяснить, на каких материках присутствуют зоны хвойных и широколиственных лесов.
- Как вы думаете, лесная зона какого материка описывается в учебнике? (Мы думаем, что это Евразия)
- Ответили ли мы на вопросы? Какой остался? (Остался ещё третий вопрос, о том, как приспособились живые организмы к условиям окружающей среды.)
- Давайте на минутку заглянем в лес. (Работа на интерактивной доске с “Детской энциклопедией” - интерактивная карта мира - тайга)
Физминутка.
- Я приготовила карточки с изображением жителей лесной зоны. Если это птица, вы машете руками-крыльями, если это насекомое – приседаете, если зверь – изображаете его пантомимой.
- Возьмите себе по одной карточке. (Дети разбирают карточки)
- Распределитесь по “профессиям” (Дети распределяются в три группы: “Кормильцы”, “Едоки”, “Мусорщики”)
- Почему вы так распределились?
- Интересно, как жители лесной зоны приспосабливаются к условиям жизни?
- Давайте поделим зону поисков:
Приспособления растений.
Приспособления зверей.
Приспособления птиц.
Приспособление насекомых.
Группы готовят сообщения по заранее составленному для каждой группы плану:
1. Приспособления растений.
- Разделите все растения на жителей тайги и широколиственных лесов.
- Жителей тайги прикрепите на доску в верхнем левом углу.
- Жителей широколиственных лесов прикрепите на доску в нижнем правом углу.
- Объясните своё разделение.
- Расскажите, как приспособились хвойные (стр. 21 вверху и стр. 23).
- Расскажите, как приспособились лиственные (стр. 21 под картинками и стр. 23).
2. Приспособление насекомых:
- Разделите всех насекомых на две группы: живущих на деревьях и в почве.
- Живущих на деревьях прикрепите на доске возле деревьев.
- Живущих в почве прикрепите на доске в нижнем левом углу.
- Расскажите, как приспосабливаются насекомые к жизни в лесной зоне (зимняя спячка, защитная окраска).
- Расскажите о пользе насекомых (стр. 22).
3. Приспособление птиц.
- Расскажите о том, как приспособились к жизни в лесной зоне птицы (стр. 21 внизу) (перемещения в более тёплые места; семена и зимой).
- Прикрепите птиц на доске: в зависимости от их питания (стр. 20 внизу), остальных прикрепите на доске в середине вверху.
- Расскажите об особенностях жизни клеста.
4. Приспособление зверей.
- Прикрепите животных на доске в зависимости от их места обитания (например, на деревьях), остальных прикрепите в середине доски.
- Расскажите о приспособлении к жизни в лесной зоне зверей (стр. 21 внизу, стр. 23) – зимняя спячка; – перемещения в более тёплые места; – запасы на зиму и усиленное питание осенью.
- Посмотрите, какая гармония: каждый на своём месте, никто никому не мешает. В природе нет ничего лишнего.
IV. Применение нового знания
Работа в группах.
- Ребята, ответьте на вопросы. Как связаны данные животные и растения? Кто кому помогает? (Вопросы по рисункам на с. 20–21.)
Работа с Рабочей тетрадью и на нетбуках.
- Разделитесь на две группы: 1-я группа работает с нетбуками, вторая группа начинает выполнять задания в рабочей тетради: стр. 47, № 5, 6, 7 по выбору
V. Итог урока
- Какие особенности климата благоприятны для жизни деревьев? Кто ещё помогает им? (Для жизни деревьев благоприятно то, что в умеренном поясе значительно теплее и продолжительнее лето. За это время на растениях успевают созревать плоды. Ещё важно, что и влаги для деревьев достаточно, и почва плодородная.)
- Какие бывают леса? Какую роль в жизни человека играет лес? Какие связи существуют между живой и неживой природой?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Как работал ты?
VI. Домашнее задание
- Подготовьте сообщение об одном из жителей лесной зоны.
Список литературы
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. (“Наша планета Земля”). 2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – 4-е изд., перераб. — М.: Баласс; Школьный дом, 2011. — 144 с., ил. (Образовательная система “Школа 2100”).
- А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова Методические рекомендации для учителяй. Окружающий мир (“Наша планета Земля”). 2-й класс. – М.: Баласс, 2008. – 416 с. (Образовательная система “Школа 2100”).