Урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1-я линия развития данного раздела – знакомство с целостной картиной мира:

  • познакомить детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями;
  • показать отличия хвойных и лиственных лесов;
  • объяснить особенности сезонного климата;
  • показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учить бережному отношению к природе.

Урок способствовал достижению у детей следующих результатов:

личностных:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 

- формирование целостного ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

метапредметных:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение ставить и формулировать проблему;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа;

- использование знаково-символического средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- овладение навыками смыслового чтения определений;

- умение работать в малой группе, учитывая позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;

- определение способа работы в группе;

- развитие самооценки;

предметных:

- осознание целостности окружающего мира;

- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, опыт, сравнение);

- выделять и описывать признаки предметов и явлений природы, т.е. уметь объяснять мир и своё отношение к миру.

Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны.

Понятия: лесная зона, тайга, лиственные леса.

Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое тайга и лиственные леса.

Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки пейзажей лесов, гербарий лесных растений, муляжи грибов, плакат “Леса умеренного пояса” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса” и разрезные карточки растений и животных лесов к нему; запись звуков птиц и зверей; интерактивная доска; “Детская энциклопедия” - интерактивная карта мира – тайга.

Ход урока

I. Самоопределение

- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие с нашими друзьями Мишей и Леной. Для этого мы разбились по группам. Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное результативно.

- Вспомните правила работы в группе.

В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

- Девиз сегодняшнего урока:

“Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!”

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Послушайте мой рассказ и определите, о каком природном поясе идёт речь.

- Здесь суша и море почти круглый год покрыты льдом и плотным слоем снега, по которому можно ходить не проваливаясь. Здесь очень суровый климат: зима продолжается дольше, чем учебный год, а лето длится всего один месяц. Косые лучи солнца не могут, как следует, прогреть землю, и поэтому за лето успевает оттаять только самый верхний слой почвы, ниже которого сохраняется вечная мерзлота.

- О каком тепловом поясе идёт речь? Покажите его на карте. (Отвечает группа, которая подготовилась быстрее, остальные добавляют)

- Что такое природная зональность? (Крупные области со сходными природными условиями, растительным и животным миром).

Работа в парах: 

- Продемонстрируйте закон природной зональности. (Дети получают карточки с названиями природных зон). Расположите названия природных зон в правильной последовательности.

Ледяные пустыни.
Тундра и лесотундра.
Леса умеренного пояса.
Лесостепи и степи.
Пустыни и полупустыни.

У учителя в руках корзина с грибами. Звучат голоса птиц и зверей.

- Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня совершим путешествие? Предположения детей.

В классе висит карта природных зон, плакаты “Леса умеренного пояса” и “Природные зоны тундры”.

- У нас висят две таблицы. Давайте посмотрим на первую. Экосистема какой природной зоны здесь изображена? (Тундра) Покажите эту зону на карте. Какой это тепловой пояс?

- А какой природной зоне посвящена следующая таблица? Кто сможет показать эту зону на карте. Какой это пояс?

- Одинаковы ли климатические условия обитания в такой обширной природной зоне?

Дети высказывают свои предположения.

– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Предположения детей: Природные зоны умеренного пояса.

- Составим план урока.

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

- Ребята, что нам предстоит сделать и что нам поможет в этом?

- Мы думаем, что нам нужно узнать:

1) Как называются природные зоны умеренного пояса.

2) Рассмотреть климатические особенности экосистем.

3) Рассмотреть живые организмы разных “профессий” и узнать, как они сумели приспособиться к условиям окружающей среды.

1. Экосистемы.

2. Климатические особенности.

3. Приспособленность живых организмов.

-  Что в этом может помочь? (В этом нам поможет карта и учебник.)

- Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

- Какие умения формировали? (извлекать информацию из карт и текста, планировать свою деятельность, высказывать предположения)

III. Совместное открытие знаний

- Как вы думаете, какие зоны встречаются в умеренном поясе? (В умеренном поясе встречается несколько зон: лесные и засушливые.)

- Сегодня мы отправимся в лесную зону.

На доске появляется тема урока: Леса умеренного пояса.

- Отвечаем на второй вопрос. Что нам нужно выяснить? (Мы должны определить климатические особенности данной зоны.)

- Вспомните особенности климата в умеренном поясе, чем он отличается от климата холодного пояса? Предположения детей. Далее происходит согласование версий с помощью учебника на с. 20.

- Лесная зона очень обширна. По вашему мнению, одинаковы ли климатические условия северной части лесной зоны и южной её части? (На севере лесной зоны, ближе к тундре, не может быть теплее, чем в южных районах лесной зоны. Значит, и климатические условия, и обитатели экосистем разные.)

- Как называется северная часть лесной зоны? Какие леса там преобладают?

Дети высказывают свои версии, ответы проверяют в учебнике на с. 21.

- Мы выяснили, что в умеренном поясе две лесные зоны: зона хвойных лесов – тайга и зона лиственных (смешанных, широколиственных) лесов.

- Ребята, а на каких материках встречаются эти зоны? Каждый должен найти ответ на этот вопрос с помощью карты, выяснить, на каких материках присутствуют зоны хвойных и широколиственных лесов.

- Как вы думаете, лесная зона какого материка описывается в учебнике? (Мы думаем, что это Евразия)

- Ответили ли мы на вопросы? Какой остался? (Остался ещё третий вопрос, о том, как приспособились живые организмы к условиям окружающей среды.)

- Давайте на минутку заглянем в лес. (Работа на интерактивной доске с “Детской энциклопедией” - интерактивная карта мира - тайга)

Физминутка.

- Я приготовила карточки с изображением жителей лесной зоны. Если это птица, вы машете руками-крыльями, если это насекомое – приседаете, если зверь – изображаете его пантомимой.

- Возьмите себе по одной карточке. (Дети разбирают карточки)

- Распределитесь по “профессиям” (Дети распределяются в три группы: “Кормильцы”, “Едоки”, “Мусорщики”)

- Почему вы так распределились?

- Интересно, как жители лесной зоны приспосабливаются к условиям жизни?

- Давайте поделим зону поисков:

Приспособления растений.

Приспособления зверей.

Приспособления птиц.

Приспособление насекомых.

Группы готовят сообщения по заранее составленному для каждой группы плану:

1. Приспособления растений.

    1. Разделите все растения на жителей тайги и широколиственных лесов.
    2. Жителей тайги прикрепите на доску в верхнем левом углу.
    3. Жителей широколиственных лесов прикрепите на доску в нижнем правом углу.
    4. Объясните своё разделение.
    5. Расскажите, как приспособились хвойные (стр. 21 вверху и стр. 23).
    6. Расскажите, как приспособились лиственные (стр. 21 под картинками и стр. 23).

2. Приспособление насекомых:

    1. Разделите всех насекомых на две группы: живущих на деревьях и в почве.
    2. Живущих на деревьях прикрепите на доске возле деревьев.
    3. Живущих в почве прикрепите на доске в нижнем левом углу.
    4. Расскажите, как приспосабливаются насекомые к жизни в лесной зоне (зимняя спячка, защитная окраска).
    5. Расскажите о пользе насекомых (стр. 22).

3. Приспособление птиц.

    1. Расскажите о том, как приспособились к жизни в лесной зоне птицы (стр. 21 внизу) (перемещения в более тёплые места; семена и зимой).
    2. Прикрепите птиц на доске: в зависимости от их питания (стр. 20 внизу), остальных прикрепите на доске в середине вверху.
    3. Расскажите об особенностях жизни клеста.

4. Приспособление зверей.

    1. Прикрепите животных на доске в зависимости от их места обитания (например, на деревьях), остальных прикрепите в середине доски.
    2. Расскажите о приспособлении к жизни в лесной зоне зверей (стр. 21 внизу, стр. 23) – зимняя спячка; – перемещения в более тёплые места; – запасы на зиму и усиленное питание осенью.

- Посмотрите, какая гармония: каждый на своём месте, никто никому не мешает. В природе нет ничего лишнего.

IV. Применение нового знания

Работа в группах.

- Ребята, ответьте на вопросы. Как связаны данные животные и растения? Кто кому помогает? (Вопросы по рисункам на с. 20–21.)

Работа с Рабочей тетрадью и на нетбуках.

- Разделитесь на две группы: 1-я группа работает с нетбуками, вторая группа начинает выполнять задания в рабочей тетради: стр. 47, № 5, 6, 7 по выбору

V. Итог урока

- Какие особенности климата благоприятны для жизни деревьев? Кто ещё помогает им? (Для жизни деревьев благоприятно то, что в умеренном поясе значительно теплее и продолжительнее лето. За это время на растениях успевают созревать плоды. Ещё важно, что и влаги для деревьев достаточно, и почва плодородная.)

- Какие бывают леса?  Какую роль в жизни человека играет лес?   Какие связи существуют между живой и неживой природой?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

VI. Домашнее задание

- Подготовьте сообщение об одном из жителей лесной зоны.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. (“Наша планета Земля”). 2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – 4-е изд., перераб. — М.: Баласс; Школьный дом, 2011. — 144 с., ил. (Образовательная система “Школа 2100”).
  2. А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова Методические рекомендации для учителяй. Окружающий мир (“Наша планета Земля”). 2-й класс. – М.: Баласс, 2008. – 416 с. (Образовательная система “Школа 2100”).