Цель: знакомство учащихся с клоуз-тестом.
Задачи.
- Знакомство учащихся с рассказом Д.Н. Мамина-Сибиряка “Приемыш”, обогащение словарного запаса и активизация речевой деятельности.
- Развитие логического мышления, воображения, умения выявлять авторскую позицию.
- Воспитание любви к чтению, родной природе.
Оборудование и наглядность: проектор, тексты рассказа и карты текста, выставка книг писателя, рисунки, зонтики.
Эргономические составляющие урока для устранения статической физической нагрузки обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, ответы с места с непременным вставанием учеников, выход к доске, работа в парах, физкультминутка, правильное освещение.
Эстетические составляющие урока: в ходе учебного занятия использовалась музыка Ф. Шопена, рассказы Д.Н. Мамина- Сибиряка, стихи про дождь русских поэтов.
I. Организационный момент.
Звучит музыка дождя Ф. Шопена, под которую ученица с зонтиком рассказывает стихотворение Н. Радченко
Зонтик в дождь пошёл гулять,
Но забыл он… зонтик взять!
Под дождём в короткий срок
Сильно зонтик наш намок.
Но сказал он: "Не беда!
Если с неба льёт вода!
Если б дождик перестал -
Я бы вовсе не гулял!"
II. Эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где звучит такая музыка? (Во время дождя в лесу)
- Что такое дождь?
- Кто из вас был в лесу и попадал под дождь? Какие эмоции вы испытывали? Возможно, такие, какие описала Агния Барто в стихотворении “Дождь в лесу”. Слушаем чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Мы ходили по грибы,
Забирались под дубы.
Вдруг — дождь!
Да какой!
Стала просека рекой!
“Я гляжу из-под плаща,
Как, треща и трепеща,
Гнутся ветки на весу.
Дождь в лесу!
Дождь в лесу!
Нету больше тишины.
Мы стоим оглушены:
Ливень с ветром пополам
Бьёт по веткам, по стволам!
Ветер, ветер захлестал,
Листья все перелистал.
Дождь в лесу!
Дождь в лесу!
Не грибы домой несу —
Одни дождинки на носу.
- Сейчас мы совершим путешествие в загадочный и интересный мир леса в дождь.
- Ребята, давайте возьмем в путешествие зонтик. Вы согласны? (Рисунок зонтика или зонтик каждый ученик принес на урок)
- Итак, отправляемся в путешествие.
- Закройте глаза, представьте лето, лес и дождь, звучит музыка.
III. Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом (текст раздается каждому ученику).
- Но текст не простой. Послушайте внимательно. Что необычного вы заметили?
- Да, это текст с пропущенными словами.
… летний день. Я люблю в такую погоду бродить по
лесу, особенно когда впереди есть теплый уголок,
где можно обсушиться и … . В городе в такую погоду
– … , а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы
идете по чуть … ковру из прошлогоднего палого
листа и осыпавшихся игл сосны и ели. Деревья …
дождевыми каплями, которые сыплются на … при
каждом движении. А когда выглянет солнце после
такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь …
алмазными искрами. Что-то … и радостное кругом
вас, и вы чувствуете себя на этом празднике
желанным, дорогим гостем. #
Д.Н. Мамин-Сибиряк “Приемыш”
95 слов
Карта текста (размещена на обратной стороне
листа с текстом).
- Пропущенные слова: дождливый, обогреться, грязь, отсыревшему, покрыты, горит, праздничное.
Прочитайте текст.
- О чём он?
- Озаглавьте его.
- Чтобы продолжить путешествие, я предлагаю вам побыть в роли писателя. Вы должны вставить в текст подходящие по смыслу слова.
IV. Самостоятельная работа.
- У каждого из вас на парте лежит этот текст. Попробуйте самостоятельно подобрать пропущенные слова.
V. Физминутка
Приплыли тучи дождевые.
Лей, дождик, лей!
(руки вытянуты, ладоши вниз)
Дождинки пляшут,
(потрясти руками, потопать ногами)
Как живые,
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт,
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(наклониться, присесть)
VI. Продолжение работы с текстом.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Все слова записываются на доске)
- Ребята, посмотрите, сколько слов вы смогли подобрать. Выделим только те слова, которые больше всего подходят к этому тексту (обсуждение).
- Вам хотелось бы узнать, совпала ли ваша позиция в выборе слов с авторской?
Учащиеся слушают аудио версию рассказа и смотрят на карту текста.
- Кто-нибудь из вас догадался, к какому произведению относится этот текст? Кто автор? Расскажите о нем. Какие рассказы этого автора вы прочли к этому уроку?
Подготовленный ученик рассказывает учащимся о жизни и творчестве писателя. Можно подготовить выставку его книг.
Мамин-Сибиряк (псевдоним; настоящая фамилия Мамин) Дмитрий Наркисович [25.10(6.11).1852, Висимо-Шайтанский завод, ныне Висим Свердловской области, — 2(15).11.1912, Петербург], русский писатель. Родился в семье священника. Учился в Пермской духовной семинарии (1868—1872). В 1872 поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии; не окончив её, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В 1877 был вынужден из-за материальной необеспеченности оставить университет и уехать на Урал, где находился до 1891. Затем жил в Петербурге и Царском Селе. Начал печататься в 1875. Известность писателю принёс цикл романов преимущественно из горнозаводской жизни: "Приваловские миллионы" (1883), "Горное гнездо" (1884), "Дикое счастье" (1884, первоначальное название "Жилка"), "Три конца" (1890), "Золото" (1892), "Хлеб" (1895), а также циклы очерков, рассказов и повестей — "Уральские рассказы" (т. 1—2, 1888—89; т. 3 — 1899, т. 4 — 1901), "Сибирские рассказы" и др. Произведения М.-С. представляют собой сатирическую летопись буржуазного хищничества и огромную по своим масштабам эпопею народной жизни. Его романы отличаются многоплановостью и сложностью композиционных форм, правдивым изображением буржуазного быта, вниманием к жизни рабочей массы и особенно к сложным процессам формирования самосознания рабочих. Мировоззрение и талант писателя складывались под воздействием демократической философии и революционного движения 60—80-х годов. В историю русской литературы он вошёл как выдающийся писатель-реалист, певец героического труда рабочего человека. М.-С. писал в различных жанрах; ему принадлежат также драматические произведения, легенды, исторические повести и автобиографические произведения (роман "Черты из жизни Пепко", 1894, "Из далёкого прошлого", 1902). Некоторые произведения М.-С. отмечены чертами натурализма. Глубоким пониманием детской психологии отличаются рассказы и сказки М.-С. о детях и для детей: "Алёнушкины сказки" (1894—96), рассказы "Емеля-охотник" (1884), "Зимовье на Студёной" (1892), "Серая шейка" (1893) и др.
Художественный талант М.-С. высоко ценили И.С. Лесков. А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Как о своём друге и учителе говорил о писателе М. Горький.
VII. Подведение итогов
- Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке ?
- Пусть в вашей жизни всегда будет повод для улыбки, приятные сюрпризы ждут вас каждый день. А книга станет вашим хорошим другом.
VIII. Рефлексия
- Когда заканчивается дождь, что делают люди? (радуются)
- Тем, кому было сегодня интересно на уроке, встаньте и улыбнитесь.
- Спасибо за работу!
Комментарии
Клоуз-тест - закрытый тест, текст с пропущенными словами.
Одна из основных тенденций современной методики преподавания литературного чтения – текстоцентричность, где текстовое начало является главным, поэтому преимущество клоуз-теста заключается в следующем:
- одновременно является обучающим и диагностирующим;
- несет творческое начало;
- способствует глубокому проникновению в содержание текста и развитию умения выявлять авторскую позицию;
- способствует активизации и обогащению словарного запаса и активизации речевой деятельности.
Алгоритм работы с клоуз-тестом
- Чтение текста.
- Озаглавливание. Обсуждение заголовка.
- Подбор ключевых слов.
- Обсуждение. Сбор материала.
- Подсчет количества противоречий и определение речевого уровня учащихся.
Уровень речевого развития учащихся определяется по формуле N · 100/ а·k, где:
N - количество несовпадений, а – количество пропущенных слов, k – количество учеников.
Показатели N высоки – это говорит о высоком словарном запасе детей.