Открытый урок по теме "Белые, красные, зеленые…"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  • На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину противостояния социальных и политических сил в годы гражданской войны.
  • Сформировать у учащихся представление о многогранности исторического процесса.
  • Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.
  • Развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа документа.
  • Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.
  • Воспитывать любовь к истории страны, гражданственность, ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Цель: систематизировать знания по истории гражданской войны через анализ воспоминаний современников и анализ исторических источников.

ХОД УРОКА

Звучит песня «По долинам и по взгорьям» (Эта песня, как и некоторые другие марши красных,  была переложена с марша белогвардейцев)
Учитель цитирует стихи:

«Я вижу, как рушатся царские троны,
когда их сметает людской ураган.
Республику сделает хуже короны
И белых и красных жестокий обман».

Так из глубины XVI века вещал Люка Кори, больше известный нам под именем Мишеля Нострадамуса. Многие полагают, что известный поэт, мистик и мыслитель предсказал события гражданской войны XX века в России.  Но не будем обращаться к мистике, поговорим о событиях реальных. БЕЛЫЕ, КРАСНЫЕ, ЗАЛЁНЫЕ… КТО ОНИ?

Приложение 2

СТИХ № 1

Так ответил на поставленный вопрос поэт. Мы же попытаемся найти свой ответ или ответы.
Сегодня на уроке должны, используя полученные ранее знания, а также тексты документов, высказать свои суждения по следующим вопросам:

Приложение 1

СЛАЙД № 3

  • Кто виноват в развязывании гражданской войны в России?
  • Цели борьбы. За какие идеалы белые, красные и зелёные подняли оружие?
  • Методы борьбы.

Но прежде давайте вспомним, что такое гражданская война?

СЛАЙД № 4

Гражданская война – вооруженная борьба между большевиками, захватившими власть в стране и провозгласившими создание Советской Республики, и различными силами, отказавшимися признать советскую власть.

СЛАЙД № 5

В советское время энциклопедии определяли гражданскую войну как

Организованную вооружённую борьбу за государственную власть между классами, социальными группами, как наиболее острую форму классовой борьбы.

Сегодня вполне очевидно, однако, что гражданская война самая бессмысленная изо всех войн.

В современной исторической науке существуют различные точки зрения на историю гражданской войны, и бесспорно, изучение исторических источников и документов позволяет сформировать своё отношение к данному событию.
Итак, кто же виноват в развязывании гражданской войны в России?

Ответы учащихся

Цель нашей дискуссии – это не поиск однозначных и окончательных истин.
Каждый участник разговора может остаться при своём мнении.
А теперь давайте поразмышляем о том, каковы были цели борьбы. За какие идеалы белые, красные и зелёные подняли оружие?

(учащиеся изучают документы)

Может быть, ответив на эти вопросы (или приблизившись к ответам) мы сумеем понять, почему, по разные стороны баррикад оказались бывшие друзья, сослуживцы, близкие родственники. Так, штаб Фрунзе возглавлял Николай Семёнович Махров, а начальником штаба у барона Врангеля был его брат Пётр Семёнович Махров. В штабе у Тухачевского работал генерал Николай Владимирович Соллогуб, а в штабе у Пилсудского – его двоюродный  брат, Владимир Александрович Соллогуб.

Давайте ещё раз вспомним красных командиров СЛАЙДЫ №№ 6, 7, 8, 9, 10

Красные видели свою цель в построении царства социализма в мировом масштабе путём перманентной революции, одним из элементов которой является гражданская война.

СЛАЙДЫ №№  11, 12, 13, 14, 15

Белые стремились к осуществлению не менее смутного идеала, окрашенного, однако, в демократические и патриотические тона.

СЛАЙД № 16

Зелёные стремились к свободе интересов крестьян и рабочих.
А теперь перейдём к методам борьбы.
Дело в том, что любая война имеет свои законы. В пылу борьбы её участники забывают о прощении, милосердии, жалости. Жестокость войны нельзя оправдать, но её можно понять. Попробуем это сделать. Кто виноват в развязывании террора, в беззаконии и насилии? Обратимся к документам.
Слово КРАСНЫМ. (изучив  документы, ответы учеников)
Красный террор был осознанной государственной политикой. Как известно, красный террор был оформлен специальным декретом в сентябре 1918 года после покушения на лидера большевиков Ленина. Но, не надо забывать, что уже в декабре 1917 года была создана ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. В июне 1918 года была восстановлена смертная казнь.
Красный террор был нацелен не только ан подавление и запугивание реальных или потенциальных противников (предпринимательства, старого офицерства, священнослужителей, зажиточного крестьянства, «интеллигенции»), но и на «перевоспитание» трудящихся масс. Поэтому, утверждение, что красный террор есть ответ на террор белый, верно лишь отчасти.
Слово БЕЛЫМ (изучив  документы, ответы учеников)

Трудно оправдать подобные злодеяния. Основной идеей белого движения было восстановление боеспособной армии для отпора большевизму и возрождение великой и неделимой России. Но разве цель оправдывает средства? Имея только цель, и не имея конкретной программы действий (например, аграрной) белое движение было обречено ан провал. По мере того, как это становилось наиболее ясным, ненависть к большевизму и его лидерам сменялась злобой, бесцельной жестокостью.

СТИХ № 2

Людей, занимавших подобную позицию не так уж много, зато весьма массовым было зелёное движение, участники которого не желали признавать ни власть белых, ни власти красных.

Причины и цели крестьянских выступлений в тылу противоборствующих сил:

Земледельцы в массе своей не поддержали белых, т.к. не хотели власти помещиков. Большевики дали крестьянству землю и обеспечили – на первых порах – лояльность большинства сельских жителей.
Исход борьбы в огромной степени зависел от выбора массы населения – среднего крестьянства. А оно не желало воевать, надеясь переждать тревожное время. Этим объясняется уклонение крестьян от мобилизации в красную армию.
Белогвардейцы же не смогли найти общий язык с крестьянством. (Как уже говорилось ранее, у белого движения не было единой аграрной программы).
В чем причины популярности «Зелёных»  у крестьян?

Отмена частной собственности на землю, запрещение аренды, наёмного труда, уравнение в нормах землепользования, владения скотом и инвентарем порождали враждебное отношение к большевикам. Крестьяне уклонялись от мобилизации в Красную Армию. Иногда пассивное сопротивление перерастало в вооруженную борьбу. Так, в Кунгурском уезде Пермской губернии в июне 1918 года было 1 восстание, а в июле, в связи с призывом в Красную Армию уже 17.

Крестьянство выступало против злоупотреблений продотрядов, против изъятий хлеба, реквизиций скота. С усилением репрессий деревня перешла к методам крестьянской войны – террору против коммунистов и советских работников, разгрому колхозов, совхозов. Прекратилась сдача хлеба. Леса наполнились армиями зелёных, державших в страхе сельские власти. Восстания отмечались в центральной России, в Поволжье, на Урале, в Сибири.

На юге России действовала армия Нестора Ивановича Махно.

СЛАЙД № 17

 Затем движение охватило юг Украины, Причерноморье, Северный Кавказ, Крым.

СТИХ № 3

Заключение

Клод Анри де Сен – Симон как-то написал, что если Франция внезапно потеряет 50 лучших представителей каждой профессии, то нация станет телом без души.

Россия в годы I Мировой и Гражданской войны потеряла гораздо больше. СЛАЙДЫ № 19, 20

Понадобились десятки лет, чтобы заново оценить те события и осознать простейшую из истин: в гражданской войне нет ни победителей, ни побеждённых – это народная трагедия.

СЛАЙД № 21

ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ЖЕРТВАМ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ.

Памятник представлен композицией из фигуры женщины в чёрном, символизирующей Россию, она склонилась над телами двух сыновей. Один из них – в будёновке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно.

Внизу на плите выбиты строчки стихотворения Марины Цветаевой:

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла.

1918-1920гг.