Образ матери в искусстве

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить детей с особенностями изображения образа матери в искусстве.

Задачи:

- познакомить с различными жанрами литературы;

- научить детей рассматривать и понимать произведения живописи;

- научить слушать музыку, воспринимая глубину чувств музыкального языка.

Материал.

Ю. Яковлев “Мама” - рассказ; музыкальное произведение: Ф. Шуберт “Ave Maria”; иллюстрации картин: А.Дайнека “Мать”, О.Ренуар “Мадам Шарпатье со своими детьми”, Б.Кустодиев “Утро”, А.Шилов “Портрет матери”; плакат “Родина-мать, зовет!”; икона Казанской Божьей матери; палитра.

Содержание.

Педагог: Ребята, сегодня наш разговор пойдет о самом главном и дорогом для нас человеке.

Я прочту вам стихи, думаю, что вы без труда догадаетесь, о ком пойдет речь (“Разговор о маме” Н.Саконская).

Мы любим её как хорошего друга.
За то, что у нас с нею всё сообща.
За то, что когда нам становится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза,
Но стоит с повинной прийти головою -
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она наша … (мама)
Мы крепко и нежно любим её.

Педагог: Правильно мы поговорим о маме. Мама - самое прекрасное слово на земле!

Оно звучит на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и нежные руки.

У мамы самое верное и чуткое сердце. И сколько бы ни было тебе лет – 5 или 50, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд.

Художники, поэты, писатели, композиторы, посвящают ей свои произведения.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации картин Б.Кустодиев “Утро”, А. Дайнека “Мать”, О.Ренуар “Мадам Шарпатье со своими детьми”. Дает определение бытового жанра.

Вопросы.

- Кого вы видите на этих картинах, и что объединяет их?

- Чем занята мама?

- Какой изобразили художники маму? Какой у неё характер?

- Трудно ли быть мамой?

Педагог: Что больше всего любят делать ваши мамы? Попробуйте ответить на этот вопрос не словами, а движениями. Мы постараемся угадать.

Игра-пантомима “Я покажу – ты отгадай”

Педагог: Многие художники пишут портреты своих мам и так точно передают их образы, что кажется, будто перед нами фотография. Дает определение портрета.

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию картины “Портрет матери”, написанную художником А.М.Шиловым.

Вопросы.

- Какой изобразил художник свою маму? (Доброй, строгой, грустной, весёлой).

- Какие цвета использовал художник? Найдите их на палитре.

- Какие цвета использовали бы вы, рисуя портрет своей мамы? Покажите.

- Выразительна ли эта картина? Что она выражает: добро или зло? Почему?

Педагог предлагает обвести в воздухе контуры - воротника, платка, руки, фигуры. Вместе с детьми определяют, каких линий больше на портрете: плавных или угловатых; округлых или прямых.

- Какими движениями вас гладит мама? Дети показывают.

- А как нежно обнимает вас мама? Как ласково называет?

Показ иконы Казанской Божьей матери.

Педагог: Ребята, обратите внимание как Мария нежно “милует” своё дитя – маленького Иисуса. Такой тип изображения называется нежным, трепетным словом “умиление” и относится к иконописи – вид живописи религиозного содержания. Икона – это изображение лиц или событий священной или библейской истории, являющееся  предметом почитания. Обратите внимание скорбным взглядом Богоматерь “обнимает” весь мир с его прошлым и будущим. Она смотрит и на нас и на младенца.

Лицо Девы Марии доброе, чистое, ласковое. С какой нежностью, с какой любовью она смотрит на своего малыша.

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках! С.Островой

Композиторы тоже посвящали свои произведения матери. С помощью музыки они хотели показать и передать свою любовь, уважение, благодарность женщине-матери, дающей жизнь человеку.

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Зажигаются свечи.

Педагог: Наша страна прошла великие испытания и одно из них – Великая Отечественная война.

Россия – Мать! Тебе хвала
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала. Н.Жмуров, Г.Петров

Демонстрация плаката “Родина-мать, зовёт!”

Педагог: Перед вами плакат – вид графики в изобразительном искусстве. Плакат - броское крупноформатное изображение с кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных целях.

“Родина – мать, зовёт!” - знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе. Давайте вглядимся в лицо этой женщины.

В нем отразилась боль и тревога, горе всех женщин, проводивших на фронт своих родных и близких.

Вопросы.

- Как вы думаете, к чему призывает этот плакат?

- Почему художники, поэты, писатели называют нашу Россию, Родину матерью?

Ответом может послужить стихотворение А.Старикова “Мама и Родина”. Педагог читает.

Педагог: В народе живет много хороших, добрых пословиц о матери, которые передаются из поколения к поколению. Дети, какие вы знаете? Давайте вспомним.

  1. Нет милей дружка, чем родная матушка.
  2. При солнышке светло, при матушки добро.
  3. Материнская молитва со дна моря достанет.
  4. Материнская забота в огне не горит, в воде не тонет.
  5. Материнское сердце в детях.
  6. Птица рада весне, а младенец матери.
  7. Материнская ласка конца не знает.

Педагог: О маме очень много написано не только картин, стихов, но и рассказов.

Рассказ – это литературное произведение. В рассказе описываются различные случаи, события, истории, которые происходят с людьми, животными, предметами. Рассказ может быть посвящён одному человеку, например, маме.

Предлагаю вашему вниманию послушать рассказ Ю.Яковлева “Мама”.

Вопросы.

- Какой видел маму автор?

- К чему призывает автор?

- Почему мы должны беречь своих мам?

- С чего начинается Родина? Как думаете вы?

Педагог: Ребята, вот и подошел к концу наш разговор о самом дорогом для нас человеке-маме.

Через различные произведения искусства мы с вами по-новому взглянули на своих мам. Узнали, как можно через цвет, звук, слово рассказать о материнской любви.

Надо любить и беречь своих мам, говорить им добрые слова, радовать их хорошими поступками, вниманием. Это мамам очень приятно.