Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Продукт: результаты опытов о свойствах льда и снега.
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
расширять знания детей о зиме, ее первом месяце декабре, выяснить, почему в народе называют “студень”;
продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.); формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);
развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; умение отмечать красоту природы зимой, применяя образные выражения (снег, как перина, пуховое одеяло, в меховые шапки, шубы одеты деревья и т.д.). Продолжать развивать умение использовать разные техники и материалы в отражении зимнего пейзажа. Развивать воображение, творчество, фантазию;
продолжать воспитывать умение работать в парах, договариваться друг с другом. Прививать любовь к природе;
интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Физическая культура”, “Художественная литература”.
Интеграция деятельностей: коммуникативная, музыкально-художественная.
Оборудование: мультимедийная презентация фотопейзажей зимы, оборудование для опытов (стаканы с водой комнатной температуры, кусочки льда, снег, цветные картонки), карточки – схемы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Ход деятельности
Доброе утро!
Какое еще сегодня утро?
(Морозное, холодное, снежное и т.д.)
Почему так говорим? (Наступила зима)
Назовите приметы зимы (низкая температура воздуха, короткие дни и длинные ночи, солнце не греет, холодный северный ветер, из туч идет снег, лёд сковал реки и т.д.)
После какого времени года наступает зима?
Назовите зимние месяцы.
А сейчас какой месяц?
Это месяц, какого времени года?
Почему же тогда говорим, что наступила зима? (Мы живем в Сибири, зима начинается раньше)
Календарная зима начинается с декабря.
В народе декабрь называют студень. Как вы думаете, почему так назвали?
Давайте прочитаем отрывок из произведения В.Бианки и узнаем, верны ли наши предположения.
“Декабрь – студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает. С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растёт. Не успела еще зима войти в полную силу, а уж близится день рождения солнца – 23 декабря. Солнце вернется в мир. С солнцем возродится жизнь. Но надо еще пережить зиму”.
Верны ли наши предположения?
Как вы думаете, можно ли зиму спутать с другим временем года? Почему? Любимый цвет зимы? Картину зимы рисует всегда снег. Давайте ребята рассмотрим зимние пейзажи. (Под спокойную музыку рассматривают с экрана мультимедийную презентацию).
Что можно сказать о зимних пейзажах? (Все покрыто снегом, реки скованы льдом, деревья одеты в белые одежды, снеговые шубы, снег искрится на солнце, снег покрыл землю мягким, пушистым одеялом)
Красиво как в снежном царстве!
Глядя на эти прекрасные пейзажи, мне захотелось прочесть отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.
Чародейкою зимой
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
А вам, ребята не захотелось прочесть? Может кто-то из вас знает стихи о зиме? (2-3 читают дети)
Какие рассмотрели пейзажи?
Чем покрыта земля? (Снегом и льдом) Что вы можете сказать о снеге? О льде?
Давайте поиграем.
Если вы услышите слово, которое относится к снегу, то вы будите порхать, кружиться, летать, как снежинки (метель, снегопад, вьюга). А если слово будет относится ко льду, то надо будет застыть, как лед. (Сосулька, льдина, ледяные фигуры)
Проведем несколько опытов, и определить свойства снега и льда (работают за столами, в парах).
Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цв. картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)
Опыт 2. Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)
Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)
Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)
Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).
Опыт 5. Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)
Ребята, подведем итог наших опытов. Пройдем к столу (на столе лежат карточки, показывающие свойства льда и снега). Как обозначим снег? Лед? Выберите карточки, которые по вашему мнению отражают свойства льда, снега. Перечислите разные свойства. Что можно сказать? (Есть не только отличия, но и одинаковые свойства) Что одинаково? (Снег и лед – это тоже вода, только замерзшая).
Сегодня мы выяснили свойства снега и льда, как вы думаете, как снег и лед влияют на жизнь растений и животных?
Предлагаю, дома с родителями поискать ответ на этот вопрос. Где его можно найти? (В книгах, интернете и т.д.) и поговорить об этом в следующий раз.