Творческая работа – самостоятельная учебная научно-исследовательская работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Она имеет цель развития у ученика самостоятельной творческой работы, овладения методами современных научных исследований, углубленного изучения какого-либо вопроса. Обязательным для научной работы является анализ научных исследований , а не их переписывание.
Система исследовательских работ позволяет закреплять в первую очередь теоретические знания учеников, формировать у них умение применять знания при решении прикладных задач, подготавливает к выполнению сложных исследовательских проектов.
Оформление работы
Оптимальный объем работы 12-15 стр. Текст печатается в 1,5 интервала (около 30 строк на странице стандартного формата, включая сноски) в пределах 60-65 знаков на строке (Times New Roman, шрифт 12) на странице стандартного формата А4 на одной странице белого цвета с оставлением полей по краям бумаги: слева – 2 см, справа – 2 см, сверху и снизу – 2 см.
Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление, на них номера страниц не ставятся. Нумерация страниц начинается с первой страницы введения, на которой ставится цифра 3. Номера страниц ставятся над текстом (в середине страницы или правом верхнем углу).
Каждый новый раздел работы (введение, главы, заключение, список использованной литературы, список сокращений, приложения) начинается с новой страницы. Текст параграфа продолжается на той же странице, где закончился предыдущий (с выделением в тексте номера и названия параграфа).
Список литературы обычно составляется в алфавитном порядке. Сведения о ней в “Списке использованных источников и литературы” должны включать: фамилию, инициалы автора (если авторов несколько, то можно указывать фамилию первого из них, например, “Миронов И. П. и др.”), заглавие книги (по титульному листу), место и год издания. Если источником является не книга, а статья в сборнике, то после фамилии автора приводится полное название статьи, а затем после двух косых черт (//) приводится название сборника, место издания, год издания и страницы по тексту сборника. Подобным образом оформляется ссылка на статью из периодической печати, только не упоминается место издания и издательство, зато важно указать название, год и номер периодического издания. Название периодического издания дается без кавычек.
Сноски оформляются постранично внизу листа (или в тексте с указанием в квадратных скобках номера источника из списка литературы и страницы).
При первой ссылке на работу дается ее полное описание, взятое с титульного листа книги, а не с обложки, на которой нередко встречается сокращенный вариант названия.
Примеры оформления сносок
1. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.
Повторные сноски на уже упоминавшиеся издания
Если в работе содержатся ссылки только на одну работу данного автора, то при повторных ссылках на нее название и выходные данные не повторяются, а заменяются словами “Указ. соч.”.
Первая сноска:
1. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999. С. 96.
Повторная сноска:
1. Васильев В.И. Указ. соч. С.11.
Если имеются ссылки на две и более работ одного автора, то при повторной ссылке необходимо повторить полное (или сократить, если оно длинное) название работы, опустив выходные данные. В случае сокращения названия его нужно указать в первом случае дополнительно.
Цит. по: Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и традиции. Москва – Тула, 1997. С.
Защита работы
- Автор работы должен тщательно выверить отпечатанный текст тезиса, аккуратно внеся в него изменения, уточнения и исправления.
- Учащиеся заблаговременно знакомятся с отзывом и рецензией.
- После того, как имеются отзыв руководителя и рецензия, которые положительно оценивают работу, она может быть допущена к защите.
- Защита исследовательской работы должна сопровождаться мультимедийной или стендовой презентацией
Процедура защиты работы состоит из следующих элементов:
- доклад автора работы. По сложившемуся опыту ученик в своей речи должен:
1) кратко обосновать проблему,
2) гипотезу,
3) обосновать поставленные цели и задачи,
4) объект и предмет исследования,
5) методы и способы исследования,
6) выводы и практические рекомендации по возможному применению на практике результатов исследования. Для защиты предоставляется 10-15 минут.
7) вопросы к докладчику, выступление научного руководителя (если он отсутствует, зачитывается его отзыв), ответы на замечания рецензента, выступления неофициальных оппонентов (желающих высказать свою точку зрения, ответы на вопросы и замечания.
Критерии оценки работы
- Четкая постановка цели и задач, четкость выводов, и результатов исследования.
- Самостоятельность в выполнении, отсутствие плагиата (присвоения чужих материалов и выводов без ссылок на автора).
- .Выполнение всех требований, предъявляемых к оформлению работы.
- Характер и качество (убедительность) доказательность гипотезы, краткие и точные выводы с опорой на данные исследования.
- Корректности постановки эксперимента или социологического исследования.
- Корректность использования математико-статистических методов.
- Возможность использования, полученных данных, изложенных в практических рекомендациях.
Приложение (Образцы)