Теоретико-практическое занятие по теории и методике преподавания иностранного языка.
Время занятия: 90 минут. Тип занятия: комбинированное.
Цели: Главная цель занятия: Создать у студентов теоретическую и практическую базу обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в общеобразовательной школе для их будущей профессиональной деятельности.
Сопутствующие цели:
- Познакомить студентов с наиболее важными методами, средствами и организационными формами обучения просмотровому чтению.
- Сформировать у них умения творчески и эффективно применять эти методы, средства и формы обучения просмотровому чтению на базовом и профессиональном уровнях.
Задачи:
- Образовательные:
Материалы: ноутбук, проектор, доска, маркер, раздаточный материал (карточки с заданиями).
Прогнозируемый результат:
– Обучающиеся знают виды просмотрового чтения, умеют их разграничивать и
обособлять; владеют методами, средствами и организационными формами обучения
просмотровому чтению.
– Обучающиеся способны составить комплекс упражнений для обучения просмотровому
чтению, включающий упражнения на развитие зрительного восприятия, работу с
иллюстративным материалом, заглавием текста, упражнения для овладения
структурно-композиционными особенностями текстов для учащихся девятого класса
общеобразовательной школы.
Литература:
- Бойко, В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты . СПб.; 1987. – 66 c.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход – М.; 1991.
- Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения . – М.; 2006. –128 с.
- Качалова, Л.П. Педагогические технологии . . – Шадринск, 2001.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск: ВШ, 1997. Автор: Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др.
- Общая методика обучения иностранным языкам: Хретоматия./Составитель А.А. Леонтьев. М.: Рус. яз. 1991.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.; 2010
- Фоминых М.В. Воспитательный потенциал проблемно-модельного тренинга в условиях профессионально-педагогического образования. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11-14 ноября 2013. Том I. С.241–243.
- Jane Willis. Teaching English Through English. A Course in Classroom Language and Techniques. Longman, 2012.
Этапы:
1. Организационный момент. (Примерное время этапа 5 минут.)
1.1. Цели этапа: Ввести учащихся в атмосферу занятия, настроить на занятие по теории и методике преподавания иностранного языка.
1.2. Задачи этапа: определить цель занятия совместно со студентами; определить (при необходимости скорректировать) настрой студентов на учебную деятельность.
1.3. Организационные приемы / Методы: беседа.
1.4. Методическое оснащение: –
1.5. Возможные трудности: не полный состав группы, дезориентированность внимания обучающихся.
1.6. Содержание этапа: Преподаватель приветствует студентов. Происходит отметка присутствующих на занятии и постановка темы и целей занятия.
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. (Примерное время этапа 10 минут.)
2.1. Цели этапа: Определить уровень освоения материала предыдущего занятия и при необходимости скорректировать задачи текущего занятия.
2.2. Задачи этапа: Активизировать учебную деятельность обучающихся; настроить (мотивировать) на изучение нового материала.
2.3. Организационные приемы / Методы: беседа, метод логического анализа, групповая работа.
2.4. Методическое оснащение: доска, маркер, раздаточный материал.
2.5. Возможные трудности: студенты не могут точно сформулировать понятие чтения, путаются в видах чтения, сомневаются в своих ответах.
2.6. Содержание этапа: Студентам предлагается ответить на ряд вопросов в свободной форме. Отвечают желающие. Список вопросов для опроса студентов: 1. Каковы роль и место чтения в обучении иностранным языкам? 2. Назовите основные виды чтения. 3. Что означает ознакомительное чтение? Чем оно отличается от изучающего? Далее студентам предлагается разделиться на две группы. Обе группы получают раздаточный материал – карточки с заданиями. Группы выполняют задания на карточках и затем поочередно зачитывают ответы и вместе их обсуждают.
Раздаточный материал. Карточки с заданиями:
Впишите пропущенное:
1. Чтение входит в сферу ___________________деятельности людей и обеспечивает в
ней письменную форму ____________общения.
2. Чтение рассматривается как ___________речевая деятельность, которая
складывается из восприятия и осмысления письменной речи.
3. Понимание содержания читаемого происходит на основе тех же
____________процессов, как и понимание при_________.
4. Обычно различают два основных уровня понимания — уровень значения и
уровень_________.
5. По форме организации различают классное и ________чтение, учебное (по заданию
учителя) и реальное, или ______________(по инициативе самого учащегося),
____________(все читают одну и ту же книгу) и индивидуальное; чтение вслух может
быть __________и индивидуальным.
6. Назовите три этапа работы с текстом:________________.
7. Приведите примеры упражнений для обучения ознакомительному чтению на
предтекстовом этапе: __________________
Ответы:
1. Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и
обеспечивает в ней письменную форму вербального общения.
2. Чтение рассматривается как рецептивная речевая деятельность, которая
складывается из восприятия и осмысления письменной речи.
3. Понимание содержания читаемого происходит на основе тех же психологических
процессов, как и понимание при слушании.
4. Обычно различают два основных уровня понимания — уровень значения и уровень
смысла.
5. По форме организации различают классное и домашнее чтение, учебное (по
заданию учителя) и реальное, или самостоятельное (по инициативе самого
учащегося), фронтальное (все читают одну и ту же книгу) и индивидуальное; чтение
вслух может быть хоровым и индивидуальным.
6. Назовите три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.
7. Приведите примеры упражнений для обучения ознакомительному чтению на
предтекстовом этапе: посмотрите на иллюстрацию к тексту и угадайте, о ком/чем
пойдет речь в тексте; посмотрите на доску, прочитайте прилагательные и
постарайтесь догадаться о том, кто герой рассказа.
3. Изучение нового учебного материала. (Примерное время этапа 35 минут.)
3.1. Цели этапа: ознакомление с новым учебным материалом (просмотровое чтение, его виды).
3.2. Задачи этапа: дать понятие просмотровому чтению и его видам; изучить
3.3. Организационные приемы / Методы: лекция, беседа, учебная дискуссия, метод проблемного изложения материала,
3.4. Методическое оснащение: доска, маркер, проектор, ноутбук.
3.5. Возможные трудности: недопонимание сущности подвидов просмотрового чтения; рассеянность и дезориентированность внимания студентов; неполадки с техникой.
3.6. Содержание этапа: Студентам предлагается прослушать лекцию и записать тезисы:
План лекции:
1. Обучение просмотровому чтению в России и зарубежом.
2. Сложности обучения просмотровому чтению.
3. Виды просмотрового чтения.
4. Особенности программы и стандарта в области чтения.
5. Контроль просмотрового чтения.
Основные тезисы лекции:
Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности. Соблюдение этого положения очень важно, так как оно не только создает правильную ориентацию учащихся, но и способствует более быстрому формированию необходимых умений на иностранном языке. Возможности чтения как средства обучения часто приводят к тому, что на практике оно и используется преимущественно в этой функции: тексты предназначаются для ознакомления с новым языковым материалом, для пересказов близко к тексту и т.д. Эти виды работы, полезные в других отношениях, задерживают становление зрелого чтения, и у учащихся складывается отношение к чтению текста как к упражнению с языковым материалом. В результате чтение как речевое умение у многих выпускников школы не достигает уровня, позволяющего пользоваться им практически. Чтобы это не происходило, тексты необходимо в первую очередь рассматривать как материла для практики в деятельности. Поэтому чтение текста всегда должно выступать как конкретный акт коммуникации, т.е. быть направлено на его понимание, причем не на понимание вообще, а той степени полноты и точности, которая соответствует развиваемому в данный момент виду чтения. Управление характером понимания (видом чтения) осуществляется в учебном процессе с помощью задания учащемуся доя чтения текста и последующей проверки понимания содержания (не отдельных языковых фактов) прочитанного. Поэтому и задание и способ проверки понимания должны соответствовать как развиваемому виду чтения, так и друг другу. Учащиеся должны при этом знать, что успешность выполнения ими задания оценивается по тому, насколько полнота и точность понимания соответствуют требуемым.
Достижение перечисленных требований обеспечивает возможность практического применения приобретенного умения читать. Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.
Просмотровое чтение – это вид чтения наряду с ознакомительным и изучающим. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью. Здесь не следует знать подробности и понимать смысл текста. Главная цель просмотрового чтения – получить самое общее представление о содержании в целом. Главное – понять о чем текст вообще и определить, представляет ли он интерес. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с “фокусирующими” его деталями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли интересующая читателю информация в тексте и на этой основе принять решение – читать ее или нет. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения: они крупнее, т.к. читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владельца значительным объемом языкового материала. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематических текстовых материалов и создавать ситуации просмотра, скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Преподаватель обращает внимание студентов на доску (проектор со схемой):
Существует 4 вида просмотрового чтения:
- Конспективное – для выделения основных мыслей – восприятие только наиболее значимых единиц текста, составляющих логико-фактологическую цепочку.
- Реферативное – для выделения основных мыслей. Основное в содержании, только понимание главного, без подробностей.
- Обзорное – для определения существа сообщаемого. Выделение главной мысли текста, то есть лишь определение и обнаружение главной мысли.
- Ориентировочное – для установления наличия в тексте информации, представляющей для читающего интерес или относящийся к определенной проблеме.
Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объема языкового материала, поэтому в школе обучают лишь отдельным его приемам, обеспечивающим определение темы текста. Время, отводимое на просмотр, определяется из расчета 1 — 1,5 страницы за минуту.
Студенты задают вопросы. Преподаватель совместно с обучающимися обсуждает проблемные и спорные вопросы.
4. Закрепление учебного материала. (Примерное время этапа 35 минут.)
4.1. Цели этапа: активизировать теоретические знания, полученные в ходе лекции, т.е. научить обучающихся применять их на практике.
4.2. Задачи этапа: разработать алгоритм просмотрового чтения; научить составлять, применять и анализировать задания для всех видов просмотрового чтения.
4.3. Организационные приемы / Методы: беседа, учебная дискуссия, проблемно-модельный тренинг. (проблемно-модельный тренинг – это интенсивная форма обучения, при которой в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельность обучающихся по решению учебных и воспитательных проблем, обеспечивая оптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, обеспечивающий использование специализированных знаний в будущей профессиональной деятельности; планирования учебных проектов в условиях моделирования изучаемых явлений).
4.4. Методическое оснащение: доска, маркер, ноутбук.
4.5. Возможные трудности: дезориентированность студентов в области программ общеобразовательного учреждения; спутанность информации о всех подвидах и видах чтения; рассеянность внимания студентов.
4.6. Содержание этапа:
Преподаватель объясняет алгоритм работы по обучению просмотровому чтению:
Существует определенный алгоритм обучения просмотровому чтению:
- Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.
- Прочитайте первое предложение текста, сопоставьте его содержание с заголовком.
- Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со свом представлением о главной мысли текста.
- Посмотрите все основные абзацы, сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев.
- Сформулируйте ответ на вопрос: “О чем повествуется в тексте”.
Преподаватель предлагает студентам провести проблемно-модельный тренинг по обучению просмотровому чтению. Студентам предлагается выбрать “преподавателя” и “учеников”, составить задания по всем этапам и видам просмотрового чтения.
Текст для тренинга:
Thoughts
What is the difference between emotion, feeling, thought, logic, and intelligence? Use of any of them requires a lot of attention. Even when you are feeling something emotional your attention is directed toward that thing. The answer is that everything in life eventually results in a feeling. Even emotion results in a feeling. Emotion is unconscious thoughts about things, and thoughts are conscious thoughts about things. Thought results in feelings, so unconscious thought (emotion) is also going to result in feelings.
If you think about it that way, thought and emotion are both in part feelings, that is, to some extent you feel them right away, in addition to them resulting in feelings later on. But that still means that feelings are always the end result. Then again, thoughts might be the result of current thoughts. That is like emotion, unconscious emotional thoughts are going to result in unconscious emotional thoughts later on. Even feelings could be called unconscious thoughts, because thought is just focusing on one thing for a brief period of time.
Therefore emotion, thought and feeling are really just periods of focus on certain things. With thought you just recognize what it is that you are focusing on. With emotions you feel deeply about what you are focusing on, and with feelings you are focusing on it less. Physical stimulus also results in feelings, and then you focus on those feelings, you aren’t necessarily focused on what caused the feelings (the physical stimulus itself) however.
Thus life is really just different types of feelings; you could categorize all of life as feeling. Even when you think you are in a period when you’re not feeling anything, you really are feeling something; you just don’t recognize what it is that you are feeling. Remember that feelings are thoughts you can’t identify. And since a thought is going to be about something, another way to think about life is just stuff happening. Stuff happening results in feelings in your brain, where more stuff happens. It is all-concrete.
The definition of intellect and thoughts is almost understanding (those concrete things). Emotion is feeling, completely separate from facts or information. All facts and information are going to be about things that cause feeling, however, since all things that happen cause feelings and all facts and information are about things that happen. So facts and information are just feelings organized in a logical manner. Intellect and thought also generates feelings when those thoughts are processed in your mind. Since thought is really only about feelings, it is logical that thought actually has root in feelings.
Преподаватель участвует в проблемно-модельном тренинге со студентами, направляет, корректирует и анализирует их работу.
Далее преподаватель предлагает по желанию студентам разделиться на подгруппы (3–5 человек) и выполнить итоговое задание.
Задание: составить комплекс упражнений для обучения просмотровому чтению, включающий упражнения на развитие зрительного восприятия, работу с иллюстративным материалом, заглавием текста, упражнения для овладения структурно-композиционными особенностями текстов для учащихся девятого класса общеобразовательной школы.
После того, как все подгруппы готовы, задание обсуждается с преподавателем.
5. Задание на дом. (Примерное время этапа 5 минут.)
5.1. Цели этапа: подведение итогов занятия.
5.2. Задачи этапа: обобщить полученные знания; объяснить домашнее задание; поставить баллы по рейтингу.
5.3. Организационные приемы / Методы: беседа.
5.4. Методическое оснащение: -
5.5. Возможные трудности: частичное непонимание студентами сущности и целей домашнего задания.
5.6. Содержание этапа: Подводятся итоги занятия. Оговариваются основные понятия, изученные на занятии. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, а учащиеся отвечают. Список основных вопросов – Что такое просмотровое чтение? Чем просмотровое чтение отличается от ознакомительного? Какие виды просмотрового чтения существуют? Дайте определение поисковому (изучающему) чтению и объясните его отличие от просмотрового. Существует ли алгоритм обучения просмотровому чтению? Каков он?
Студенты записывают домашнее задание. Составьте комплекс упражнений для обучения просмотровому чтению, включающий упражнения на развитие зрительного восприятия, работу с иллюстративным материалом, заглавием текста, упражнения для овладения структурно-композиционными особенностями текстов для учащихся восьмого класса школ с углубленным изучением английского языка. Для успешного выполнения домашнего задания предлагается список дополнительной литературы по теме: О. Стиро. Роль чтения в обучении иностранному языку. “Иностранный язык в школе”. 1940, №5.; A.Coleman. The Teaching of Modern Foreign Languages in the United States. N.Y. 2009. ; Т. Г. Егоров, Психология овладения навыком чтения, М., 1953. Дополнительный балл при выполнении домашнего задания можно заработать с помощью выполнения дополнительных заданий: 1. Составьте комплекс упражнений для обучения просмотровому и ознакомительному чтению на базе одного или нескольких текстов, включающий упражнения на развитие зрительного восприятия, работу с иллюстративным материалом, заглавием текста, упражнения для овладения структурно-композиционными особенностями текстов для учащихся какого-либо класса (на выбор) школ с углубленным изучением английского языка. 2. Найти, изучить и проанализировать (конспект+ссылки) современную методическую статью из научного журнала / интернет-ресурса по данной теме.
Преподаватель заносит рейтинговые баллы в журнал группы, комментирует начисление баллов, прощается со студентами.