На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.
Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные - потребности в улучшении и совершенствовании себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанному самообразованию, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Потребность в самоутверждении: это стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться. В этом как раз и нужна педагогическая поддержка учащихся со стороны учителя.
Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.
Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Стимулирующую роль играет “самоотметка”. Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
- верить в каждого ребенка и его возможности;
- оценивать не личность, а действия, поступки;
- видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;
- проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
- не торопиться с выводами;
- помогать каждому в поиске своего “Я”, в сохранении уникальности.
Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на “отлично” и “хорошо”, детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.
Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.
Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.
Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:
- оценка;
- запись благодарности в дневник;
- словесное поощрение;
- групповая работа;
- назначение консультантом;
- выставка лучших работ.
Возможна постановка следующих целей:
- сбор и изучение стимульного материала;
- выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотива;
- выработка своего отношения к понятию “Стимулирование учебной деятельности”.
Сбор стимульного материала осуществляется через посещение уроков, опрос и анкетирование учащихся, анкетирование учителей, работающих в этих классах.
Наиболее часто называются стимулы:
- в 5-х классах - похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;
- в 6-х классах - познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
- в 7-х классах - познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.
Учителя часто включают “мнимые стимулы”, не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку “5”, отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие. Мы считаем необходимым проведение диагностики стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением. К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному.
Так, психологи рассматривают психологическую поддержку как процесс. Они поясняют, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает при неудачах.
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.
Теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечается, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — “помощь” ребенку.
Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность. Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет, достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Возможно, что многих негативных последствий удастся избежать, благодаря тому, что ребенок имеет возможность при проектировании собственных действий по выходу из проблемы увидеть, спрогнозировать их, и это может повлиять на поиски каких-то других решений. Опыт показывает, что, как правило, педагогическая поддержка все же достигает результатов.
Итак, задача педагогической поддержки, установление необходимого баланса, как того реального "мостика" – с одной стороны взрослого, педагога-профессионала, с другой стороны ребенка, на которого направлена деятельность взрослого.
В чём суть понятия “педагогическая поддержка”? Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самостоятельности последнего и ставящая целью поддержать его в действиях. Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и детей. Основное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, ощутить себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно только то, что уже имеется в наличии развитие самостоятельности человека.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтоб он мог удачно осваивать социально важные ценности, нормы, культуру поведения, чтоб сам мог выбрать свой жизненный путь и воплотить его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, естественно, чтоб удачно обучаться, получать знания, сформировывать умения и навыки учебной деятельности.
Педагог - не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений меж взрослым и ребенком. До этого всего, он помогает школьнику развивать рефлексию, как метод выявления самооценки анализа собственного творчества.
Для организации образовательного пространства на базе концепции педагогической поддержки требуется смена, либо актуализация ценностных ориентации педагогов, построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и сотрудниками на доверительности и открытости. Взаимодействие педагога и детей - ценность, которую нужно добывать, развивать и хранить. Переход от привычной ориентации на “воздействие” к “взаимодействию” происходит в динамике смены личных и профессиональных состояний, переосмысления накопленного опыта. Это колоссальный труд души и мысли, который вызывает большущее уважение и которому нужно оказывать квалифицированную поддержку.
Проблема самоопределения личности не нова в педагогической теории и практике. В трудах философов, психологов и педагогов находит отражение и проблема самоопределения учащихся старшего школьного возраста.
Невозможно однозначно утверждать, что в старшем школьном возрасте формируется либо готовность к самоопределению, либо само самоопределение. Для самоопределения должны сложиться определенные обстоятельства, создающие готовность к восприятию действительности.
Под самоопределением старшеклассника мы понимаем процесс конструирования им близкой, реально осуществимой и далекой перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей, реальных действий. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.
Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу, и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося. Среди них актуализируются достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в настоящий момент испытывают трансформацию и становятся самостоятельным явлением педагогической действительности
Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Под педагогической поддержкой понимается оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Одним из условий самоопределения старшеклассников считается создание ситуаций успеха. Ситуации успеха позволяют пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех - это механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, ритм, стиль и качество его деятельности, характер взаимоотношений с окружающими. Проблема создания ситуации успеха не нова для психолого-педагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном процессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживаемый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовершенствованию, развитию и самоопределению личности ребенка.