Самостоятельная работа школьников как условие борьбы с профессиональным выгоранием учителя

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Профессиональное выгорание – это реакция психики на длительный стресс, вызванный рабочими факторами. Учитель – это специфическая профессия, которая заставляет человека годами, изо дня в день, практически без перерывов взаимодействовать с обширным контингентом разноплановых людей различных возрастов, социальных статусов и пр. (детьми, родителями учеников, коллегами, представителями общественных и государственных организаций, и т.д.). В летние месяцы, когда закончен учебный год, учитель не всегда может обрести психологический комфорт, потому что лето – это работа в лагере, трудовых отрядах, компенсационные занятия с отстающими учениками или работа повышенной сложности с одаренными детьми. Следовательно, учитель как представитель публичной профессии априори весьма подвержен синдрому профессионального выгорания.

Выделим три основные стадии синдрома профессионального выгорания учителя:

1 стадия. Сбои на уровне выполнения профессиональных функций, поведения. Это проявляется в провалах памяти в элементарных рабочих моментах. Например, учитель забывает заполнить журнал, напечатать карточки, пригласить на послеурочные занятия учеников, написать отчет. Чувствуя свою оплошность, учитель начинает контролировать себя, дублировать одни и те же операции, что приводит к раздражению, тревожному состоянию.

2 стадия. Снижение интереса к работе и потребности в общении. Например, учитель старается перенести “на завтра” дополнительные занятия, отменяет экскурсию, раздражается при необходимости общаться или находиться в окружении большого количества людей. Здесь же и появление проблем со здоровьем: головные боли, учащающиеся простудные заболевания, неадекватная сонливость.

3 стадия. Личностное выгорание. Упадок сил и настроения, автоматическое выполнение своих обязанностей (учитель становится “урокодателем”), беспринципность, безразличие и апатия, избегание общения.

Таким образом, синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

1) Эмоциональное истощение – эмоциональное перенапряжение, апатия, внутренняя опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.

2) Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Учитель раздражается на стандартные ситуации и обстановку, соответствующие профессии. Например, на необходимость повторного объяснения материала, шум на перемене, вопросы детей.

3) Редуцирование личных (персональных) достижений – ощущение собственной незначимости и никчемности труда, сомнение в своем профессиональном выборе, тревожность, понижение самооценки как человека и как профессионала. Возникает усиленное вины за собственные промахи и ошибки.

Рассмотрим некоторые факторы, от которых зависит динамика профессионального выгорания учителей при прочих равных условиях.

Личностный фактор. К профессиональному выгоранию наиболее склонны люди диаметрально противоположного типа личности. Люди первого типа – перфекционисты, которые стараются добиться совершенства в работе, трудоголики и фанаты профессии. Часто по типу темперамента они являются холериками. Чрезмерно вкладывая силы и время в профессию, порой в ущерб своему досугу и личной жизни, отступление от задуманной траектории воспринимается ими весьма болезненно. К этой же категории относятся и неуверенные в себе мнительные люди с комплексами и пониженной самооценкой, которые воспринимают серию профессиональных объективно произошедших неудач как личную трагедию.

Также причиной ускорения профессионального выгорания является возраст и педагогический стаж учителя. Наиболее уязвимы молодежь и учителя с большим стажем работы. Молодежь – из-за недостатка опыта, новизны ситуации и ощущения отклонения нормативного представления о профессии от реальности. Учителям с большим опытом работы, который они приобретают к весьма зрелому возрасту, эмоционально сложнее общаться с детьми, быть более гибкими и адаптироваться к новшествам в образовании.

Моральный фактор. В лице достаточно значительной части общественности учитель из харизматичной личности превратился в субъект по оказанию образовательных услуг, у которого в большей степени расширены обязанности и сужены права. Негативное отношение к учителю способствуют СМИ, которые единичные случаи отрицательного характера выдают за массовое явление, а также допустимость демонстрации художественных фильмов, порочащих образование. Профессия учителя становится непрестижной, и большой процент выпускников педагогических ВУЗом не хочет или боится связать свою жизнь с педагогикой. Сюда же можно отнести факт недостаточно высокой оплаты учительского труда.

Организационный фактор. Вести предмет и одновременно быть классным руководителем – значительная нагрузка на любого учителя, который после трудового дня вынужден еще и заниматься внеклассной деятельностью, в том числе и в выходные дни, а также в течение рабочего дня решать проблемы вверенного ему класса. К этому же фактору относится объемная дополнительная работа: ведение документации, составление планов, отчетов и пр.

Практически каждый учитель может отмечать у себя на определенном этапе профессиональной деятельности симптомы профессионального выгорания, а значит должен осознавать необходимость борьбы с такой ситуацией. Существуют проверенные методики диагностирования данного явления, разработаны комплексы мер для ликвидации синдрома профессионального выгорания и его профилактики. В данной статье рассмотрим вопрос, что может сделать для себя лично учитель в данной ситуации.

1) Внутренний настрой. Осознание неизбежности негативных рабочих моментов, заранее проигрывание их своем воображении, консультирование с компетентными людьми – коллегами и пр, знакомство с литературой, и выработка адекватной позиции, включающей также конкретное эмоциональное проявление. Готовность к компромиссам, понимание преходящего характера ситуации, умение использовать помощь окружающих, элементы актерского мастерства и психологические приемы.

2) Концентрация на позитивных моментах. Умение разграничить субъективные и объективные моменты. Выработка умения рефлексировать без самоуничижения. Формирования правильной самооценки. Использование стимулов для позитивного подкрепления.

3) Человек испытывает депрессию при рутине и воодушевляется новизной. Поэтому применение подходящих новых технологий обучения, да и просто нестандартных приемов на традиционном уроке, тормозит процесс выгорания. В настоящее время можно найти массу материалов на эту тему, но хотелось бы остановиться на некоторых моментах, который использует в своей профессиональной деятельности автор статьи.

Прежде всего, это широкая организация самостоятельной работы учащихся. Урок, построенный на центральной роли учителя, который полностью концентрирует вокруг себя процесс, в конечном итоге приводить к ускорению процесса выгорания. Для снижения нагрузки необходимы демократизация работы на уроке и обеспечение взаимодействия учителя и учениками в контексте сотрудничества, содействия, распределения ответственности, появления взаимной заинтересованности в результатах учения. Учитель не “ведет ученика”, а учитель показывает направление движения, допуская ситуацию проб и ошибок для ученика, стимулирует самостоятельное “добывание” знаний.

Интересным решением является такая ситуация, когда ученики приходят на урок уже готовыми к усвоению новой темы. Учитель на предыдущем уроке выдает всем задание найти и изучить информацию по следующей теме. В настоящее время при развитии ИКТ и приверженности нынешнего поколения к компьютерной сети выполнение данного задания не составляет трудности. Но, самое главное, работа так должна быть поставлена учителем, чтобы ученики не просто нашли информации, а смогли ее осмыслить и представить. Далее на уроке учитель является лишь “ведущим”. Ученики коллективно обсуждают, обобщают полученный материал, восполняют пробелы, решают предложенные учителем задания. Наряду с развитием самостоятельности повышается самооценка и значимость каждого ученика прежде всего в его собственных глазах, а знания, добытого лично учеником, становится для него гораздо более значимыми, чем сообщенные учителем на традиционном уроке.

Должна возрастать доля времени на парную и коллективную работу. Особенно эффективно это в случае, когда сильный и слабый ученик находятся в дружеских отношениях. Учитель делегирует свои полномочия по обучению сильному ученику, который занимается со своим другом или подругой, причем и во внеурочное время, и в регулярном режиме. Также возможна внеурочная деятельность, когда выполняются мини-проекты или полноценные проекты группой учеников одного и даже разных возрастов. Как показывает практика, ученики, участвовавшие ранее в работе над проектами, становились гораздо более самостоятельными и могли в дальнейшем работать с учебным материалом без пристального внимания учителя и необходимости опеки.

Желательным является применение нестандартных методов непосредственно на уроке. В настоящее время только классы информатики оснащены набором компьютеров, которые позволяют одновременно выйти ученикам в Интернет. Но подавляющее большинство современных подростков имеют средства выхода в сеть (мобильные телефоны, и пр). Следовательно, для самостоятельной работы можно предлагать таким образом искать информацию непосредственно на уроке с целью дальнейшего ее использования для решения тех или иных задач. Тем более, порой информация в учебниках либо устаревшая, потому что от написания учебника до выхода его в тираж проходит несколько лет; либо информация в учебнике неполная, потому что невозможно увеличивать количество информации учебников до объема энциклопедий. Следовательно, вполне уместно применением современных технических средств на уроке.

Значительное время в работе учителя занимает рутинный характер проверки контрольных заданий. Но если предлагаются задания тестового плана, то наилучшим решением является использование готовых тестирующих оболочек, которые часто относятся к бесплатному программному обеспечению. Отвечать на вопросы теста можно в интерактивном режиме опять же с использованием личных технических средств выхода в сеть или в домашних условиях со стационарного компьютера, если тесты размешены на соответствующих сайтах. Интересно создание такой ситуации, когда учащиеся проверяют работы друг друга, самостоятельно обсуждая правильность того или иного решения, определяя причины ошибки и способы ее устранения. В данном случае можно гарантировать эффективную рефлексию.

Использование специальных возможностей сети Интернет может значительно облегчить труд учителя и вносить в его деятельность творческие элементы. Уместным решением для повышения эффективности обучения и мотивации учеников является, например, ведение собственного сайта, использование которого могло бы систематически вовлекать учеников в учебный процесс. Это: интересная информация, полезные ссылки, учебные материалы с контролирующими заданиями, форумы и пр. Или для этих же целей могут быть привлечены популярные в настоящее время социальные сети, например, такие как Контакты, Дневник.ру.

Объемным по времени процессом является создание и подновление дидактической базы. Ресурсы Интернета значительны, но поиск и отбор информации занимает много времени. Разумным является подключить к этой деятельности самих учащихся, совместив цели научения работать с электронными ресурсами и пополнения дидактической копилки. Интересной является работа по включению самих же учащихся в разработку заданий, тем более, если они знают заранее, что задания будут использованы при работе в их же классе.

Безусловно, каждый учитель желает, чтобы его учащиеся показывали высокие результаты. Неудачи учеников хороший учитель переживает остро. Не рассматривая проблему низкой мотивации у ряда учащихся, хотелось бы рассмотреть ситуацию, когда ребенок хочет заниматься, но в силу особенностей своего развития ему трудно это делать. Подобное часто встречается в слабом классе. Конечно, низкая эффективность уроков ускоряет выгорание учителя, который считает нерезультативным свой труд. В этом случае целесообразно по каждому ученику вести мониторинг, фиксируя его пусть даже незначительные, достижения и в конечном итоге обеспечивая позитивную динамику результатов. Это принесет пользу и самому ученику, который будет видеть свои пусть и незначительные победы, что послужит толчком его заинтересованности в учебе, а также позволит учителю оперативно видеть положительные результаты своего труда. А обязательный дифференцированный подход сделает интересным процесс обучения для учеников и удобным для учителя.

И при работе учителя как классного руководителя так же важна роль самостоятельной работы учащихся. Обязательное распределение общественных обязанностей всех учащихся (спортивный сектор, учебный, трудовой и т.д.) повысит ответственность каждого ученика перед лицом класса, покажет его значимость. При подготовке классных часов, экскурсий и прочих мероприятий учитель должен опираться на помощь самих же детей, привлекая не только актив класса, но и охватывая, согласно способностям, всех учащихся. Это не только будет служить появлению свободного времени у учителя, но и поможет достичь значимых целей воспитательной работы.

В каждом классе есть родители, занимающиеся активную жизненную позицию и готовые прийти на помощь классному руководителю своего ребенка. Является уместным в разумных пределах вовлечь их во взаимодействие с другими родителям, администрацией, представителями контактирующих организаций.

Таким образом, учитель, делегирующий отдельные полномочия субъектам учебно- воспитательного процесса и вовлекающий их в совместную в работу, оставаясь при этом организатором и координатором, помимо целей учебно-воспитательного характера, лично для себя, сможет так организовать свою профессиональную деятельность, чтобы минимизировать влияние факторов, приводящих к профессиональному выгоранию, сохранить свое здоровье, эффективно выполнять продолжительное время свои профессиональные обязанности.