Внеклассное мероприятие по теме "Математическая викторина"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  • Образовательные: повторение учебного материала по математике, дополнение знаний, привитие интереса к математике, как элементу общечеловеческой культуры.
  • Развивающие: развитие логического мышления, памяти и внимания, развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, совместной деятельности, развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос.
  • Воспитательные: воспитание ответственности, умение принимать самостоятельное решение, воспитание духа соревнования, стремления непрерывному совершенствованию своих знаний, умение быстро ориентироваться в обстановке.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Оформление: математическая газета, ребусы.

Программа:

  1. Рыбалка.
  2. Подставляем и решаем.
  3. Математические загадки.
  4. Логические задачи.
  5. Разгадывание ребусов. Дерево мудрости.
  6. Математическая сказка о нуле.
  7. Кроссворд.
  8. Математическая песня и частушки.
  9. Конкурс на сообразительность

Вступление: Сегодня у нас праздник и я хочу, чтобы вы убедились, что математикой заниматься интересно, увлекательно.

Сегодня мы собрались на математическую викторину.

Индусская притча:

“Магарадже выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но на пути их отвлекали, и они разливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг все кричали, его всячески отвлекали. Но он не пролил молоко. “Ты слышал крики?”– спросил его потом Магараджи. “Ты видел, как тебя пугали?” “Нет, повелитель, я смотрел на молоко!”

Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот, до какой степени может быть сосредоточено внимание.

Математика развивает логическое мышление, внимание, интуицию, находчивость, смекалку, чувство юмора, тренирует мозг. Недаром ее называют “гимнастикой ума”.

Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная наука. Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: “Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”.

А сейчас я предоставлю слово ребятам:

1-й учащийся:

Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

2-й учащийся:

Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
нам нужно знать на пять

3-й учащийся:

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наша викторина посвящается!

Девиз нашей викторины:
“Дерзайте, играйте и выигрывайте!”

1 балл за верное задание.

Первый тур.

Рыбалка.

На викторину приплыли рыбки и доставили с собой веселые вопросы: одни легче, другие труднее.

1. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100лет и несколько месяцев, но дней рождений у него было 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, т.е. день рождения у него было 1 раз в четыре года.)

2. Горело 7 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2)

3. Тройка лошадей пробежала 30км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км.)

4. Одна котлета жарится на сковороде15 минут. Сколько минут надо жарить на сковороде 2 котлеты? (15 минут.)

5. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? (9 овец.)

6. На складе было 5 цистерн с горючим, по 6 тонн в каждой. Из 2 цистерн взяли горючее для автопарка. Сколько цистерн осталось? (5)

7. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты? (Арфа.)

8. Мальчик на бумажке написал число 86 и сказал своему другу: “Не производя никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне ответ”. Недолго думая, друг показал ответ. А ты сможешь?

9. 2 плотника шли из деревни в город на заработки, а навстречу им еще 5 плотников. Сколько всего плотников шло из деревни в город? (2)

10. Масса бидона с молоком 32 кг, без молока-2кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину? (17 кг.)

Второй тур.

Подставляем и решаем.

Все учащиеся получают листки с задачами.

Вы можете пользоваться любыми знаками математических действий, скобками, чертой дроби, чтобы ответ получился верным.

1. Записать двойку тремя пятёрками. Ответ: 2 = (5 + 5):5

2. Записать четвёрку тремя пятёрками. Ответ: 4 = 5 – 5:5

3. Правильно расставить скобки.

56 – 6 :2∙5 = 125

Ответ :(56 – 6): 2∙5

4. Вставить знак действия.

(117 17) 25 = 4

Ответ: (117 – 17) : 25 = 4

Третий тур.

Математические загадки:

1. На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры. (Единица.)

2. Шея длинная такая, хвост крючком… И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (Двойка.)

3. Есть совсем другая птица: если сядет на страницу, то с поникшей головой, возвращаюсь я домой. (Двойка.)

4. Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль.)

5. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья. (Пятерка.)

6. Проживают в умной книжке хитроумные братишки 10 их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры.)

7. Сколько углов окажется у треугольника, если один отрезать? (4)

8. Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней. (Книга.)

9.

Две сестрички друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз
Та, что выше – каждый час. (Минутная и часовая стрелки.)

10.

Я люблю прямоту,
Я сама прямая
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка.)

Подведем итоги:

А викторина, посвященная математике, продолжается.

Четвертый тур.

Логические задачи.

Найти лишнее число или слово:

1. Дробь, числительное, прямоугольник, знаменатель.

2. Треугольники, прямоугольник, автомобиль, квадрат, окружность.

3. 1, 2, 3, 4, 5, 0, 6, 7, 8, 9, 10...

4. Уменьшаемое, сумма, вычитаемое, разность.

5. Скорость, путь, площадь, время.

Мысли логически.

5. Вчера мой знакомый попал под дождь. Ни шляпы , ни зонта он с собой не взял. Укрыться от дождя было негде. Когда он добрался домой , вода с него лилась ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Почему? (Он был лысым.)
6. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок в котором находиться пшеница? (Надо один пустой мешок вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу.)

Пятый тур.

РАЗГАДЫВАНИЕ РЕБУСОВ.

Дерево мудрости. (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.)

Каждый читает пословицу и украшает дерево своим листочком.

Шестой тур.

Математическая сказка о нуле.

Выходят ребята с прикрепленными цифрами, запятой.

Сказка о Нуле.

Жил-был на свете Нуль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Худые, угловатые цифры 1, 4, 7 завидовали Нулю. Ведь он был круглым, внушительным.

– Быть ему главным, – пророчили все вокруг.

А Нуль важничал и раздувался, как индюк.

Поставили Нуль как-то впереди Двойки, да еще запятой отделили от нее, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина числа вдруг уменьшилась в десять раз! Поставили Нуль впереди других чисел – то же самое.

Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержание никакого.

Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощница, надо что-то делать. Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.

С завистью поглядывал теперь Нуль на другие числа: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым даже удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными числами. Попробовал и Нуль подняться в квадрат, а потом и в куб, но ничего не получилось – он оставался самим собой. Бродил Нуль по белу свету, несчастный и обездоленный. Увидел он однажды, как цифры выстраиваются в ряд, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно и стал скромно позади всех. И о, чудо!!! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он в десять раз увеличил их силу”.

Седьмой тур.

Кроссворд “ЁЛОЧКА”.

6. 0
5.Л У Ч
4.С У М М А
3.Ч А С Т Н О Е
2.У Р А В Н Е Н И Е
1. Н А Т У Р А Л Ь Н Ы Е

Восьмой тур.

Математические песня и частушки.

Песня: (автор – Глухов Игорь, поет Глухов Игорь)

Мне катет катет,
а гипотенуза не катет,
А именно поэтому гипотенуза не катет,
Катет-это одна из двух сторон треугольника.
Гипотенуза – самая длинная как язык школьника.
Прямоугольный треугольник не прямоугольник
Но в нем один угол прямой
Ты это понял
Этот урок обязательно запомни
Это прямоугольный треугольник.

Частушки: (автор – Попов Сережа, поет Ковалев Захар)

Я считал, считал, считал
Ничего не насчитал
Потому что весь урок
Я училку не слыхал!

Я пишу, пишу, пишу
Обещаю все решу
Потому что очень очень
Я пятерочку хочу!

Я писал, писал, писал
Весь листочек исписал
А потом дневник достал
домашку записал!

Резерв.

Девятый тур.

Конкурс на сообразительность.

Игры со спичками.

А) Приложить к четырём спичкам пять спичек, так чтобы получилось сто.

I I I I Ответ: а) I I I I

Б) Положили пять спичек. Прибавь к ним ещё пять, чтобы получилось три.

I I I I I Ответ: I I I I I

Математика! Мир без неё был бы не интересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной.

“Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества”

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре отличился?

Подведение итогов: 1-ое, 2-ое, 3-е места.

Заключительное слово:

Итак, математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Любите математику!