Экологический проект "Знакомые незнакомцы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цветы! Вы самая нежная, самая хрупкая часть природы. Ваш мир таинственен и чудесен. С надеждой я смотрю на вашу красоту. Она смягчает мою душу, раскрывает лучшие грани моего человеческого характера. Нет ничего прекраснее цветов. Вы растете везде. Когда я смотрю на вас, моя душа ликует от восторга. Я склоняюсь над вами – посредниками живого понимания.

Л.Д.Глазырина [3]

Практически в каждом доме есть комнатные растения. Это один из самых доступных и близких ребенку объектов для знакомства с природными объектами в любое время года.
Много ли мы знаем о комнатных растениях – этой частицы природы в каменных джунглях большого города? Растительный мир возник задолго до появления человека. Представить себе жизнь без цветов практически невозможно. Они украшают наш дом, привносят в него частицу природы, защищают от шума, регулируют влажность воздуха, помогают бороться со стрессом и улучшают настроение. Современные исследователи подтверждают, что некоторые виды комнатных растений обладают антимикробным действием (бегония, мирт, пеларгония), повышают иммунные функции, нейтрализуют вредные воздействия бытовых приборов. В процессе работы над проектом, мы хотели, чтобы ребята  познакомились с «домашними зелеными питомцами» поближе.
К сожалению, очень часто дети воспринимают комнатные растения как часть интерьера. А растения – это живые организмы: они дышат, им необходим полив, питание. Растения даже могут двигаться (явление гелиотропизма) и охотиться на насекомых. 

Таким образом, цель нашего проекта – сформировать отношение к комнатным растениям, как к живым организмам.

Задачи проекта следующие: показать важность и необходимость ухода за растениями; сформировать бережное отношение к растениям; познакомить с видовым  разнообразием растений, живущих в наших домах, их целебными свойствами, прививать интерес к цветоводству.

Методы исследования:

  • наблюдение,
  • опытно-исследовательская деятельность,
  • чтение познавательной литературы.

Планируемый результат: в процессе работы над проектом дошкольники не только узнают много нового, но и научатся бережно относиться к комнатным растениям, вместе со взрослыми изготовят паспорта для растений, научатся ухаживать за ними в зависимости от внешнего вида и среды обитания (родины комнатного растения).
Реализация данного проекта с детьми предполагается в феврале месяце. Итог работы  - это организация цветочной выставки  «Подарок для мамы».

Объектом для нашего исследования являются комнатные растения, которые произрастают в разных помещениях дошкольного учреждения. Хорошо, если в детском саду организован уголок зимнего сада. Если такого уголка нет, можно устроить экскурсию-путешествие по образовательному учреждению и сфотографировать комнатные растения, а потом посмотреть подготовленное педагогом слайд-шоу или презентацию. Также можно «пригласить растения в гости» и устроить в группе выставку комнатных растений. Хорошо использовать оба варианта: сначала провести экскурсию, а затем организовать выставку комнатных растений. Главное требование при отборе растений – видовое разнообразие и безопасность. Комнатные растения должны быть разными и по внешнему виду, и по месту произрастания.
Примерный набор растений для выставки: алоэ, аспарагус, аукуба, бегония, пеларгония, зебрина, каланхоэ, камнеломка, толстянка, маранта, мирт, пеперомия,  сансевиерия, сенполия, хлорофитум.
Выставка не может быть большая и должна учитывать растения, находящиеся в групповом помещении постоянно.
Важно! Среди растений не должно быть ядовитых!

Методы исследования

I этап – наблюдение (рассматривание) комнатных растений, находящихся в помещениях детского сада. Цель наблюдений – обратить внимание детей на то, что все растения разные. Но, не смотря на видовое разнообразие, все наблюдаемые  растения – это живые организмы и нуждаются в соответствующем уходе. Какие признаки живого организма можно обнаружить, наблюдая за растениями? Как за ними ухаживать? За всеми растениями нужно ли ухаживать одинаково? Ответы на эти вопросы мы получим в процессе дальнейшего исследования.

II этап – опытно-исследовательная деятельность.

На этом этапе работа с дошкольниками включает следующие исследования (эксперименты):

1. Растения могут двигаться за солнцем.

Для наблюдений лучше использовать ясный солнечный день. С помощью детских рисунков или фотосъемки зафиксировать положение растения на подоконнике. Затем развернуть его на 180? и понаблюдать, что происходит с растением.

2. Растения дышат.

Необходимо обернуть горшок с цветком чистым сухим целлофановым пакетом и поставить в теплое место. Спустя некоторое время внутри на стенках пакета образуется конденсат. По окончанию эксперимента необходимо снять пакет.

3. Для роста и развития растению необходима вода.

Необходимо подготовить две чашки с сухой фасолью или горохом. В одну из чашек добавить  воды комнатной температуры так, чтобы она закрыла семена. Вторую чашку оставить с сухими семенами. Через 3-4 дня семена в чашке с водой набухнут и прорастут. Сухие семена останутся без изменений.

4. Для роста и развития растениям необходимо тепло.

Необходимо подготовить два контейнера с землей. В оба контейнера сеют семяна. Один из контейнеров закрывают пленкой. Другой оставляют без укрытия. В результате наблюдения за ростками делают выводы о том,  где быстрее прорастают семена.

5. Растения могут охотиться на насекомых.

Для наблюдения в группу вносят Венерину мухоловку. Заранее подготовленную небольшую мошку/муху медицинским пинцетом поместить в цветок и понаблюдать, как его створки захлопнутся.

6. Растения размножаются.

А. Попробовать прорастить косточки лимона, апельсина, авокадо; можно посеять семена пряных трав.
Все наблюдения оформляются в Дневник наблюдений группы и иллюстрируются детскими рисунками и фотографиями.
Б. Наблюдение вегетативных способов размножения растений. Интересно наблюдать размножение каланхое детками, герани – отростками, бегонии – кусочками листа.

III этап – чтение познавательной литературы

В книге Н.М.Верзилина «Путешествие с комнатными растениями» дается достаточно обширная информация о комнатных растениях, приводятся описания экспериментов, которые можно провести в домашних условиях. Читая эти рассказы, необходимо соблюдать принцип доступности для детей дошкольного возраста и дозированности информации.
В процессе чтения  каждому растению группового помещения выдается паспорт, где указана родина растения и особенности ухода за ним.

IV этап – продуктивная совместная творческая деятельность детей и родителей. На этом этапе родителям вместе с детьми, как заключительный этап проекта, предлагается создать творческую работу «Самое интересное комнатное растение». Это может быть рисунок, аппликация, коллаж с кратким описанием данного растения, чем оно заинтересовало авторов работы.

Выводы

«Мы в ответе за тех, кого приручили.» Эти слова Маленького принца, написанные А. С. Экзюпери можно с полным правом отнести не только к домашним животным, но и к комнатным растениям. В процессе наблюдения и ухода за комнатными растениями ребенок видит результаты своей деятельности: грамотный уход под руководством взрослых способствует здоровому состоянию растений (росту, развитию, цветению, у некоторых видов плодоношению) и наоборот  отсутствие ухода - увяданию и гибели растения. Все это оказывает огромное влияние на формирование социально-нравственных качеств и, в первую очередь, чувства ответственности за свои действия, терпению, потребности к познанию и желанию применить  знания в практической деятельности.

Список использованной литературы

1.Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
2. Верзилин Н. М.  Путешествие с комнатными растениями. – Ленинград: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1954. – 334 с.
3. Глазырина Л.Д. Очарование. Путешествие малышей со взрослыми по природе. – Мн.: Бестпринт, 1996 – 128 с.
4. Джонсон Сью, Иванс Черил Вырастим сад. – М.: Махаон, 1998. – 30 с.
5. Кувыкина О. Клад на подоконнике. – М.: ИД Мещерякова, 2008 – 160 с.
6. Тейлор Хелен Вы  бы никогда не поверили, но… растения питаются солнечным светом и другие факты о том, что и как растет. – М.: Махаон, 1998. – 32 с.