Цветы! Вы самая нежная, самая хрупкая часть природы. Ваш мир таинственен и чудесен. С надеждой я смотрю на вашу красоту. Она смягчает мою душу, раскрывает лучшие грани моего человеческого характера. Нет ничего прекраснее цветов. Вы растете везде. Когда я смотрю на вас, моя душа ликует от восторга. Я склоняюсь над вами – посредниками живого понимания.
Л.Д.Глазырина [3]
Практически в каждом доме есть комнатные
растения. Это один из самых доступных и близких
ребенку объектов для знакомства с природными
объектами в любое время года.
Много ли мы знаем о комнатных растениях – этой
частицы природы в каменных джунглях большого
города? Растительный мир возник задолго до
появления человека. Представить себе жизнь без
цветов практически невозможно. Они украшают наш
дом, привносят в него частицу природы, защищают
от шума, регулируют влажность воздуха, помогают
бороться со стрессом и улучшают настроение.
Современные исследователи подтверждают, что
некоторые виды комнатных растений обладают
антимикробным действием (бегония, мирт,
пеларгония), повышают иммунные функции,
нейтрализуют вредные воздействия бытовых
приборов. В процессе работы над проектом, мы
хотели, чтобы ребята познакомились с
«домашними зелеными питомцами» поближе.
К сожалению, очень часто дети воспринимают
комнатные растения как часть интерьера. А
растения – это живые организмы: они дышат, им
необходим полив, питание. Растения даже могут
двигаться (явление гелиотропизма) и охотиться на
насекомых.
Таким образом, цель нашего проекта – сформировать отношение к комнатным растениям, как к живым организмам.
Задачи проекта следующие: показать важность и необходимость ухода за растениями; сформировать бережное отношение к растениям; познакомить с видовым разнообразием растений, живущих в наших домах, их целебными свойствами, прививать интерес к цветоводству.
Методы исследования:
- наблюдение,
- опытно-исследовательская деятельность,
- чтение познавательной литературы.
Планируемый результат: в процессе
работы над проектом дошкольники не только узнают
много нового, но и научатся бережно относиться к
комнатным растениям, вместе со взрослыми
изготовят паспорта для растений, научатся
ухаживать за ними в зависимости от внешнего вида
и среды обитания (родины комнатного растения).
Реализация данного проекта с детьми
предполагается в феврале месяце. Итог работы -
это организация цветочной выставки «Подарок
для мамы».
Объектом для нашего исследования
являются комнатные растения, которые
произрастают в разных помещениях дошкольного
учреждения. Хорошо, если в детском саду
организован уголок зимнего сада. Если такого
уголка нет, можно устроить экскурсию-путешествие
по образовательному учреждению и
сфотографировать комнатные растения, а потом
посмотреть подготовленное педагогом слайд-шоу
или презентацию. Также можно «пригласить
растения в гости» и устроить в группе выставку
комнатных растений. Хорошо использовать оба
варианта: сначала провести экскурсию, а затем
организовать выставку комнатных растений.
Главное требование при отборе растений –
видовое разнообразие и безопасность. Комнатные
растения должны быть разными и по внешнему виду,
и по месту произрастания.
Примерный набор растений для выставки: алоэ,
аспарагус, аукуба, бегония, пеларгония, зебрина,
каланхоэ, камнеломка, толстянка, маранта, мирт,
пеперомия, сансевиерия, сенполия, хлорофитум.
Выставка не может быть большая и должна
учитывать растения, находящиеся в групповом
помещении постоянно.
Важно! Среди растений не должно быть ядовитых!
Методы исследования
I этап – наблюдение (рассматривание) комнатных растений, находящихся в помещениях детского сада. Цель наблюдений – обратить внимание детей на то, что все растения разные. Но, не смотря на видовое разнообразие, все наблюдаемые растения – это живые организмы и нуждаются в соответствующем уходе. Какие признаки живого организма можно обнаружить, наблюдая за растениями? Как за ними ухаживать? За всеми растениями нужно ли ухаживать одинаково? Ответы на эти вопросы мы получим в процессе дальнейшего исследования.
II этап – опытно-исследовательная деятельность.
На этом этапе работа с дошкольниками включает следующие исследования (эксперименты):
1. Растения могут двигаться за солнцем.
Для наблюдений лучше использовать ясный солнечный день. С помощью детских рисунков или фотосъемки зафиксировать положение растения на подоконнике. Затем развернуть его на 180? и понаблюдать, что происходит с растением.
2. Растения дышат.
Необходимо обернуть горшок с цветком чистым сухим целлофановым пакетом и поставить в теплое место. Спустя некоторое время внутри на стенках пакета образуется конденсат. По окончанию эксперимента необходимо снять пакет.
3. Для роста и развития растению необходима вода.
Необходимо подготовить две чашки с сухой фасолью или горохом. В одну из чашек добавить воды комнатной температуры так, чтобы она закрыла семена. Вторую чашку оставить с сухими семенами. Через 3-4 дня семена в чашке с водой набухнут и прорастут. Сухие семена останутся без изменений.
4. Для роста и развития растениям необходимо тепло.
Необходимо подготовить два контейнера с землей. В оба контейнера сеют семяна. Один из контейнеров закрывают пленкой. Другой оставляют без укрытия. В результате наблюдения за ростками делают выводы о том, где быстрее прорастают семена.
5. Растения могут охотиться на насекомых.
Для наблюдения в группу вносят Венерину мухоловку. Заранее подготовленную небольшую мошку/муху медицинским пинцетом поместить в цветок и понаблюдать, как его створки захлопнутся.
6. Растения размножаются.
А. Попробовать прорастить косточки лимона,
апельсина, авокадо; можно посеять семена пряных
трав.
Все наблюдения оформляются в Дневник наблюдений
группы и иллюстрируются детскими рисунками и
фотографиями.
Б. Наблюдение вегетативных способов размножения
растений. Интересно наблюдать размножение
каланхое детками, герани – отростками, бегонии –
кусочками листа.
III этап – чтение познавательной литературы
В книге Н.М.Верзилина «Путешествие с комнатными
растениями» дается достаточно обширная
информация о комнатных растениях, приводятся
описания экспериментов, которые можно провести в
домашних условиях. Читая эти рассказы,
необходимо соблюдать принцип доступности для
детей дошкольного возраста и дозированности
информации.
В процессе чтения каждому растению
группового помещения выдается паспорт, где
указана родина растения и особенности ухода за
ним.
IV этап – продуктивная совместная творческая деятельность детей и родителей. На этом этапе родителям вместе с детьми, как заключительный этап проекта, предлагается создать творческую работу «Самое интересное комнатное растение». Это может быть рисунок, аппликация, коллаж с кратким описанием данного растения, чем оно заинтересовало авторов работы.
Выводы
«Мы в ответе за тех, кого приручили.» Эти слова Маленького принца, написанные А. С. Экзюпери можно с полным правом отнести не только к домашним животным, но и к комнатным растениям. В процессе наблюдения и ухода за комнатными растениями ребенок видит результаты своей деятельности: грамотный уход под руководством взрослых способствует здоровому состоянию растений (росту, развитию, цветению, у некоторых видов плодоношению) и наоборот отсутствие ухода - увяданию и гибели растения. Все это оказывает огромное влияние на формирование социально-нравственных качеств и, в первую очередь, чувства ответственности за свои действия, терпению, потребности к познанию и желанию применить знания в практической деятельности.
Список использованной литературы
1.Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление
дошкольников с комнатными растениями. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
2. Верзилин Н. М. Путешествие с комнатными
растениями. – Ленинград: Государственное
Издательство Детской Литературы Министерства
Просвещения РСФСР, 1954. – 334 с.
3. Глазырина Л.Д. Очарование. Путешествие
малышей со взрослыми по природе. – Мн.: Бестпринт,
1996 – 128 с.
4. Джонсон Сью, Иванс Черил Вырастим сад. – М.:
Махаон, 1998. – 30 с.
5. Кувыкина О. Клад на подоконнике. – М.: ИД
Мещерякова, 2008 – 160 с.
6. Тейлор Хелен Вы бы никогда не поверили,
но… растения питаются солнечным светом и другие
факты о том, что и как растет. – М.: Махаон, 1998. – 32
с.