Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного.
Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!
Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью.
Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».
Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).
Мы считаем, что значение окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.
Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно – пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
- детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Актуальность проекта:
Особо актуально на сегодняшний день стоит
вопрос создания, той самой, окружающей
действительности т.е. предметно-развивающей
среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС
(федеральный государственный образовательный
стандарт)
В работе над проектом мы определили.
Объект: предметно-развивающая среда групп.
Предмет: игровая деятельность ребенка младшего дошкольного возраста.
Условия: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с
Участники проекта: педагоги, родители.
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 5 лет (май 2013 года – май 2018 года).
Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта опираются на следующие противоречия:
- между внутренней способностью личности к самоактуализации, необходимостью проживания каждого этапа детства и «формирующим» воздействием современной системы образования как части предметно – пространственной среды;
- между психолого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды личностного развития ребенка и преобладающей на практике «знаниевой», «когнитивной» ориентацией его образовательного процесса.
- между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется в условиях современной системы образования;
Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта: пути, условия и содержание создания предметно-развивающей среды развития ребенка в совершенствовании качества образования в конкретных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка.
Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.
Цель заключается в разработке модели проектирования предметно-пространственной среды развития ребенка в логике повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
- Разработка модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.
- Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели предметно-пространственной среды и интеграцию российских инновационных технологий.
- Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ.
- Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.
Для реализации проекта определены следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;
- научно-педагогическое моделирование;
- метод индивидуально и коллективного творчества;
- использование план-схемы.
Для оценки результативности реализации проекта:
- анкетирование;
- наблюдение;
- тестирование;
- самоаудит;
- творческий отчет.
Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, по художественно эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.
Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды.
Практическая значимость
Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.
Этапы реализации проекта
I этап – организационный (май-сентябрь 2013 уч. г.) изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений города. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.
Пути реализации:
1. Изучение нормативно-правовой основы
принципов построения предметно-развивающей
среды ДОУ в соответствии с требованиями к
учебно-материальному обеспечению.
2. Изучение проблем и постановка цели проекта,
определение задач, составление план – схемы
модели предметно-развивающей среды групп, других
помещений ДОУ и территории.
3. Изучение санитарно-технических норм и
требований.
4. Составление плана и схемы проекта.
5. Изучение литературы на тему: «Современные
требования к созданию предметно-развивающей
среды в ДОУ».
6. Обсуждение возможных компонентов среды
будущего проекта.
7. Разработка дизайн-проекта оформления
помещения группы как единого пространства,
разработка эскизов оформления помещения.
8. Планирование работы на следующий год по
проекту с внесением коррективов
9. Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Особенности организации предметно-развивающей
среды в разных возрастных группах ДОУ»
II этап – реализация проекта (2013 – 2017 гг.)
Внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.
Пути реализации:
- Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.
- Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.
- Модернизация среды группы.
- Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.
- Сотрудничество с родителями.
- Планирование работы по проекту с внесением коррективов.
- Анализ и контроль деятельности;
- Сбор, накопление материала;
- Оформление альбома «Предметно-пространственная среда развития ребенка в условиях ДОУ», оформление рекламных буклетов.
- Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.
- Анкетирование педагогов и родителей.
- Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды как стимульного средства воспитания положительных качеств личности: «Панорама добрых дел», «Звездочки успеха», «Мое настроение».
- Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и ДОУ («Альбом выходного дня», «Семейный альбом», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»).
- Оформление участка.
- Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.
- Разработка и защита мини-проектов групп «Предметно-пространственная среда группы в условиях ДОУ». Изготовление фотоколлажа «Было – стало» по предметно-развивающей среде в группе.
III этап – завершающий (2017-2018 г г.)
Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.
Пути реализации: Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;
- Проведение конкурса детских работ на тему «Моя особенная группа».
- Оформление материалов по дизайн-проекту.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
- Презентация проекта.
- Методическое пособие «Проектирование предметно-пространственной среды развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении как условие совершенствования педагогического процесса»
Ожидаемые результаты нашей работы:
Мы планируем оснастить территории групп новым
оборудованием, а также создать объекты,
обеспечивающие разнообразную деятельность
детей и взрослых по следующим направлениям:
познавательное, эстетическое, игровое и
оздоровительное.
Организовать предметное окружение детей таким
образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку
гармоничное развитие, помогало ему использовать
резервы своего организма для укрепления
здоровья и повышения уровня общего развития.
Целостность педагогического процесса и создание
пространства, удовлетворяющего потребностям
актуального, ближайшего и перспективного
творческого развития каждого ребенка;
свободное ориентирование в пространстве и
времени, легкая адаптация воспитанников к
последующей школьной жизни.
Результаты инновационной деятельности
коллектива по обеспечению
предметно-пространственной среды отражать в
публикациях региональных и российских СМИ.
Понимая всю важность этой проблемы, мы прогнозируем и риски:
- Подготовленность и компетенция педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.
- Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую
- Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.
- Недостаточный капитал вложения в организацию ПРС.