Классный час по теме "И невозможное возможно…" 10-й класс

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Класс: 10


Классный час проводится под девизом: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». (А.С. Пушкин)
На стенах портреты А. Блока, Д.И. Менделеева, Н.Н. Бекетова, А.Н. Бекетова, Л.Д. Менделеевой; репродукции картин Куиджи. Васнецова, Шишкина. Рафаэля, фоторепродукции.
На плакатах тексты:

  • Жить – значит действовать. А. Франс
  • Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости. Г. Ибсен
  • Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. Ан. Чехов
  • Нравственность для души – это то же, что здоровье для тела. М. Эминеску
  • Все, что прекрасно, – нравственно. Г. Флобер
  • Счастье достается тому, кто много трудится. Леонардо да Винчи

Оформлена «гостиная», «сцена», «химическая лаборатория». Учащиеся класса в костюмах.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На доске зашифровано слово: ЛИЧНОСТЬ

Кл. руководитель: Ребята, отгадайте, каким одним словом определяется человеческий индивид как субъект отношении и созидательной деятельности? Человек всегда, а в вашем возрасте особенно, задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, стремится само развиваться, само воспитываться, т.е. по выражению одного из философов, заниматься «человеческим само строительством». Объект этого строительства, прежде всего духовный мир человека.
Сегодня мы побываем в гостях у великого химика Д.И. Менделеева. Почему у него? Надеюсь, каждый из вас для себя ответит на этот вопрос в конце встречи. Но помните слова великого поэта А.С. Пушкина «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Я передаю «пушкинское перо» – сигнал для начала рассказа – моим помощникам.

1 ведущий. Перенесемся на много лет назад, в Боблово, в дом Дмитрия Ивановича Менделеева. Боблово – небольшое поместье в Г[одмосковье, принадлежавшее Менделеевым.

2 ведущий. Сегодня в доме Менделеевых праздник – на сцене домашнего театра играют   Шекспира, «Гамлета».

Сцена из «Гамлета»

Гамлет:

Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Офелия: Принц, были ль вы здоровы это время?

Гамлет: Благодарю: вполне, вполне, вполне...

Офелия:

Принц, у меня от вас есть подношенья.
Я вам давно хотела их вернуть.
Возьмите их.

Гамлет: Да полно, вы ошиблись. Я в жизни ничего вам не дарил.

Офелия:

Дарили, принц, вы знаете прекрасно.
С придачей слов, которых нежный смысл
Удваивал значение подарков.
Назад возьмите ставший лишним дар.
Порядочные девушки не ценят.
Когда им дарят, а потом изменят.
Пожалуйста.

Гамлет: Ах, так вы порядочная девушка?

Офелия: Милорд!

Гамлет: И вы хороши собой?

Офелия: Что разумеет ваша милость?

Гамлет: То, что если вы порядочная и хороши собой, вашей порядочности нечего делать с вашей красотой.

Офелия: Разве для красоты не лучшая спутница порядочность?

Гамлет: О, конечно! И скорей красота стащит порядочность в омут, нежели порядочность исправит красоту. Прежде это считалось парадоксом, а теперь доказано. Я вас любил когда-то.

Офелия: Действительно, принц, мне верилось.

Гамлет: А не надо было верить. Сколько ни прививай нам добродетели, грешного духа из нас не выкурить. Я не любил вас.

Офелия: Тем больней я обманулась.

Гамлет:

Ступай в монастырь.
К чему плодить грешников?
Сам я – сносной нравственности.
Но и у меня столько всего, чем попрекнуть себя,
Что лучше бы моя мать не рожала меня.
Я очень горд, мстителен, самолюбив.
И в моем распоряжении больше гадостей, чем мыслей.
Чтобы эти гадости обдумать фантазии.
Чтобы облечь их в плоть.
И времени, чтоб их исполнить.
Какого дьявола люди вроде меня толкутся меж небом и землею?
Все мы кругом обманщики.
Не верь никому из нас.
Ступай добром в монастырь.
Где твой отец?

Офелия: Дома, милорд.

Гамлет: Надо запирать за ним покрепче, чтобы он разыгрывая дурака только с домашними. Прощай!

Офелия: Святые силы, помогите ему!

Гамлет:

Если пойдешь замуж,
вот проклятье тебе в приданное.
Будь непорочна, как лед, и чиста, как снег, –
Не уйти тебе от напраслины.
Затворись в обители, говорю тебе.
Иди с миром. А если тебе непременно надо мужа,
выходи за глупого:
Слишком уж хорошо знают умные,
Каких чудовищ вы из них делаете.
Ступай в монастырь, говорю тебе!
И не откладывай. Прощай.

Офелия: Силы небесные, исцелите его!

Гамлет:

Наслышался я и про вашу живопись.
Бог дал Вам одно лицо, а вам надо завести другое.
Иная и хвостом, и ножкой, и языком,
И всякую божью тварь обзовет по-своему,
НО ВО ЧТО НИ ПУСТИТСЯ,
ВСЕ ЭТО ОДНА СВЯТАЯ НЕВИННОСТЬ.
Нет, шалишь. Довольно. На этом я спятил.
Никаких свадеб.  Кто уже в браке, пусть остаются в супружестве.
Все, кроме одного. Остальные пусть воздержатся.
Ступай в монахини! (Уходит)

Офелия: Какого обаянья ум погиб!

Гости: Браво! Восхитительно!

Звучит музыка: Глинка . Увертюра к «Руслан и Людмила».

1 ведущий. Как восстановить события, которые происходили более ста лет назад? Как не разорвать связующую цепь, где первое звено было выковано полтора столетия назад?

2 ведущий. Мы привыкли к тому, что Д. И. Менделеев гениальный химик, первоклассный физик.

1 ведущий. Плодотворный исследователь различных вопросов гидродинамики, метеорологии, геологии, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве...

2 ведущий. Но сохранились воспоминания тех, кто хорошо знал, любил, уважал Дмитрия Ивановича. Из воспоминаний его сына – Иван Дмитриевича Менделеева, метролога, профессора НИИМ им. Менделеева:

Сын Менделеева. Отец тонко знал и понимал поэзию. Иногда вставал, вдруг как бы невзначай какая-то философская или поэтическая мысль, которая свидетельствовала о целом скрытом мире выношенных чувств и образов, и отец цитировал наизусть целое стихотворение. В нем отражалась какая-нибудь малодоступная, деликатная идея, которая, чтобы быть подмеченной, требовала глубокого сочувственного понимания.
Отец был хорошо знаком с Тургеневым, встречался с Достоевским, которого очень уважал, но с которым во многом не соглашался. С большой симпатией относился Дмитрий Иванович к поэту Ф. Тютчеву, особенно любил его стихотворение «Молчание».

1 ведущий. Вспоминает его дочь Софья Дмитриевна.

Софья Дмитриевна. Да, это стихотворение было одним из самых любимых стихотворении отца.

Учащийся читает стихотворение «Молчание».

Софья Дмитриевна. Дмитрий Иванович и сам, как он признавался, писал в молодости стихи. А какая была у него библиотека! Когда я научилась читать, то на страницах книг из домашней библиотеки встречала многочисленные пометки Дмитрия Ивановича – свидетельство внимательнейшего прочтения и осмысления.

Сын Менделеева. Отец с уважением относился к Шекспиру, Гёте. Шиллеру, Байрону.

Софья Дмитриевна. Но считал их произведения во многом отжившими, не отвечающими современной психологии, ценными, но отнюдь не вечными.

Сын Менделеева Да, у него было своё, критическое отношение к философским концепциям многих поэтов и писателей. Но вспомни, как любил он стихи Пушкина, особо выделял Сервантеса и Гоголя, говоря, что их творческое наследие переживет тысячелетия.

Софья Дмитриевна. А с какой жадностью читал о путешествиях Нансена. Норденшельда, Стэнли; читал древних мыслителей Плутарха и Платона.

Сын Менделеева. Отец никогда не был «человеком современности». Он был вне времени и как бы из других эпох, смотрел другими глазами на окружающее, давая ему другие оценки.

Заучит музыка – марш П.И. Чайковского из балета « Щелкунчик».

3 ведущий (забирая «пушкинское перо»). Понятно, почему Дмитрий Иванович любил поэзию. Поэзия – это осмысление чувств, философия сердца, она делает человека лиричнее, добрее в ощущениях.

4 ведущий. Поэзия – поднебесная область, между государством прозы и пространством музыки. Если рискнуть, то можно сказать, что музыка является как бы уловленными звуками Вселенной, природы, а поэзия – это наша человеческая жизнь с её особым миром чувств.

Заучит музыка Бородина. Симфония «Богатырская»

Снова в гостиной Менделеева

Менделеев: Слушаю музыку Бородина и вспоминаю Гейдельберг, где в 1859 году практиковались мы, русские исследователи. Среди нас были Сеченов И.М. и Бородин Александр Порфирьевич. Часто собирались у меня и слушали игру Александра Порфирьевича на пианино. Помню, многие советовали ему отказаться от одного из своих занятий.
Профессор химии Зинин говорил: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю большие надежды».

Жена Менделеева – Анна Ивановна: А композитор Римский-Корсаков, в нашем доме, в Петербурге, призывал: «Займитесь музыкой, Александр Порфирьевич! Вы могучи и талантливы как в симфонии, так и в опере, романсе. Ведь академическая служба и химические лаборатории страшно отвлекают Вас от великого дела – музыки! »

Менделеев: Да, «Первоклассный химик, ему многим обязана наука. Александр Порфирьевич Бородин принес бы ещё больше, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии».
Жена Менделеева : Вспомните его письма, дорогой. Прекрасные образцы художественной прозы. Какой великолепный, остроумный был человек.
Менделеев: Дорогая, я вас ревную к его памяти. Да, особенно запомнилось мне письмо из Пизы: «Ну, любезнейший дружище, шлю тебе свою ироническую поэму «Сон Лины», что объяснит мою собственную леность. Если бы можно было краснеть письменно, то я покраснел бы подобно мочевой кислоте, когда её обрабатывают вначале азотной кислотой, потом аммиаком »... Блестящий ученый, замечательный друг.
Жена Менделеева: Бородин не мог жить как без музыки, так и без химии.

Заучит музыка Бородина – романс «Для берегов Отчизны дальной»

3 ведущий. В истории науки Александр Бородин – выдающийся ученый, один из создателей органической химии. Авторитетный педагог и практикующий врач. Организатор первых в России женских врачебных курсов, автор более 40 научных работ по химии. В 32 года уже прославился как ученый. Он открыл  особую химическую реакцию, входящую и поныне во все серьезные учебники органической химии и названную в его честь « реакцией Бородина». Именно он получил первое в истории фторорганическое соединение, открывающее дорогу созданию фтор полимеров, незаменимых сегодня во многих областях – от лакокрасочных материалов до космических скафандров.

4 ведущий: И именно в это время он начал всерьез изучать теорию музыки и искусство музыкальной композиции под руководством Балакирева. Бородин присоединился к группе петербургских музыкантов. Это объединение 5-ти композиторов известно под названием «Могучая кучка». Творческое наследие Александра Бородина невелико, но есть несколько истинных шедевров. Например, романсы и ноктюрны из струнного квартета, грандиозная «Богатырская » симфония, симфоническая картина «В Средней Азии». Но прежде всего это монументальная опера «Князь Игорь», написанная на сюжет из древнерусской повести «Слово о полку Игореве».

Звучит музыка Бородина, отрывок из  оперы  «Князь Игорь».

В «лаборатории» Менделеева

5 ведущий (забирая «пушкинское перо»): Мы снова в доме у Д. И. Менделеева.

Менделеев: Здравствуйте, здравствуйте, дорогой Илья Ефимович! Давно Вы у нас не были. Последнее письмо получили от Вас ещё из Парижа год назад. На Вас это не похоже. Что случилось?

Илья Ефимович Репин: Дмитрий Иванович, Вы же понимаете, после Парижа столько впечатлений. Все радует, что попадается на глаза: березки, деревенские избы, а главное – люди, совсем не похожие на тех, что остались по ту сторону границы. Совсем другие, свои.

Менделеев: Так Вы вернулись со всем своим семейством? Где же жена, дети?

Репин:  Решили остановиться в lПетербурге. Правда, в Петербурге летом, Дмитрий Иванович, Вы же знаете жара, духота. Поэтому я отвез семью в Красное Село к Шевцовым на дачу. Там мы и провели лето.

Менделеев: Только не говорите, уважаемый Илья Ефимович, что Вы бездельничали. Никогда не поверю.

Репин:  Вы как всегда, Дмитрий Иванович, правы. Вскоре по приезде написал небольшую картину «На дерновой скамье».

Менделеев: Это интересно! Где же картина? Хотелось бы её увидеть. Думаю, как всегда Ваше творение очаровательно.
За что люблю живопись – так это за то, что в ней замысел, идея реализуется на чрезвычайно узком пространстве. Один холст выражает и начало, и конец идеи. Всё сконцентрировано  в живописи при помощи энергии красок и, конечно, композиции. И взятое художником жизненное явление возникает перед глазами сразу, мгновенно отражаясь в душе, вызывая эмоциональный ответ.

Репин:  Дмитрий Иванович, дорогой, в Вас «погиб» искусствовед. Вопросы искусства Вам близки в такой же степени, как и вопросы науки.

Менделеев:  Для вас, художников, мотив и сюжет – лишь повод для буйства  красок, для выражения цвета и света. Да, да, Илья Ефимович! И не спорьте! Мне же в любимой мною живописи всегда необходима смысловая нагрузка, мысль, которую выявляют и сюжет и цвет.

Репин:  Дмитрий Иванович, и не думаю спорить. Вы как всегда правы. А картину подарил Шевцовым, ничего особенного. У Вас я вижу новые картины.

Менделеев: Это наброски Айвазовского «Черное море». Видите, как она проста. И здесь не только внешнее состояние природы. Здесь синтетический образ Черного моря.

Репин: Удачно подобраны краски. Вот эти сочетания теплых серых тонов неба и глубокого зелено-синего цвета воды.

Менделеев: Знание природы и понимание её – это удивительно.

Репин: Я вижу у Вас более раннее творение Айвазовского «К морю».

Менделеев: Это копия, которую подарил мне Иван Константинович. О! Этот романтик, знает мое слабое место, как впрочем, Илья Ефимович, и Вы.
«Девятый вал» – восхитительно! Исключительная ситуация. Пережившие крушение корабля продолжают сражаться с грозной стихией, ищут спасения на обломках корабельной мачты. «Своеобразные порывы» моря проверяют волю людей, их любовь к жизни. Одна из волн, самая мощная, словно стремиться похоронить терпящих бедствие людей в пучине моря. Но страшная ночь уже позади. Восходит солнце. Мажорная красочная  гамма – гимн мужеству людей и внушает надежду на их спасение.

Репин: Дмитрий Иванович,  Вы – поэт! Вы стихами не увлекаетесь?!

Менделеев: Увлекаюсь, увлекаюсь (смеётся), но это полезное занятие. А у Вас, Илья Ефимович, увы, вредные увлечения! Вы по-прежнему много курите. Я соберу в стеклянной банке дым Вашей папиросы. (Репин «закуривает» папиросу, и в момент, когда он выпустит первую порцию дыма, Менделеев накрывает стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно быстро наполнилась дымом). Илья Ефимович, понюхайте этот дым, убедитесь, как он неприятен, вреден. А этим ВЫ дышите

(Репин нюхает, поперхнувшись, откашливается).

5 ведущий: Так Дмитрий Иванович хотел отучить своего друга от курения. А вдохнул Илья Ефимович Репин вместо табачного дыма смесь аммиака и хлорида аммония.

Звучит музыка – «Патриотическая песня» Глинки.

6 ведущий: Дмитрий Иванович сам выделил в своей деятельности лишь часть работ: «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии» (демонстрации фото обложки книги).

5 ведущий: Дмитрий Иванович утверждал: «Есть три службы Родине. Первая – на поприще научном, вторая – на ниве просвещения, третья – в деле содействия экономическому развитию России.» «Эта служба ... на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность интенсивного хозяйства.» «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух.»

6 ведущий: В своём имении Боблово Дмитрий Иванович ставил опыты по «рождению хлебов». Здесь Менделеев проявил себя подлинным патриотом, который заботился о развитии и будущем России. Дмитрий Иванович детально изучал способы добычи нефти и дал много ценных рекомендаций по их усовершенствованию.

5 ведущий: Но при этом Менделееву были близки вопросы искусства. Народное начало, вложенное в его натуру, находило отзвук в содержании искусства передвижников, с которыми он часто общался.

6 ведущий: На выставках картин Дмитрий Иванович очень любил бывать и посещал почти все. Он любил картины, изобразительное искусство.

5 ведущий: Все, знавшие Дмитрия Ивановича, любили его, гостеприимного хозяина, любили бывать в его доме на литературно-художественных «средах», куда Менделеев приглашал известных художников, литераторов, ученых, куда часто приходили передвижники: Крамской, Репин, Ярошенко, Савицкий. Маковский, Васнецов. Айвазовский.

6 ведущий: Дмитрий Иванович очень любил картины Куиджи. И даже посвятил ему статью «Перец картиной Куиджи» (демонстрация картины). «Века наши будут когда-нибудь характеризоваться появлением естествознания в науке и пейзажа в искусстве ».

Звучит мyзыка Верди.

Гостиная

Дочь Менделеева – Любовь: Сегодня у нас игра «Признание». Нужно ответить на анкетные вопросы. Первым отвечаете Вы, папа. Характерная черта?
Менделеев: Не люблю, когда при мне про кого-нибудь говорят дурно.
Дочь Менделеева: Что Вы не любите в характере человека?
Дмитрий Иванович: Неуверенность, необдуманность, торопыжничество в работе.
Дочь Менделеева: Любимые качества
Дмитрий Иванович : Правда, труд, прощение.
Дочь Менделеева: Любимое занятие в часы отдыха?
Дмитрий Иванович:  Клеить (Коллекции фотографий и гравюр с цветных картин, футляры для альбомов и брошюр, коробки, шкатулки, дорожные ящики, чемоданы).
Дочь Менделеева: Место, где любите жить?
Дмитрий Иванович: Боблово
Дочь Менделеева: Любимый цветок?
Дмитрий Иванович: Полевые цветы.
Дочь Менделеева : Любимое животное?
Дмитрий Иванович: Кошки, собаки
Дочь Менделеева: Любимые иностранные писатели?
Дмитрий Иванович: Рокамболь, Жюль Верн, Гюго.
Дочь Менделеева: Любимыё русские писатели?
Дмитрий Иванович: Пушкин, Гоголь.
Дочь Менделеева: Любимые иностранные поэты?
Дмитрий Иванович: Шекспир, Шиллер, Гете, Байрон.
Дочь Менделеева: Любимые русские поэты?
Дмитрий Иванович : Пушкин, Жуковский, Майков, Тютчев.
Дочь Менделеева: Любимые русские композиторы?
Дмитрий Иванович: Бородин, Глинка, Чайковский.
Дочь Менделеева: Любимые иностранные композиторы?
Дмитрий Иванович: Бетховен, Верди.
Дочь Менделеева: Любимые иностранные художники?
Дмитрий Иванович: Микеланджело, Рафаэль.
Дочь Менделеева: Любимые русские художники?
Дмитрий Иванович: Крамской, Куиджи, Шишкин.
Дочь Менделеева: Девиз
Дмитрий  Иванович: Один человек – нуль, вместе – только люди!
Дочь Менделеева: Главный завет нам, детям
Дмитрий Иванович: Труд, работа не всякая, а работа осмысленная, сознательная, нужная людям.

Звучит музыка – Бетховен.

А. Блок: Твой папа, воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности. Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениaльности, у простых людей такого не бывает...
При нем вовсе не страшно. но всегда – неспокойно. Это оттого, что он всё и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша.

Дочь Менделеева: Возможно, Александр, ты прав, но мне точно известно одно:  он самый лучший папа на свете. Папа согласен на нашу свадьбу, летом. Он откладывал только, чтобы убедиться, прочно ли «всё это», «не поссоримся ли мы». И хотя он ещё не успел в этом убедиться, но раз мы свадьбы хотим, так определенно он позволяет.

А. Блок: Старшая дочь Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей женой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится между Шахматовым и Бобловым.

Дочь Менделеева: Саша об этой церкви написал:

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Видно, дни золотые пришли –
Все деревья стоят, как в сиянии.
Ночью холодом веет с земли
Утром белая церковь вдали
И близка, и ясна очертаньем.

7 Ведущий (забирая « пушкинское перо»): Впервые Блок побывал в Боблово вместе со своим дедом Андреем Николаевичем Бекетовым. Александр Блок был тогда ещё гимназистом.

8 Ведущий: Возобновилось пребывание Блока в Боблово после окончания гимназии. Дмитрий Иванович играл очень большую роль в семействе Бекетовых. Менделеев и Бекетовы были дружны. Дед А. Блока после освобождения крестьян вместе с Менделеевым ездил в Московскую губернию. Оба купили в Клинском уезде два именин по соседству: менделеевское Боблово в семи верстах от Шахматова.

7 Ведущий: Дочь Андрея Николаевича Бекетова вспоминала.

Дочь Бекетова: «Мои родители благоговели перед гениальностью Д Менделеева и восхищались своеобразностью его нрава. Д.И. Менделеев часто появлялся в нашем доме. Тут была не одна симпатия, но также и то обстоятельство, что мои родители оказали ему  большую нравственную поддержку в трудную минуту его жизни.
Приезжал Дмитрий Иванович чаще всего один привозил для нашей матери бесчисленные тома Рокамболя и других книг в том же роде. Такое чтение было любимым отдохновением  Дмитрии Ивановича после научных трудов, которым он предавался со свойственной ему страстностью. Он проводил v нас целые часы в интересной беседе».

Александр Блок: Д. И. Менделеев – воплощение гения России. Его периодическая система элементов, по-моему, торжество космоса над хаосом, научное постижение гармонии и музыки природы. Идеи Д.И. Менделеева и моего деда А.Н. Бекетова о развитии науки и производственных сил России я, изложив так, как я их вижу в стихотворении «Новая Америка».

Учащийся читает стихотворение « Новая Америка».

8 Ведущий: А. Блоку и Любви Менделеевой предстояло пройти вместе по жизни всего два десятилетия. Это были прекрасные и мучительные годы.

7 Ведущий: Читая стихи Блока. посвященные Прекрасной Даме. мы будем помнить об этих интересных людях.

Учащийся читает стихотворение, посвященное Прекрасной Даме. Музыка Чайковского.

Классный  руководитель (взяв пушкинское перо» из рук ведущего):
СМЫСЛ ЖИЗНИ ... "эти вопрос, которым задавались не только сотни и тысячи философов, но и просто миллионы людей. В конце концов, задается этим вопросом каждый человек. Смысл жизни должен быть большой, это прежде всего.
Жизнь – драгоценнейший дар, он дается не зря, не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели.
Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лег. И человек обязан отблагодарить природу за это своей творческой деятельностью, продолжить её созидательную деятельность. Она может быть продолжена в маленьких областях, в больших областям, в очень престижных, в очень не престижных. Но нужно продолжать и накапливать в жизни добро, делать всё то, что способствует жизненному созидательному процессу. Это абсолютно ясно. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что живет не зря.
Это, конечно, очень сложный вопрос. И каждому из вас следует подумать, что наиболее ценного он может привнести в жизнь. Что может сделать для семьи, для товарищей своих, для общества, для нашего Приднестровья.
Я уверена, вы обязательно продолжите дело наших земляков – Н. Зелинского, Л. Берга, Н. Гидроица, Федоров. (демонстрация портретов)
Ваши дела, ребята, на благо школы, города сегодня говорят о вашем будущем успехе.
Алевтина Павлюк – «дочь Д.И. Менделеева – Любовь» – успешно занимается музыкой, вокалом, окончила художественную школу, учится на «отлично».
Максим Коваль – «А. Блок» — чемпион городской школы по шашкам, призер городских соревнований, серебренный призер городской олимпиады по химии. Татьяна Никул – «Софья Дмитриевна» – отлично учиться, неоднократный призер городской олимпиады по химии.
Олег Гадибула, Владимир Малоголовенко («Д.И. Менделеев»), Павел Березянский — в школьной спортивной команде, выступают уже не только на городских, но и республиканских соревнованиях по боксу, борьбе.
Елена Лисаченко – занимается в художественной школе, изучает исскуство эпохи Возрождения.
Алла Никипорец – неоднократно участвовала и успешно в городских  и республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе. Победитель городского конкурса чтецов 2005 года. Отлично учиться.
Оля Маковей, Гена Мартынов, Александр Шкепу («Репин И.Е.»), Олег Гинжул мультипликаторы программы АНТИ – СПИД
Анна Павлюченко и Алена Зинченко («Жена Менделеева»)  активисты экологической общественной организации «Экоспектр», победители республиканского конкурса исследовательских работ по экологии. Алена — серебряный призер городской и республиканской олимпиад по биологии.
Яна Гулык — занимается в цирковой студии.
Именно для вас, стоящих перец главным жизненным выбором — мысли великих людей, проверенные временем.

(Зачитываются высказывания, весящие на плакатах)

– Дерзайте, ребята! Благодарю Вас за активное участие в подготовке и реализации нашего внеклассного мероприятия.

Звучит музыка.

Использованная литература:

  1. Александр Блок «Сборник стихов»
  2. Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников. М.: Атомиздат, 1973;
  3. Буцкус П.Ф. Семья и родственники Д.И.Менделеева. Химия в школе, № 5, 1974;
  4. Субханкулова В. Жизненный путь Д.И. Менделеева. Химия №9, 2009
  5. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев. Его жизнь и деятельность. Университетский период. 1861-1890 гг. (Сер. «Научное наследство».) М.: Наука, 1993, т. 21; 
  6. Ульям Шекспир «Гамлет, принц датский»
  7. Шмуклер Е.Г. Факты из жизни Дмитрий Ивановича Менделеева. Химия.№ 3, 2008

Приложение 1