Классный час проводится под девизом: «Уважение
к минувшему – вот черта, отличающая
образованность от дикости». (А.С. Пушкин)
На стенах портреты А. Блока, Д.И. Менделеева, Н.Н.
Бекетова, А.Н. Бекетова, Л.Д. Менделеевой;
репродукции картин Куиджи. Васнецова, Шишкина.
Рафаэля, фоторепродукции.
На плакатах тексты:
- Жить – значит действовать. А. Франс
- Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости. Г. Ибсен
- Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. Ан. Чехов
- Нравственность для души – это то же, что здоровье для тела. М. Эминеску
- Все, что прекрасно, – нравственно. Г. Флобер
- Счастье достается тому, кто много трудится. Леонардо да Винчи
Оформлена «гостиная», «сцена», «химическая лаборатория». Учащиеся класса в костюмах.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На доске зашифровано слово: ЛИЧНОСТЬ
Кл. руководитель: Ребята, отгадайте,
каким одним словом определяется человеческий
индивид как субъект отношении и созидательной
деятельности? Человек всегда, а в вашем возрасте
особенно, задумывается о жизненном пути,
стремится относиться к самому себе сознательно,
стремится само развиваться, само воспитываться,
т.е. по выражению одного из философов, заниматься
«человеческим само строительством». Объект
этого строительства, прежде всего духовный мир
человека.
Сегодня мы побываем в гостях у великого химика
Д.И. Менделеева. Почему у него? Надеюсь, каждый из
вас для себя ответит на этот вопрос в конце
встречи. Но помните слова великого поэта А.С.
Пушкина «Следовать за мыслями великого человека
есть наука самая занимательная». Я передаю
«пушкинское перо» – сигнал для начала рассказа
– моим помощникам.
1 ведущий. Перенесемся на много лет назад, в Боблово, в дом Дмитрия Ивановича Менделеева. Боблово – небольшое поместье в Г[одмосковье, принадлежавшее Менделеевым.
2 ведущий. Сегодня в доме Менделеевых праздник – на сцене домашнего театра играют Шекспира, «Гамлета».
Сцена из «Гамлета»
Гамлет:
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.
Офелия: Принц, были ль вы здоровы это время?
Гамлет: Благодарю: вполне, вполне, вполне...
Офелия:
Принц, у меня от вас есть подношенья.
Я вам давно хотела их вернуть.
Возьмите их.
Гамлет: Да полно, вы ошиблись. Я в жизни ничего вам не дарил.
Офелия:
Дарили, принц, вы знаете прекрасно.
С придачей слов, которых нежный смысл
Удваивал значение подарков.
Назад возьмите ставший лишним дар.
Порядочные девушки не ценят.
Когда им дарят, а потом изменят.
Пожалуйста.
Гамлет: Ах, так вы порядочная девушка?
Офелия: Милорд!
Гамлет: И вы хороши собой?
Офелия: Что разумеет ваша милость?
Гамлет: То, что если вы порядочная и хороши собой, вашей порядочности нечего делать с вашей красотой.
Офелия: Разве для красоты не лучшая спутница порядочность?
Гамлет: О, конечно! И скорей красота стащит порядочность в омут, нежели порядочность исправит красоту. Прежде это считалось парадоксом, а теперь доказано. Я вас любил когда-то.
Офелия: Действительно, принц, мне верилось.
Гамлет: А не надо было верить. Сколько ни прививай нам добродетели, грешного духа из нас не выкурить. Я не любил вас.
Офелия: Тем больней я обманулась.
Гамлет:
Ступай в монастырь.
К чему плодить грешников?
Сам я – сносной нравственности.
Но и у меня столько всего, чем попрекнуть себя,
Что лучше бы моя мать не рожала меня.
Я очень горд, мстителен, самолюбив.
И в моем распоряжении больше гадостей, чем мыслей.
Чтобы эти гадости обдумать фантазии.
Чтобы облечь их в плоть.
И времени, чтоб их исполнить.
Какого дьявола люди вроде меня толкутся меж небом и землею?
Все мы кругом обманщики.
Не верь никому из нас.
Ступай добром в монастырь.
Где твой отец?
Офелия: Дома, милорд.
Гамлет: Надо запирать за ним покрепче, чтобы он разыгрывая дурака только с домашними. Прощай!
Офелия: Святые силы, помогите ему!
Гамлет:
Если пойдешь замуж,
вот проклятье тебе в приданное.
Будь непорочна, как лед, и чиста, как снег, –
Не уйти тебе от напраслины.
Затворись в обители, говорю тебе.
Иди с миром. А если тебе непременно надо мужа,
выходи за глупого:
Слишком уж хорошо знают умные,
Каких чудовищ вы из них делаете.
Ступай в монастырь, говорю тебе!
И не откладывай. Прощай.
Офелия: Силы небесные, исцелите его!
Гамлет:
Наслышался я и про вашу живопись.
Бог дал Вам одно лицо, а вам надо завести другое.
Иная и хвостом, и ножкой, и языком,
И всякую божью тварь обзовет по-своему,
НО ВО ЧТО НИ ПУСТИТСЯ,
ВСЕ ЭТО ОДНА СВЯТАЯ НЕВИННОСТЬ.
Нет, шалишь. Довольно. На этом я спятил.
Никаких свадеб. Кто уже в браке, пусть остаются в супружестве.
Все, кроме одного. Остальные пусть воздержатся.
Ступай в монахини! (Уходит)
Офелия: Какого обаянья ум погиб!
Гости: Браво! Восхитительно!
Звучит музыка: Глинка . Увертюра к «Руслан и Людмила».
1 ведущий. Как восстановить события, которые происходили более ста лет назад? Как не разорвать связующую цепь, где первое звено было выковано полтора столетия назад?
2 ведущий. Мы привыкли к тому, что Д. И. Менделеев гениальный химик, первоклассный физик.
1 ведущий. Плодотворный исследователь различных вопросов гидродинамики, метеорологии, геологии, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве...
2 ведущий. Но сохранились воспоминания тех, кто хорошо знал, любил, уважал Дмитрия Ивановича. Из воспоминаний его сына – Иван Дмитриевича Менделеева, метролога, профессора НИИМ им. Менделеева:
Сын Менделеева. Отец тонко знал и
понимал поэзию. Иногда вставал, вдруг как бы
невзначай какая-то философская или поэтическая
мысль, которая свидетельствовала о целом скрытом
мире выношенных чувств и образов, и отец
цитировал наизусть целое стихотворение. В нем
отражалась какая-нибудь малодоступная,
деликатная идея, которая, чтобы быть подмеченной,
требовала глубокого сочувственного понимания.
Отец был хорошо знаком с Тургеневым, встречался с
Достоевским, которого очень уважал, но с которым
во многом не соглашался. С большой симпатией
относился Дмитрий Иванович к поэту Ф. Тютчеву,
особенно любил его стихотворение «Молчание».
1 ведущий. Вспоминает его дочь Софья Дмитриевна.
Софья Дмитриевна. Да, это стихотворение было одним из самых любимых стихотворении отца.
Учащийся читает стихотворение «Молчание».
Софья Дмитриевна. Дмитрий Иванович и сам, как он признавался, писал в молодости стихи. А какая была у него библиотека! Когда я научилась читать, то на страницах книг из домашней библиотеки встречала многочисленные пометки Дмитрия Ивановича – свидетельство внимательнейшего прочтения и осмысления.
Сын Менделеева. Отец с уважением относился к Шекспиру, Гёте. Шиллеру, Байрону.
Софья Дмитриевна. Но считал их произведения во многом отжившими, не отвечающими современной психологии, ценными, но отнюдь не вечными.
Сын Менделеева Да, у него было своё, критическое отношение к философским концепциям многих поэтов и писателей. Но вспомни, как любил он стихи Пушкина, особо выделял Сервантеса и Гоголя, говоря, что их творческое наследие переживет тысячелетия.
Софья Дмитриевна. А с какой жадностью читал о путешествиях Нансена. Норденшельда, Стэнли; читал древних мыслителей Плутарха и Платона.
Сын Менделеева. Отец никогда не был «человеком современности». Он был вне времени и как бы из других эпох, смотрел другими глазами на окружающее, давая ему другие оценки.
Заучит музыка – марш П.И. Чайковского из балета « Щелкунчик».
3 ведущий (забирая «пушкинское перо»). Понятно, почему Дмитрий Иванович любил поэзию. Поэзия – это осмысление чувств, философия сердца, она делает человека лиричнее, добрее в ощущениях.
4 ведущий. Поэзия – поднебесная область, между государством прозы и пространством музыки. Если рискнуть, то можно сказать, что музыка является как бы уловленными звуками Вселенной, природы, а поэзия – это наша человеческая жизнь с её особым миром чувств.
Заучит музыка Бородина. Симфония «Богатырская»
Снова в гостиной Менделеева
Менделеев: Слушаю музыку Бородина и
вспоминаю Гейдельберг, где в 1859 году
практиковались мы, русские исследователи. Среди
нас были Сеченов И.М. и Бородин Александр
Порфирьевич. Часто собирались у меня и слушали
игру Александра Порфирьевича на пианино. Помню,
многие советовали ему отказаться от одного из
своих занятий.
Профессор химии Зинин говорил: «Господин
Бородин, поменьше занимайтесь романсами, на вас я
возлагаю большие надежды».
Жена Менделеева – Анна Ивановна: А композитор Римский-Корсаков, в нашем доме, в Петербурге, призывал: «Займитесь музыкой, Александр Порфирьевич! Вы могучи и талантливы как в симфонии, так и в опере, романсе. Ведь академическая служба и химические лаборатории страшно отвлекают Вас от великого дела – музыки! »
Менделеев: Да, «Первоклассный химик,
ему многим обязана наука. Александр Порфирьевич
Бородин принес бы ещё больше, если бы музыка не
отвлекала его слишком много от химии».
Жена Менделеева : Вспомните его письма, дорогой.
Прекрасные образцы художественной прозы. Какой
великолепный, остроумный был человек.
Менделеев: Дорогая, я вас ревную к его памяти. Да,
особенно запомнилось мне письмо из Пизы: «Ну,
любезнейший дружище, шлю тебе свою ироническую
поэму «Сон Лины», что объяснит мою собственную
леность. Если бы можно было краснеть письменно,
то я покраснел бы подобно мочевой кислоте, когда
её обрабатывают вначале азотной кислотой, потом
аммиаком »... Блестящий ученый, замечательный
друг.
Жена Менделеева: Бородин не мог жить как
без музыки, так и без химии.
Заучит музыка Бородина – романс «Для берегов Отчизны дальной»
3 ведущий. В истории науки Александр Бородин – выдающийся ученый, один из создателей органической химии. Авторитетный педагог и практикующий врач. Организатор первых в России женских врачебных курсов, автор более 40 научных работ по химии. В 32 года уже прославился как ученый. Он открыл особую химическую реакцию, входящую и поныне во все серьезные учебники органической химии и названную в его честь « реакцией Бородина». Именно он получил первое в истории фторорганическое соединение, открывающее дорогу созданию фтор полимеров, незаменимых сегодня во многих областях – от лакокрасочных материалов до космических скафандров.
4 ведущий: И именно в это время он начал всерьез изучать теорию музыки и искусство музыкальной композиции под руководством Балакирева. Бородин присоединился к группе петербургских музыкантов. Это объединение 5-ти композиторов известно под названием «Могучая кучка». Творческое наследие Александра Бородина невелико, но есть несколько истинных шедевров. Например, романсы и ноктюрны из струнного квартета, грандиозная «Богатырская » симфония, симфоническая картина «В Средней Азии». Но прежде всего это монументальная опера «Князь Игорь», написанная на сюжет из древнерусской повести «Слово о полку Игореве».
Звучит музыка Бородина, отрывок из оперы «Князь Игорь».
В «лаборатории» Менделеева
5 ведущий (забирая «пушкинское перо»): Мы снова в доме у Д. И. Менделеева.
Менделеев: Здравствуйте, здравствуйте, дорогой Илья Ефимович! Давно Вы у нас не были. Последнее письмо получили от Вас ещё из Парижа год назад. На Вас это не похоже. Что случилось?
Илья Ефимович Репин: Дмитрий Иванович, Вы же понимаете, после Парижа столько впечатлений. Все радует, что попадается на глаза: березки, деревенские избы, а главное – люди, совсем не похожие на тех, что остались по ту сторону границы. Совсем другие, свои.
Менделеев: Так Вы вернулись со всем своим семейством? Где же жена, дети?
Репин: Решили остановиться в lПетербурге. Правда, в Петербурге летом, Дмитрий Иванович, Вы же знаете жара, духота. Поэтому я отвез семью в Красное Село к Шевцовым на дачу. Там мы и провели лето.
Менделеев: Только не говорите, уважаемый Илья Ефимович, что Вы бездельничали. Никогда не поверю.
Репин: Вы как всегда, Дмитрий Иванович, правы. Вскоре по приезде написал небольшую картину «На дерновой скамье».
Менделеев: Это интересно! Где же
картина? Хотелось бы её увидеть. Думаю, как всегда
Ваше творение очаровательно.
За что люблю живопись – так это за то, что в ней
замысел, идея реализуется на чрезвычайно узком
пространстве. Один холст выражает и начало, и
конец идеи. Всё сконцентрировано в живописи
при помощи энергии красок и, конечно, композиции.
И взятое художником жизненное явление возникает
перед глазами сразу, мгновенно отражаясь в душе,
вызывая эмоциональный ответ.
Репин: Дмитрий Иванович, дорогой, в Вас «погиб» искусствовед. Вопросы искусства Вам близки в такой же степени, как и вопросы науки.
Менделеев: Для вас, художников, мотив и сюжет – лишь повод для буйства красок, для выражения цвета и света. Да, да, Илья Ефимович! И не спорьте! Мне же в любимой мною живописи всегда необходима смысловая нагрузка, мысль, которую выявляют и сюжет и цвет.
Репин: Дмитрий Иванович, и не думаю спорить. Вы как всегда правы. А картину подарил Шевцовым, ничего особенного. У Вас я вижу новые картины.
Менделеев: Это наброски Айвазовского «Черное море». Видите, как она проста. И здесь не только внешнее состояние природы. Здесь синтетический образ Черного моря.
Репин: Удачно подобраны краски. Вот эти сочетания теплых серых тонов неба и глубокого зелено-синего цвета воды.
Менделеев: Знание природы и понимание её – это удивительно.
Репин: Я вижу у Вас более раннее творение Айвазовского «К морю».
Менделеев: Это копия, которую подарил
мне Иван Константинович. О! Этот романтик, знает
мое слабое место, как впрочем, Илья Ефимович, и Вы.
«Девятый вал» – восхитительно! Исключительная
ситуация. Пережившие крушение корабля
продолжают сражаться с грозной стихией, ищут
спасения на обломках корабельной мачты.
«Своеобразные порывы» моря проверяют волю людей,
их любовь к жизни. Одна из волн, самая мощная,
словно стремиться похоронить терпящих бедствие
людей в пучине моря. Но страшная ночь уже позади.
Восходит солнце. Мажорная красочная гамма –
гимн мужеству людей и внушает надежду на их
спасение.
Репин: Дмитрий Иванович, Вы – поэт! Вы стихами не увлекаетесь?!
Менделеев: Увлекаюсь, увлекаюсь (смеётся), но это полезное занятие. А у Вас, Илья Ефимович, увы, вредные увлечения! Вы по-прежнему много курите. Я соберу в стеклянной банке дым Вашей папиросы. (Репин «закуривает» папиросу, и в момент, когда он выпустит первую порцию дыма, Менделеев накрывает стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно быстро наполнилась дымом). Илья Ефимович, понюхайте этот дым, убедитесь, как он неприятен, вреден. А этим ВЫ дышите
(Репин нюхает, поперхнувшись, откашливается).
5 ведущий: Так Дмитрий Иванович хотел отучить своего друга от курения. А вдохнул Илья Ефимович Репин вместо табачного дыма смесь аммиака и хлорида аммония.
Звучит музыка – «Патриотическая песня» Глинки.
6 ведущий: Дмитрий Иванович сам выделил в своей деятельности лишь часть работ: «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии» (демонстрации фото обложки книги).
5 ведущий: Дмитрий Иванович утверждал: «Есть три службы Родине. Первая – на поприще научном, вторая – на ниве просвещения, третья – в деле содействия экономическому развитию России.» «Эта служба ... на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность интенсивного хозяйства.» «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух.»
6 ведущий: В своём имении Боблово Дмитрий Иванович ставил опыты по «рождению хлебов». Здесь Менделеев проявил себя подлинным патриотом, который заботился о развитии и будущем России. Дмитрий Иванович детально изучал способы добычи нефти и дал много ценных рекомендаций по их усовершенствованию.
5 ведущий: Но при этом Менделееву были близки вопросы искусства. Народное начало, вложенное в его натуру, находило отзвук в содержании искусства передвижников, с которыми он часто общался.
6 ведущий: На выставках картин Дмитрий Иванович очень любил бывать и посещал почти все. Он любил картины, изобразительное искусство.
5 ведущий: Все, знавшие Дмитрия Ивановича, любили его, гостеприимного хозяина, любили бывать в его доме на литературно-художественных «средах», куда Менделеев приглашал известных художников, литераторов, ученых, куда часто приходили передвижники: Крамской, Репин, Ярошенко, Савицкий. Маковский, Васнецов. Айвазовский.
6 ведущий: Дмитрий Иванович очень любил картины Куиджи. И даже посвятил ему статью «Перец картиной Куиджи» (демонстрация картины). «Века наши будут когда-нибудь характеризоваться появлением естествознания в науке и пейзажа в искусстве ».
Звучит мyзыка Верди.
Гостиная
Дочь Менделеева – Любовь: Сегодня у
нас игра «Признание». Нужно ответить на анкетные
вопросы. Первым отвечаете Вы, папа. Характерная
черта?
Менделеев: Не люблю, когда при мне про
кого-нибудь говорят дурно.
Дочь Менделеева: Что Вы не любите в
характере человека?
Дмитрий Иванович: Неуверенность,
необдуманность, торопыжничество в работе.
Дочь Менделеева: Любимые качества
Дмитрий Иванович : Правда, труд,
прощение.
Дочь Менделеева: Любимое занятие в часы
отдыха?
Дмитрий Иванович: Клеить (Коллекции
фотографий и гравюр с цветных картин, футляры для
альбомов и брошюр, коробки, шкатулки, дорожные
ящики, чемоданы).
Дочь Менделеева: Место, где любите жить?
Дмитрий Иванович: Боблово
Дочь Менделеева: Любимый цветок?
Дмитрий Иванович: Полевые цветы.
Дочь Менделеева : Любимое животное?
Дмитрий Иванович: Кошки, собаки
Дочь Менделеева: Любимые иностранные
писатели?
Дмитрий Иванович: Рокамболь, Жюль Верн,
Гюго.
Дочь Менделеева: Любимыё русские
писатели?
Дмитрий Иванович: Пушкин, Гоголь.
Дочь Менделеева: Любимые иностранные
поэты?
Дмитрий Иванович: Шекспир, Шиллер, Гете,
Байрон.
Дочь Менделеева: Любимые русские поэты?
Дмитрий Иванович : Пушкин, Жуковский,
Майков, Тютчев.
Дочь Менделеева: Любимые русские
композиторы?
Дмитрий Иванович: Бородин, Глинка,
Чайковский.
Дочь Менделеева: Любимые иностранные
композиторы?
Дмитрий Иванович: Бетховен, Верди.
Дочь Менделеева: Любимые иностранные
художники?
Дмитрий Иванович: Микеланджело,
Рафаэль.
Дочь Менделеева: Любимые русские
художники?
Дмитрий Иванович: Крамской, Куиджи,
Шишкин.
Дочь Менделеева: Девиз
Дмитрий Иванович: Один человек –
нуль, вместе – только люди!
Дочь Менделеева: Главный завет нам,
детям
Дмитрий Иванович: Труд, работа не
всякая, а работа осмысленная, сознательная,
нужная людям.
Звучит музыка – Бетховен.
А. Блок: Твой папа, воплощение
глубокого ума и тонкого восприятия всей
действительности. Он давно все знает, что бывает
на свете. Во все проник. Не укрывается от него
ничего. Его знание самое полное. Оно происходит
от гениaльности, у простых людей такого не
бывает...
При нем вовсе не страшно. но всегда – неспокойно.
Это оттого, что он всё и давно знает, без
рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша.
Дочь Менделеева: Возможно, Александр, ты прав, но мне точно известно одно: он самый лучший папа на свете. Папа согласен на нашу свадьбу, летом. Он откладывал только, чтобы убедиться, прочно ли «всё это», «не поссоримся ли мы». И хотя он ещё не успел в этом убедиться, но раз мы свадьбы хотим, так определенно он позволяет.
А. Блок: Старшая дочь Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей женой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится между Шахматовым и Бобловым.
Дочь Менделеева: Саша об этой церкви написал:
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Видно, дни золотые пришли –
Все деревья стоят, как в сиянии.
Ночью холодом веет с земли
Утром белая церковь вдали
И близка, и ясна очертаньем.
7 Ведущий (забирая « пушкинское перо»): Впервые Блок побывал в Боблово вместе со своим дедом Андреем Николаевичем Бекетовым. Александр Блок был тогда ещё гимназистом.
8 Ведущий: Возобновилось пребывание Блока в Боблово после окончания гимназии. Дмитрий Иванович играл очень большую роль в семействе Бекетовых. Менделеев и Бекетовы были дружны. Дед А. Блока после освобождения крестьян вместе с Менделеевым ездил в Московскую губернию. Оба купили в Клинском уезде два именин по соседству: менделеевское Боблово в семи верстах от Шахматова.
7 Ведущий: Дочь Андрея Николаевича Бекетова вспоминала.
Дочь Бекетова: «Мои родители
благоговели перед гениальностью Д Менделеева и
восхищались своеобразностью его нрава. Д.И.
Менделеев часто появлялся в нашем доме. Тут была
не одна симпатия, но также и то обстоятельство,
что мои родители оказали ему большую
нравственную поддержку в трудную минуту его
жизни.
Приезжал Дмитрий Иванович чаще всего один
привозил для нашей матери бесчисленные тома
Рокамболя и других книг в том же роде. Такое
чтение было любимым отдохновением Дмитрии
Ивановича после научных трудов, которым он
предавался со свойственной ему страстностью. Он
проводил v нас целые часы в интересной беседе».
Александр Блок: Д. И. Менделеев – воплощение гения России. Его периодическая система элементов, по-моему, торжество космоса над хаосом, научное постижение гармонии и музыки природы. Идеи Д.И. Менделеева и моего деда А.Н. Бекетова о развитии науки и производственных сил России я, изложив так, как я их вижу в стихотворении «Новая Америка».
Учащийся читает стихотворение « Новая Америка».
8 Ведущий: А. Блоку и Любви Менделеевой предстояло пройти вместе по жизни всего два десятилетия. Это были прекрасные и мучительные годы.
7 Ведущий: Читая стихи Блока. посвященные Прекрасной Даме. мы будем помнить об этих интересных людях.
Учащийся читает стихотворение, посвященное Прекрасной Даме. Музыка Чайковского.
Классный руководитель (взяв
пушкинское перо» из рук ведущего):
СМЫСЛ ЖИЗНИ ... "эти вопрос, которым задавались
не только сотни и тысячи философов, но и просто
миллионы людей. В конце концов, задается этим
вопросом каждый человек. Смысл жизни должен быть
большой, это прежде всего.
Жизнь – драгоценнейший дар, он дается не зря, не
для мелочей, не для собирания мебели и устройства
своей квартиры, не для покупки машин. Он дается
для какой-то огромной, великой цели.
Вы подумайте, природа создавала человека
миллионы лег. И человек обязан отблагодарить
природу за это своей творческой деятельностью,
продолжить её созидательную деятельность. Она
может быть продолжена в маленьких областях, в
больших областям, в очень престижных, в очень не
престижных. Но нужно продолжать и накапливать в
жизни добро, делать всё то, что способствует
жизненному созидательному процессу. Это
абсолютно ясно. И тогда человек будет счастлив,
тогда он будет сознавать, что живет не зря.
Это, конечно, очень сложный вопрос. И каждому из
вас следует подумать, что наиболее ценного он
может привнести в жизнь. Что может сделать для
семьи, для товарищей своих, для общества, для
нашего Приднестровья.
Я уверена, вы обязательно продолжите дело наших
земляков – Н. Зелинского, Л. Берга, Н. Гидроица,
Федоров. (демонстрация портретов)
Ваши дела, ребята, на благо школы, города сегодня
говорят о вашем будущем успехе.
Алевтина Павлюк – «дочь Д.И. Менделеева –
Любовь» – успешно занимается музыкой, вокалом,
окончила художественную школу, учится на
«отлично».
Максим Коваль – «А. Блок» — чемпион городской
школы по шашкам, призер городских соревнований,
серебренный призер городской олимпиады по химии.
Татьяна Никул – «Софья Дмитриевна» – отлично
учиться, неоднократный призер городской
олимпиады по химии.
Олег Гадибула, Владимир Малоголовенко («Д.И.
Менделеев»), Павел Березянский — в школьной
спортивной команде, выступают уже не только на
городских, но и республиканских соревнованиях по
боксу, борьбе.
Елена Лисаченко – занимается в художественной
школе, изучает исскуство эпохи Возрождения.
Алла Никипорец – неоднократно участвовала и
успешно в городских и республиканских
олимпиадах по русскому языку и литературе.
Победитель городского конкурса чтецов 2005 года.
Отлично учиться.
Оля Маковей, Гена Мартынов, Александр Шкепу
(«Репин И.Е.»), Олег Гинжул мультипликаторы
программы АНТИ – СПИД
Анна Павлюченко и Алена Зинченко («Жена
Менделеева») активисты экологической
общественной организации «Экоспектр»,
победители республиканского конкурса
исследовательских работ по экологии. Алена —
серебряный призер городской и республиканской
олимпиад по биологии.
Яна Гулык — занимается в цирковой студии.
Именно для вас, стоящих перец главным жизненным
выбором — мысли великих людей, проверенные
временем.
(Зачитываются высказывания, весящие на плакатах)
– Дерзайте, ребята! Благодарю Вас за активное участие в подготовке и реализации нашего внеклассного мероприятия.
Звучит музыка.
Использованная литература:
- Александр Блок «Сборник стихов»
- Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников. М.: Атомиздат, 1973;
- Буцкус П.Ф. Семья и родственники Д.И.Менделеева. Химия в школе, № 5, 1974;
- Субханкулова В. Жизненный путь Д.И. Менделеева. Химия №9, 2009
- Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев. Его жизнь и деятельность. Университетский период. 1861-1890 гг. (Сер. «Научное наследство».) М.: Наука, 1993, т. 21;
- Ульям Шекспир «Гамлет, принц датский»
- Шмуклер Е.Г. Факты из жизни Дмитрий Ивановича Менделеева. Химия.№ 3, 2008