Пояснительная записка
Все чаще мы сталкиваемся с тем, что обучающиеся средней школы слабо ориентируются в мире художественной культуры. Мы видим, что их эстетический вкус зачастую формируется бездуховной безвкусицей, предлагаемой современными средствами массовой информации.
Именно в искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей. И это не случайно. Любое произведение искусства несет в себе не только эстетическое, но и нравственное начало.
Приобщение ребенка к искусству можно достичь за счет интеграции различных видов искусства. Интегрированные уроки – уроки искусства – приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту музыки и живописи, именно на этих уроках дети понимают, что настоящее искусство – это неотъемлемая часть самой жизни.
Учитывая все вышесказанное, мною разработана система интегрированных уроков искусства «музыка – живопись», на которых дети знакомятся с лучшими классическими произведениями музыки и живописи.
Основная цель уроков искусства – становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное – любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и живопись.
Школьная практика показывает, что интегрированные уроки – уроки искусства – благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они, прежде всего на эмоциональное восприятие музыки и живописи, а это восприятие всегда активно. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и живописи, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, видеть живопись, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.
Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение живописи и музыки на всех этапах урока. Уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию обучающихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках живописи с музыкой, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому обучающемуся осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью.
В соответствии с вышесказанным можно выделить основные цели и задачи учителя, планирующего интегрированный урок:
- Создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности обучающихся;
- Активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на всех этапах обучения;
- Приобщение учеников к поисковой и исследовательской деятельности;
- Организация анализа различных высказываний с целью выявления в них наиболее значимого с эстетической точки зрения.
Предложенная система работы по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (музыки и живописи) разработана в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.
Ведущее базовое понятие, которое определяет эстетическую проблему и структуру построения данного курса, - живопись и музыка в их взаимосвязи.
В программе реализован принцип интегрированного изучения гуманитарных дисциплин, построенный на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию школьников и пробуждению у них интереса к духовным ценностям.
Предполагаемые результаты: у обучающихся будут развиваться интерес к музыке и живописи, знания как музыкальных, так и художественных произведений; умение детей вести диалог, высказывать свою мысль, при этом интегрировать культурные блоки музыки и живописи.
Программа рассчитана на 17 учебных часа для обучающихся 6–8 классов (0,5 часа в год).
Занятия проводятся в урочной форме. В обучении используются фронтальная и групповая формы работы с обучающимися.
Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, инсценировки, выполнение и защита проекта, презентации.
Содержание курса
№ п/п | Тема | |
Искусство живописи | Искусство музыки | |
1. |
Введение. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды ИЗО. |
Введение. Музыка как вид искусства. |
2. |
Музыка и живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. Джорджоне «Сельский концерт». И. Левитан «Вечерний звон». А. Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». |
|
3. |
«Музыкальность» живописи. Д. Уистлер «Ноктюрн в голубом и серебряном». М. Чюрленис «Соната моря». |
|
4-5 |
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Искусство колокольных звонов. Скоморохи – странствующие актеры и музыканты. |
|
6. |
Особенности русской культуры XVII века. Многообразные школы иконописи. Музыкальное творчество Н. Дилецкого и В. Титова. |
|
7-8 |
Просвещение и русское искусство. Классицизм в живописи (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). Вершины храмовой хоровой музыки (М. Березовский, Д. Бортнянский). |
|
9-10 |
Русская культура XIX века. М. Глинка – родоначальник классической национальной оперы. Творчество О. Кипренского, К. Брюллова. «Могучая кучка» (М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). |
|
11. |
Культура на рубеже веков. Творчество А. Бенуа. Символизм А. Скрябина. Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова. |
|
12. |
Свадебный обряд в искусстве. П. Федотов «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Ф. Мендельсон «Свадебный марш». Ф. Журавлев «Перед венцом». Е. Честняков «Свадьба». |
|
13. |
Образ метели в музыке и живописи. Г. Свиридов «Тройка». В. Серов «Зимой». С. Жуковский «Зимний вечер». |
|
14. |
Человек и народ в искусстве. В. Суриков «Боярыня Морозова». Опера М. Мусоргского «Борис Годунов». |
|
15. |
Тема материнства в мировом искусстве. Рафаэль «Сикстинская мадонна». Пикассо «Мать и дитя». С. Герасимов «Мать партизана». П. Чайковский «Мама» из цикла «Детский альбом». Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно..?». А. Пурилев романс «Матушка-голубушка». |
|
16. |
Родная природа в произведениях композиторов и художников. Творчество И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова. П.И. Чайковский «Времена года». Вивальди «Времена года». |
|
17. |
Тема войны в искусстве. В. Верещагин «Апофеоз войны». К. Васильев «Нашествие» и др. Д.В. Тухманов «День Победы». «На безымянной высоте» (В. Баснер – М. Матусовский), «Мы за ценой не постоим» (Б. Окуджава), «Священная война» (А. Александров – В. Лебедев-Кумач). |
Список рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся:
- Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983.
- Алеев В. Сказка в музыке. Времена года (природа) в музыке: Пособие для учителя. – М., 1991.
- Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
- Васнецов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М., 1966.
- Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
- Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
- Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроке музыки. – М., 1981.
- Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М., 1993.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.
- История русского искусства/Под ред. И.А. Бартенева. – М., 1987.
- История и религия. Универсальная энциклопедия школьника. – Минск, 1995.
- Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1982.
- Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М., 1982.
- Шпикалова Т.А. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. – М., 1979.
- Унковский А.А. Цвет в живописи: МГЗПИ, 1983.