Классный час "Пастух – профессия героическая"

Разделы: Классное руководство


Цель: формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных  для культуры народов Севера понятий – добро, уважение.

Оборудование: макет чума, пояс (тасма), детские нарты, кукла (акань), люлька, карта ХМАО, детали для аппликации, столики, клей, ножницы, бумага.

Для проведения классного часа дети делятся на группы, в процессе проведения выполняют коллективную работу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

В. Сегодня, ребята, мы познакомимся ближе с очень редкой, но очень нужной  профессией – оленевод – пастух. На севере длинная и холодная зима, короткое лето. Но живёт и трудится здесь сильный, выносливый народ: нипочём им полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз, ни комариный вой, ни гнус, ни болота, ни великая вода. Коренные жители – ненцы, коми, манси. Главное занятие – оленеводство.

Мой старший брат

Мой старший брат – оленевод,
Когда он в гости приезжает,
У него забот хватает:
Сани новые строгает,
Упряжь старую латает.
Не сидит сложа он руки,
Занимается резьбой.
Никогда не знает скуки,-
Вот мой старший брат какой.

(Сергей Вылка)

Жители Севера широко используют загадки в своих произведениях.

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться нам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Л. Лапцуй)

Домашний олень – это уют тундры, чума. Как подарок он даёт радость общения между людьми, создаёт условия для уважительного отношения друг к другу.

Очень Авку я люблю,
Свежим хлебом, сочной травкой
Я из рук его кормлю,
Он ведь только из пелёнок,
Этот Авка – оленёнок. (Иван Истомин)

Дети вырезают оленёнка по образцу и наклеивают на лист бумаги, это начало работы.

Ненецкий писатель Л.Лапцуй рассказывал: «Иногда, во время дежурства в стаде, я разговаривал с прирученными оленями, имевшими свои клички, пел им песню… он благодарно смотрит на меня, шевелит ушами, мотает головой, тычет свою мордочку мне в ладони.

– Кто пасёт оленей? Правильно. Пастух-оленевод.

Любой погоде вопреки
Пастбище обходит молча,
У него на поясе клыки:
Есть медвежьи, есть и волчьи.
Вьюга, вьюга, вьюга на земле,
Всё кругом в летящей вате,
У огня сидящие в тепле,
Пастуха не забывайте!

(Роман Ругин)

 Дети наклеивают фигурку пастуха-оленевода.

Викторина:

  1. Как называется шест, которым управляется оленья упряжка? (Хорей)
  2. Что любит есть олень? (Ягель, грибы)
  3. Главный атрибут в мужской одежде оленевода? (Пояс)
  4. Собака лает, свинья хрюкает, а олень … (хоркает)
  5. Из чего изготавливается пояс? (Из кожи)
  6. Назовите традиционную одежду пастуха-оленевода. (Малица)
  7. Почему у оленевода нож с правой стороны?
  8. Назовите традиционную обувь пастухов. (Кисы)
  9. Почему малицу часто называют индивидуальным чумом? (Форма одежды конусообразная, подобно чуму, повышает устойчивость человека к морозам во время сильного ветра)
  10. Главная ценность малицы? (Мех оленя, который обладает теплозащитными свойствами)

Дети наклеивают собаку.

Моя мама – швея,
Ведь у неё немалая семья,
И жизнь её своих забот полна.
Все малицы чудесно шьёт
И рук своих тепло сыночкам отдаёт.
Узоры, тапки ловко мастерит,
От сердца сувениры всем дарит.

                                   (Таня Вылка)

Я в зимней одежде своей, как сова,
Могу повернуться на нартах едва.
Но я – настоящий помощник отца.
Хорей мой под ветром свистит без конца.

1. Какую важную функцию выполняет олень? (Транспортное средство)
2. Назовите главное преимущество оленя перед другими животными? (Находится на подножном корму)
3. Назовите основные категории домашних оленей. (Хора – самец, важенка – самка, яловая важенка, ездовой бык, телёнок)

И Север представить
Нельзя без оленя.
Олень – это тундры
Пятнистый ковёр,
Её вдохновенье,
Её откровенье…
Олень!
Он в упряжке –
Живая струна.
С глазами, как чёрные
Очи Ямала.

(Леонид Лапцуй)

Дети наклеивают фигуру взрослого оленя.

В. Пастухи летом пасут оленей около рек, озёр. Это самый трудный период, как для оленей, так и для пастухов.

Не дремлют пастухи:
Уже над тундрой множатся
Курчавые дымки,
Ползёт завеса белая,
Горят, чадят костры…

– А почему пастухи разводят костры? (Так они спасают оленей от гнуса, комаров)

В. Наш маленький чум много лет спорит с ветрами и вьюгами, дождями и снегом. Чум и ныне не получил более разумной и удобной замены в кочевых условиях. Хорошо жить в тундре, когда человек не изменяет своим привычкам, когда он в ладу с природой и с самим собой.

Дети наклеивают чум.

– Какой пастух без нарты? А сейчас предание о том, как возникла идея изготовить нарты.
«Решили два пастуха построить нарту. У них есть олени, и они слышали где-то, что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один ничего не обтесал, с сучками ствол оставил. Другой всё снял и сделал гладко. Сделали нарту – она одного человека держит. Один поехал – только пыль столбом, у другого олени тянут-тянут и никак – сучки хода не дают. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища: у него всё гладко сделано. А мы весь лес вместе с талой землёй тащим за собой, у нас силы нет». С того времени стали обстругивать гладко всё снизу.

Дети наклеивают нарты.

– Назовите основные детали оленьей нарты. При езде летом по земле полозья быстро стирались. Что для этого делали? (Внизу прикрепляли вторые полозья)
– Назовите, где используют оленью шкуру?

Мой папа – хороший пастух.
Мой папа потомственный оленевод.
Если папа стадо сторожит,
В нартах у него ружьё лежит.
Волк боится подойти:
Что ж, ни с чем придётся уж уйти.
Если папа оленей пасёт,
Значит, к стаду зверь не подойдёт.

В. Ледков

Дети заканчивают аппликацию.

Но с детства нам дорог
Наш труд непростой –
Чтоб стать пастухом,
И наука нужна и умение,
Не каждый сумеет
Всю тундру пройти до конца,
И денно, и нощно шагая
По тропам оленьим. (В. Ледков)

Выставка работ. Звучит песня «Увезу тебя я в тундру».