Для проведения двух уроков русского языка в
пятом классе – написание
сочинения-рассуждения (обновлённый в
соответствии с ФГОС учебник для 5 класса, упр. 345)
используется одна из технологий
личностно-ориентированного образования –
мастерская.
Работа в Лексической мастерской состоит из
двух частей: групповой и индивидуальной. Класс
делится на группы. Сбор материала по теме «Следы»
идет около двух недель, обсуждается на форуме в
Дистанционной школе.
Цели уроков: научить пятиклассников
распознавать слова, употребленные в переносном
значении; определять лексическое значение слов с
помощью словаря и без него; употреблять слова в
переносном значении в речи; читать и осмысливать
культурные тексты разного уровня
сложности с разными стилевыми и иными
особенностями;
в Лексической мастерской тренировать умение
учащихся писать сочинение-рассуждение (упр. 345);
формировать умение работать в группе.
Цели урока:
- научить пятиклассников распознавать слова, употребленные в переносном значении;
- определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него;
- употреблять слова в переносном значении в речи; читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями;
- в Лексической мастерской тренировать умение учащихся писать сочинение-рассуждение (упр. 345);
- формировать умение работать в группе.
Предварительная работа учителя: на предыдущих уроках поработать со словарной статьёй, однокоренными словами слова след, словосочетаниями со словом след, проверить готовность групп к уроку, работа на форуме ДШ.
Предварительная работа групп:
- сделать маленькие эмблемы со «следом»;
- знать содержание рассказа Ю.Я. Яковлева «Учитель»; на выбор членов группы:
- написать на 1/3 листа А4 небольшую историю из жизни, связанную со словосочетанием «оставить след»;
- приготовить к показу одну презентацию из фотографий;
- приготовить к показу один маленький видеоролик на тему «Оставить следы».
Оборудование урока: упр. 344, упр. 345 из учебника для 5 класса, компьютер, мультимедиа-проектор, экран, аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь», памятки для написания сочинения по количеству учащихся в классе.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Представление групп.
Звучит песня о следах из мультфильма «Маша и
Медведь».
I часть. Работа в группах. Сбор материала для мастерской.
1) Беседа учителя с учащимися
– Ребята, чем хвалится Маша? (Тем, что узнает
любого зверя по следам.)
– Что мы можем узнать по следу?
– Что значит «оставить след» в
прямом и переносном значении? (Ответы учащихся)
2) Просмотр презентаций и видеороликов. Обсуждение. (Приложение 1)
– Послушаем истории на тему «оставить
след». (Зачитать и обсудить.) (Приложение 2)
– Вы прочитали рассказ Ю. Яковлева. Какой след в
душе мальчика оставил учитель? Как это случилось?
– В каких рассказах кто-то оставил неизгладимый
след в душе другого? (А. Погорельский «Чёрная
курица, или Подземные жители»; М.Ю. Лермонтов
«Бородино»; И.С. Тургенев «Муму» и др.
произведения)
3) Обобщение:
– Что интересного о словосочетании «оставить след» вы узнали сегодня?
II часть. Индивидуальная работа
1) – Мы собрали довольно много
материала и теперь можем войти в Лексическую
мастерскую. Напоминаю: здесь тренируют умение
писать сочинение-рассуждение. Вспомним
структуру рассуждения. (Дети отвечают.)
– Прочитайте в учебнике упражнение № 344. Как
обыгрывается ключевое слово этого
стихотворения? (Ответы учащихся.)
– Упражнение № 345. Как бы вы ответили поэту на
поставленный вопрос?
– Пусть каждый из вас задумается и напишет свой
ответ. Для вас вопрос может прозвучать так: «Какой
я хотел бы оставить след на земле?» (Учитель
раздаёт памятки, как писать
сочинение-рассуждение.) (Приложение
3)
– Этот вопрос будет заглавием и основной мыслью
рассуждения. Тезис – ответ на вопрос.
Аргументы – из жизни, из книг, фильма. Вывод.
Пользуйтесь всеми материалами нашего урока!
2) Написание сочинений. Чтение написанного. Обсуждение. (Приложение 4)
3) Выход из Мастерской. Рефлексия.
Предложение: после проверки сочинений учителем оставить след на сайте класса – поместить работы (по желанию) в раздел «Наши уроки».
III часть. Анализ работы учащихся. (Приложение 5)