Урок русского языка по теме "В лексической мастерской". 5-й класс
Для проведения двух уроков русского языка в пятом классе –
написание сочинения-рассуждения (обновлённый в соответствии с ФГОС
учебник для 5 класса, упр. 345) используется одна из технологий
личностно-ориентированного образования – мастерская.
Работа в Лексической мастерской состоит из двух частей:
групповой и индивидуальной. Класс делится на группы. Сбор материала
по теме «Следы» идет около двух недель, обсуждается на форуме в
Дистанционной школе.
Цели уроков: научить пятиклассников распознавать слова,
употребленные в переносном значении; определять лексическое
значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в
переносном значении в речи; читать и осмысливать культурные
тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и
иными особенностями;
в Лексической мастерской тренировать умение учащихся писать
сочинение-рассуждение (упр. 345);
формировать умение работать в группе.
Цели урока:
- научить пятиклассников распознавать слова, употребленные в переносном значении;
- определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него;
- употреблять слова в переносном значении в речи; читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями;
- в Лексической мастерской тренировать умение учащихся писать сочинение-рассуждение (упр. 345);
- формировать умение работать в группе.
Предварительная работа учителя: на предыдущих уроках поработать со словарной статьёй, однокоренными словами слова след, словосочетаниями со словом след, проверить готовность групп к уроку, работа на форуме ДШ.
Предварительная работа групп:
- сделать маленькие эмблемы со «следом»;
- знать содержание рассказа Ю.Я. Яковлева «Учитель»; на выбор членов группы:
- написать на 1/3 листа А4 небольшую историю из жизни, связанную со словосочетанием «оставить след»;
- приготовить к показу одну презентацию из фотографий;
- приготовить к показу один маленький видеоролик на тему «Оставить следы».
Оборудование урока: упр. 344, упр. 345 из учебника для 5 класса, компьютер, мультимедиа-проектор, экран, аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь», памятки для написания сочинения по количеству учащихся в классе.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Представление групп.
Звучит песня о следах из мультфильма «Маша и Медведь».
I часть. Работа в группах. Сбор материала для мастерской.
1) Беседа учителя с учащимися
– Ребята, чем хвалится Маша? (Тем, что узнает любого зверя
по следам.)
– Что мы можем узнать по следу?
– Что значит «оставить след» в прямом и
переносном значении? (Ответы учащихся)
2) Просмотр презентаций и видеороликов. Обсуждение. (Приложение 1)
– Послушаем истории на тему «оставить след».
(Зачитать и обсудить.) (Приложение 2)
– Вы прочитали рассказ Ю. Яковлева. Какой след в душе мальчика
оставил учитель? Как это случилось?
– В каких рассказах кто-то оставил неизгладимый след в душе
другого? (А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные
жители»; М.Ю. Лермонтов «Бородино»; И.С. Тургенев
«Муму» и др. произведения)
3) Обобщение:
– Что интересного о словосочетании «оставить след» вы узнали сегодня?
II часть. Индивидуальная работа
1) – Мы собрали довольно много материала
и теперь можем войти в Лексическую мастерскую. Напоминаю: здесь
тренируют умение писать сочинение-рассуждение. Вспомним структуру
рассуждения. (Дети отвечают.)
– Прочитайте в учебнике упражнение № 344. Как обыгрывается ключевое
слово этого стихотворения? (Ответы учащихся.)
– Упражнение № 345. Как бы вы ответили поэту на поставленный
вопрос?
– Пусть каждый из вас задумается и напишет свой ответ. Для вас
вопрос может прозвучать так: «Какой я хотел бы
оставить след на земле?» (Учитель раздаёт памятки, как
писать сочинение-рассуждение.) (Приложение 3)
– Этот вопрос будет заглавием и основной мыслью рассуждения. Тезис
– ответ на вопрос.
Аргументы – из жизни, из книг, фильма. Вывод.
Пользуйтесь всеми материалами нашего урока!
2) Написание сочинений. Чтение написанного. Обсуждение. (Приложение 4)
3) Выход из Мастерской. Рефлексия.
Предложение: после проверки сочинений учителем оставить след на сайте класса – поместить работы (по желанию) в раздел «Наши уроки».
III часть. Анализ работы учащихся. (Приложение 5)