Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.
Рассмотрим, как ученые характеризуют понятие «методическая работа» М.М.Поташник: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования».
А.М.Моисеев: «Методическая работа основана:
- на достижениях науки и передового педагогического опыта,
- на конкретном анализе образовательного процесса,
- на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом... на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.
П.И.Третьяков: «Методическая работа – процесс длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться».
К.Ю.Белая: « Методическая работа – деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива».
Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.
Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.
Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.
Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.
Принципы организации методической работы
Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:
Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учета современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребенка в современных сложных' условиях жизни, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.
Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.
Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.
Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.
Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.
Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.
Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.
Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.
Функциональные особенности методической работы
Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.
Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.
1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:
– осмысление социального заказа, важнейших
требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового
педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и
рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов
самого ДОУ.
2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:
– консолидация, сплочение педагогического
коллектива;
– выработка единого педагогического кредо,
общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса
и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений,
навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и
затруднений в профессиональной деятельности
педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО
педагогов самих ДОУ, обмен ценными
педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и
перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и
инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к
научно-исследовательской,
опытно-экспериментальной работе по актуальным
проблемам ДОУ.
3. Функции по отношению к конкретному педагогу:
– совершенствование мастерства, обогащение
педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения,
профессионально-ценностных ориентаций и
убеждений, соответствующих задачам общества и
ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в
педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных
качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля
педагогического мышления (системность, гибкость,
конкретность…);
– развитие профессиональных навыков,
педагогической техники, исполнительского
мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений
педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному
самообразованию, усовершенствованию.
Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.
Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач – содержание методической работы в ДОУ.
Содержание методической работы формируется из различных источников:
- Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.
- Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.
- Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.
- Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.
- Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.
- Данные конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.
Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.
В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:
Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов
Предполагает важнейшие аспекты:
– сущность и содержание социального,
политического, экономического,
профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических,
общечеловеческих ценностей на современном этапе
развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы
перестройки образования, новые функции и цели
дошкольного учреждения, философия оптимального
построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной
экономики, политики, плюрализма и
многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся
обществе.
Частнометодическая подготовка педагогов
Выделяют три взаимосвязанных фактора:
– повышение квалификации педагогов в области
той науки или совокупности наук, которые лежат в
основе преподаваемого предмета, раздела
программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере
содержания своего предмета, изучение новых
учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области
методики преподавания своего предмета или
раздела программы, по которой осуществляется
воспитание и обучение дошкольников.
Дидактическая подготовка педагогов
В ДОУ необходимо обеспечить:
– изучение современных дидактических
концепций и идей, как теоретических, так и
прикладных, переведенных на язык практических
рекомендаций, правил, требований;
– изучение опыта педагогов-мастеров
педагогического труда, педагогов-новаторов,
создающих индивидульно-неповторимые и
высокоэффективные дидактические системы.
Воспитательная подготовка педагогов
Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
Психолого-физиологическая подготовка педагогов
Основные источники содержания данного направления:
– знание общей, педагогической, возрастной и
социальной психологии, физиологии детей и
дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и
особенностях психологического развития
современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей
психологического и физиологического развития
воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы;
знания приобретают сами педагоги, опираясь на
научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога,
закономерностей его профессионального и
творческого роста, развитие педагогических
коллективов;
– знания особенностей собственной профессии,
деятельности и личности, собственного
педагогического коллектива; знания приобретают
сами педагоги в ходе образовательной и
методической работы.
Этическая подготовка педагогов
Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.
Общекультурная подготовка педагогов
В ДОУ следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.
Техническая подготовка педагогов
Организация неформального технического
всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и
другими техническими (видиотехники) и
аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы
осуществляется на основе развития каждого из
направлений подготовки педагогов, сближения,
взаимопроникновения всех направлений
Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.
Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.
Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.
Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.
Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.
Организационно-педагогические. Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.
Морально-психологические. Предполагают создание благоприятные морально-психологические условия для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.
Материальные. Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)
Санитарно-гигиенические. Предполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.
Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.
В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:
1. Принцип системности. Только применение
системы мер позволит добиться максимального
использования всех имеющихся резервов.
2. Принцип конкретности. Каждый
педагогический коллектив может добиться
оптимальных результатов только с помощью своего,
учитывающего особенности конкретных педагогов и
руководителей, т.е. отличного от других, варианта
системы.
3. Принцип меры. Каждый элемент содержания
методической работы, каждая форма должны быть
представлены в конкретной системе по-своему, в
«своей мере».
Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.
Конструируя оптимальный вариант системы методической работы необходимо учитывать:
- Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.
- Количественный и качественный состав педагогического коллектива.
- Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.
- Особенности содержания методической работы.
- Накопленные традиции.
- Сравнительную эффективность различных форм методической работы.
- Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.
- Особенности конкретной ситуации в ДОУ.
- Наличие времени для осуществления методической работы.
- Материальные, морально-психологические и прочие условия.
- Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.
При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.
Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.
Основными критериями оптимальности результатов методической работы в ДОУ являются:
- Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
- Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
- Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.
Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.
Литература
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод.пособие /Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольном образовательных образовательных учреждениях /И.В.Никишана, канд.пед.наук. – Волгоград: Учитель, 2009.