Цели:
- Обобщить и систематизировать знания по теме.
- Развивать кругозор, внимание, культуру математической речи.
- Прививать интерес к математике.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Некоторое время назад в нашем классе, в
математическом уголке появилось необычное
сообщение:
«Приветствую вас, дорогие земляне! Моя
планета находится очень далеко от вас – в
созвездии Андромеды. Очень скоро я собираюсь
посетить вашу планету, но сначала хочу хорошо
подготовиться к этому. С помощью спектрального
анализа я узнал, что на вашей планете есть воздух,
вода и участки суши.
А у вас я хочу узнать, как же вы перемещаетесь в
каждой из этих стихий? С помощью каких
аппаратов вы передвигаетесь по суше, по воде и по
воздуху? Какие скорости они могут развивать?
С нетерпением жду ваших сообщений.
До скорой встречи!»
Наши ученики написали письма для инопланетян (имена написаны латинскими буквами, чтобы инопланетянам было легче прочитать)
Timur
Мы посылаем вам привет!!!
У нас много разных транспортных средств. Я вам
посоветую самолет или вертолет, потому что они
похожи на ваши летательные аппараты.
Самолеты есть разные. Некоторые летают очень
быстро (от 1000 до 1500 километров в час), а есть
помедленнее (от 600 до1000). Вертолеты летают
значительно медленнее (200 – 500к)
Nailya
Уважаемые инопланетяне! Я очень рада, что вы
написали нам письмо! На нашей планете много
транспортных средств, которые ездят по суше,
плавают по воде и летают по воздуху. Я
перечислила те, которые знаю. Мне также очень
интересно знать как вы живете и, конечно, на чем
вы передвигаетесь. С нетерпением жду ответа.
Вот эти скорости назвала Наиля:
По суше:
Трамвай – 60км/ч, трактор – 50км/ч, грузовой
автомобиль – 100км/ч,
Легковой автомобиль – 200км/ч, поезд – 120км/ч,
троллейбус – 60км/ч,
Электропоезд метро – 180км/ч, мотоцикл – 300км/ч,
мопед – 60км/ч, скутер – 50км/ч, велосипед – 20км/ч.
По воде:
Корабль – парусник – 70км/ч, пароход – 80км/ч, катер – 130км/ч, яхта – 100км/ч, гидроцикл – 140 км/ч, теплоход – 80км/ч, моторная лодка – 80км/ч.
По воздуху:
Пассажирский самолет – 700км/ч, вертолет – 250км/ч, параплан – 40км/ч, истребитель – 1300км/ч, аэроплан – 85км/ч, дельтаплан – 60км/ч, парашют – крыло – 25км/ч.
И вот вчера нам пришел ответ:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад, что
вы ответили на мое письмо. Теперь я знаю,
какие у вас есть средства передвижения, и какие
они могут развивать скорости. На моей планете
все совсем по-другому. Я думаю, что на другой раз
вы расскажете мне о том, как выглядят эти
средства передвижения, а может быть, даже
нарисуете их.
В следующем письме я опишу аппараты, которые
используются для передвижения по нашей планете.
А сейчас, извините, не могу – нет времени. Я
приступаю к испытанию нового летательного
аппарата для межпланетных полетов. Хочу для
начала слетать на соседнюю планету и проверить
возможности моего нового межпланетного корабля,
прежде чем соберусь к вам.
Высылаю вам фотографии моего нового изобретения
и с нетерпением жду от вас новых писем и рисунков.
Ваш друг»
2. Обобщение знаний о видах движения:
– Сегодня мы поговорим о том, на чем и как мы
ездим по нашей планете. Запишите тему занятия
«Решение задач на движение».
– Скажите, пожалуйста, какой самый
распространенный транспорт на Земле?
(автомобили). А теперь подумайте, расскажите и
покажите на доске, как могут ехать два
автомобиля, Рассмотрим все эти виды движений:
1. Движение навстречу друг другу.
2. Движение в противоположные стороны из одного
пункта.
3. Движение в противоположные стороны из разных
пунктов.
4. Движение в одну сторону из одного пункта.
5. Движение в одну сторону из разных
пунктов(вдогонку).
3. Решение задач устно:
1. Навстречу друг другу едут 2 автобуса. Скорость одного из них 40км/ч, а скорость другого 50км/ч. На сколько километров сблизятся автобусы за 1 час езды? За 2ч, 4ч, 7ч?
Решение:
1) 40 + 50 = 90(км/ч)
2) 90 • 2 = 180(км/ч)
3) 90 • 4 = 360(км/ч)
4) 90 • 7 = 630(км/ч)
2. От Орла до Курска 180км. Из этих городов навстречу друг другу выехали два грузовика, скорость каждого из которых 45км/ч. Через сколько часов произойдет встреча?
Решение:
1) 45 + 45 = 90(км/ч)
2) 180 : 90 = 2(ч) Ответ: 2 ч.
3. Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из городов, расстояние между которыми 600км. Скорость первого 70км/ч, а второго 80км/ч. Какое расстояние было между автомобилями через 3 часа? Через сколько часов после выхода они встретились?
Решение:
1)70 + 80 = 150 (км/ч)
2) 150 • 3 = 450 (км/ч)
3) 600 – 450 = 150(км/ч)
Ответ: 150 км/ч
4. Два автомобиля ехали из двух городов навстречу друг другу. Их скорости были одинаковыми. Какова скорость каждого, если они встретились через 2 часа, а расстояние между городами 400 км?
Решение:
1) 400 : 2 = 200 (км/ч)
2) 200 : 2 = 100 (км/ч)
Ответ: 100 км/ч
5. Из двух городов, расстояние между которыми 100км, вышли одновременно в противоположных направлениях два легковых автомобиля. Скорость первого 100км/ч, а второго 120км/ч. Найдите расстояние между автомобилями через 2 часа.
Решение:
1) 100 + 120 = 220(км/ч)
2) 220 • 2 = 440 (км/ч)
3) 440 + 100 = 500 (км/ч)
Ответ: 500 км/ч
6. Из двух городов, расстояние между которыми 95км, одновременно вышли два автомобиля в противоположных направлениях. Один ехал сл скоростью 70км/ч, а другой 90км/ч. За какое время между ними будет 895 км?
Решение:
1) 895 – 95 = 800 (км)
2) 70 + 90 + 160 (км/ч)
3) 800 : 160 = 5(ч)
Ответ: 5 ч
7. Из пунктов А и В одновременно в одном направлении выехали два автомобиля. Скорость грузовика равна 60км/ч, а легкового автомобиля 100км/ч. Легковой автомобиль догнал грузовика через 4 часа после выезда. На каком расстоянии друг от друга находятся пункты А и В?
Решение:
1) 100 – 60 = 40 (км/ч)
2) 40 • 4 = 160 (км)
Ответ: 160 км
8. Из Москвы и Твери в Санкт-Петербург по одному и тому же шоссе выехали одновременно 2 автомашины: из Москвы – легковая, а из Твери – грузовая. Скорость грузовой машины 50км/ч. Какова скорость легковой машины, если она догнала грузовую через 7 часов после выезда, а расстояние от Москвы до Твери 168км.
Решение:
1) 168 : 7 = 14 (км/ч)
2) 50 + 14 = 64 (км/ч)
Ответ: 64 км/ч
4. Решение задач самостоятельно с проверкой на доске.
1. Расстояние между городами А и В равно 720 км. Из А в В вышел автомобиль со скоростью 80 км/ч. Через 2 часа навстречу ему из В в А вышел другой автомобиль со скоростью 60км/ч. Через сколько часов после выхода первого автомобиля они встретятся?
Решение:
1) 80 • 2 = 160 (км)
2) 720 – 160 = 560 (км)
3) 80 + 60 = 140 (км/ч)
4) 560 : 140 = 4 (ч)
5) 4 + 2 = 6(ч)
Ответ: 6ч
2. Два автомобиля одновременно выезжают навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 456км. Скорость первого автомобиля 68км/ч, а второго на 16км/ч больше. Через сколько часов они встретятся?
Решение:
1) 68 + 16 = 84 (км/ч)
2) 68 + 84 = 152 (км/ч)
3) 456 : 152 = 3 (ч)
Ответ: 3ч
3. Два мотоциклиста выехали одновременно из двух поселков, находящихся друг от друга в 20км, в одном направлении (вдогонку друг другу). Скорость первого 36км/ч, а второго 42км/ч. Сколько километров будет между ними через 3 часа?
Решение:
1) 42 – 36 = 6 (км/ч)
2) 6 • 3 = 18 (км)
3) 20 – 18 = 2 (км)
Ответ: 2 км
5. Подведение итогов урока:
Предложить вспомнить какие задачи мы сегодня решали.
– Как называется скорость при движении
навстречу?
– Как называется скорость при движении в
противоположных направлениях?
Отмечаются те, кто работал более активно. Тот, кто написал письмо, получает фотографию «межпланетных летающих аппаратов».
Литература:
1. А.В.Шевкин. «Текстовые задачи в школьном
курсе математики». Лекция 2.
2. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. «Дидактические
материалы по математике» 5 класс.
3. Интернет-ресурс: images.yandex.ru