Внеклассное мероприятие "Лингвистический КВН"

Разделы: Внеклассная работа


Игру можно провести для большой аудитории, поделив зал на две команды.

Цель: формирование интереса к русскому языку как к школьному предмету, воспитание любви к яркому, образному русскому слову, пополнение словарного запаса, развитие интеллекта.

Вступительное слово.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он располагает большим запасом слов.
В нём много синонимов. С их помощью можно передать любую информацию и все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, поэтому «он может обогащаться ежеминутно», – по словам Гоголя. Ёмкое, образное, яркое русское слово живёт в фольклоре. Загадки, пословицы, поговорки дают нам уроки мудрости, уроки ясного и выразительного русского слова.

1. Закончи пословицу:

Не спеши языком – торопись делом
Сам пропадай – товарища выручай
С кем поведешься – от того и наберёшься
Грамоте учиться – всегда пригодится
Слово не воробей: выпустишь – не поймаешь
Под лежачий камень…вода не течёт
Ум хорошо – два лучше
Не было бы счастья, да несчастье помогло
На чужой каравай…рот не разевай
Кто старое помянет – тому глаз вон

2. Подберите синонимы к словам:

Бездельник – лентяй                                               Думать – мыслить
Глаза – очи                                                               Дорога – путь
Пища – еда                                                                Знаменитый – известный
Бой – сражение                                                        Бояться – трусить

3. Подберите антонимы к словам:

Молодой – старый                                                  Много – мало
Вниз – вверх                                                            Быстрый – медленный
Больной – здоровый                                               Тихо – громко
Враг – друг                                                               Голодный – сытый
Рано – поздно                                                          Правда – ложь

4. Назови омонимы, зашифрованные в стихотворных строчках

1) Я – всё, что есть на свете,                          2) Со мной ходи стрельбе учиться
Все народы на планете.                                  И на гряде меня ищи.
Мой антоним – враг войны,                          Могу попасть я метко в птицу,
Друг труда и тишины.  (Мир)                         А часто попадаю в щи. (Лук)

3) В тетради я бываю косая и прямая,           4) Нас много в играх набирают,
В другом своём значении                               А иногда и на нос надевают. (Очки)
Я планка для черчения,
И наконец порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)

5. Грамматическая арифметика

Задание для 1 команды:

А) БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)
Б) БА + музыкальный звук = хлеб удлинённой формы (батон)
В) ДО + зарытые в земле ценности = … (доклад)
Г) КАБАН – АН + ЛУК = …  (каблук)

Задание для 2 команды:

А) С + загородный дом для отдыха и труда = … (сдача)
Б) С + место стоянки судов = … (спорт)
В) КАР + знак препинания = … (карточка)
Г) ЧЕРЕП – П + МУХА = … (черёмуха)

6. Объясни значение фразеологизмов:

уносить ноги – убегать                                попасть пальцем в небо – ошибиться
ни в зуб ногой – ничего не знать               повесить нос – загрустить
клевать носом – дремать                             держать язык за зубами – молчать
прибирать к рукам – присваивать              задирать нос – чем-то гордиться

Всё было: ноги, руки, нос, зубы, язык. Чего не было? Задание: Назвать фразеологизмы, в которых употребляются слова голова и глаз.

1 команда: Без царя в голове, вбить в голову, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову, с ног на голову;
2 команда: Говорить в глаза, хоть глаз выколи, говорить за глаза, отводить глаза, смотреть во все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз;

7. Метаграммы

1)  С буквой У – на мне сидят,                        2) С буквой Д – вас в дом пускает,
С буквой О – на мне едят.                               С буквой З – рычит и лает.
(стул – стол)                                                    (дверь – зверь)

3) С буквой Г – я по небу лечу,                       4) С буквой Б – я ёмкость для солений,
С буквой В – детишек я лечу.                          С буквой Т – в конце я предложений.
(грач – врач)                                                      (бочка – точка)

5) С буквой Р – я задом пячусь,                      6) С буквой Г – вас громом напугает,
С буквой М – я в булке прячусь.                     А без Г – на клумбе расцветает.
(рак – мак)                                                         (гроза – роза)

7) С буквой В – я часть рубашки,                    8) С буквой А – жужжу, верчусь,
А без В –  я часть Наташки.                             С Я – девчонкой становлюсь.
(рукав – рука)                                                    (юла – Юля)

8. Загадки

– Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (берега)
– Ходит взад и вперёд, никогда не устаёт (дверь)
– Зверь бежит, а шкура лежит (река подо льдом)
– В золотой клубочек спрятался дубочек (жёлудь)
– На чёрный платок рассыпано просо, пришёл петушок – а склевать не просто (звёзды)
– Свернёшь – клин, развернёшь – блин (зонт)
– На солнышке дом, сто ребяток в нём (колос)
– На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
– Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
– Целый день летает, всем надоедает; ночь настанет, тогда перестанет (муха)
– Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)
– В поле лестница лежит – дом по лестнице бежит (поезд)

Заключительное слово

Победили все, потому что приняли активное участие в игре. Что пожелать вам, ребята?
Изучайте родной язык, пополняйте свой словарный запас, становитесь разносторонними, эрудированными, грамотными людьми. Изучать русский язык вовсе не скучно, а даже, наоборот, очень увлекательно и интересно. Если вы овладеете его тайнами, научитесь яркому, образному слову, то русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей вашей жизни. Спасибо за участие!

Примечание: Загадки-метаграммы взяты из газеты «Последний звонок» №6, 2003 г.
Омонимы, зашифрованные в стихотворных строчках – из журнала «Читаем, учимся,играем» №4, 2004 г.