Игру можно провести для большой аудитории, поделив зал на две команды.
Цель: формирование интереса к русскому языку как к школьному предмету, воспитание любви к яркому, образному русскому слову, пополнение словарного запаса, развитие интеллекта.
Вступительное слово.
Русский язык – один из самых богатых языков
мира. Он располагает большим запасом слов.
В нём много синонимов. С их помощью можно
передать любую информацию и все оттенки мысли и
чувства. В русском языке много способов
образования новых слов, поэтому «он может
обогащаться ежеминутно», – по словам Гоголя.
Ёмкое, образное, яркое русское слово живёт в
фольклоре. Загадки, пословицы, поговорки дают нам
уроки мудрости, уроки ясного и выразительного
русского слова.
1. Закончи пословицу:
Не спеши языком – торопись делом
Сам пропадай – товарища выручай
С кем поведешься – от того и наберёшься
Грамоте учиться – всегда пригодится
Слово не воробей: выпустишь – не поймаешь
Под лежачий камень…вода не течёт
Ум хорошо – два лучше
Не было бы счастья, да несчастье помогло
На чужой каравай…рот не разевай
Кто старое помянет – тому глаз вон
2. Подберите синонимы к словам:
Бездельник –
лентяй
Думать – мыслить
Глаза – очи
Дорога
– путь
Пища –
еда
Знаменитый – известный
Бой –
сражение
Бояться – трусить
3. Подберите антонимы к словам:
Молодой –
старый
Много – мало
Вниз – вверх
Быстрый
– медленный
Больной –
здоровый
Тихо
– громко
Враг –
друг Голодный
– сытый
Рано –
поздно
Правда – ложь
4. Назови омонимы, зашифрованные в стихотворных строчках
1) Я – всё, что есть на
свете,
2) Со мной ходи стрельбе
учиться
Все народы на
планете.
И на гряде меня ищи.
Мой антоним – враг
войны, Могу
попасть я метко в птицу,
Друг труда и тишины. (Мир) А
часто попадаю в щи. (Лук)
3) В тетради я бываю косая и
прямая, 4) Нас
много в играх набирают,
В другом своём
значении А
иногда и на нос надевают. (Очки)
Я планка для черчения,
И наконец порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)
5. Грамматическая арифметика
Задание для 1 команды:
А) БА + большой деревянный сосуд = летающее
насекомое (бабочка)
Б) БА + музыкальный звук = хлеб удлинённой формы (батон)
В) ДО + зарытые в земле ценности = … (доклад)
Г) КАБАН – АН + ЛУК = … (каблук)
Задание для 2 команды:
А) С + загородный дом для отдыха и труда = … (сдача)
Б) С + место стоянки судов = … (спорт)
В) КАР + знак препинания = … (карточка)
Г) ЧЕРЕП – П + МУХА = … (черёмуха)
6. Объясни значение фразеологизмов:
уносить ноги –
убегать
попасть пальцем в небо –
ошибиться
ни в зуб ногой – ничего не
знать повесить
нос – загрустить
клевать носом –
дремать держать
язык за зубами – молчать
прибирать к рукам –
присваивать
задирать нос – чем-то гордиться
Всё было: ноги, руки, нос, зубы, язык. Чего не было? Задание: Назвать фразеологизмы, в которых употребляются слова голова и глаз.
1 команда: Без царя в голове, вбить в голову,
терять голову, с больной головы на здоровую, с
головы до ног, выкинуть из головы, вскружить
голову, с ног на голову;
2 команда: Говорить в глаза, хоть глаз выколи,
говорить за глаза, отводить глаза, смотреть во
все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на
глаз;
7. Метаграммы
1) С буквой У – на мне
сидят,
2) С буквой Д – вас в дом пускает,
С буквой О – на мне
едят.
С буквой З – рычит и лает.
(стул – стол) (дверь
– зверь)
3) С буквой Г – я по небу
лечу,
4) С буквой Б – я ёмкость для солений,
С буквой В – детишек я
лечу.
С буквой Т – в конце я предложений.
(грач – врач)
(бочка – точка)
5) С буквой Р – я задом
пячусь,
6) С буквой Г – вас громом напугает,
С буквой М – я в булке
прячусь.
А без Г – на клумбе расцветает.
(рак –
мак)
(гроза
– роза)
7) С буквой В – я часть
рубашки, 8)
С буквой А – жужжу, верчусь,
А без В – я часть
Наташки. С
Я – девчонкой становлюсь.
(рукав –
рука)
(юла
– Юля)
8. Загадки
– Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (берега)
– Ходит взад и вперёд, никогда не устаёт (дверь)
– Зверь бежит, а шкура лежит (река подо льдом)
– В золотой клубочек спрятался дубочек (жёлудь)
– На чёрный платок рассыпано просо, пришёл
петушок – а склевать не просто (звёзды)
– Свернёшь – клин, развернёшь – блин (зонт)
– На солнышке дом, сто ребяток в нём (колос)
– На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит
вскачь (кузнечик)
– Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
– Целый день летает, всем надоедает; ночь
настанет, тогда перестанет (муха)
– Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг
друга не могут (ноги)
– В поле лестница лежит – дом по лестнице бежит (поезд)
Заключительное слово
Победили все, потому что приняли активное
участие в игре. Что пожелать вам, ребята?
Изучайте родной язык, пополняйте свой словарный
запас, становитесь разносторонними,
эрудированными, грамотными людьми. Изучать
русский язык вовсе не скучно, а даже, наоборот,
очень увлекательно и интересно. Если вы
овладеете его тайнами, научитесь яркому,
образному слову, то русский язык будет служить
вам верой и правдой на протяжении всей вашей
жизни. Спасибо за участие!
Примечание: Загадки-метаграммы
взяты из газеты «Последний звонок» №6, 2003 г.
Омонимы, зашифрованные в стихотворных
строчках – из журнала «Читаем, учимся,играем»
№4, 2004 г.