Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для воспитания интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Однако не во всех программах детская литература рассматривается как явление искусства и ставится задача воспитания грамотного читателя.
В связи с этим, с целью развития творческих способностей детей 6-7 лет, воспитания грамотного читателя (формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, бережное отношение детей к книге) был разработан и опробован мини-проект «Книжкина неделя» в подготовительной к школе группе.
Вышеназванный проект актуален еще и тем, что позволяет интегрировать образовательные области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд. Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655), устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Все началось с того, что в подготовительной к школе группе дети часто начали рассказывать о том, что им купили компьютер, и они постоянно смотрят мультфильмы зарубежных стран. Во время беседы «Нужны ли книги в современном мире?» некоторые дети сказали, что можно обойтись и без книг, так как в компьютере можно найти любую информацию. Тогда мы, педагоги, с целью привлечения внимания детей к детской книге, решили организовать выставку старых книг из семейных библиотек. Попросили детей принести любимую книгу, и рассказать о ней. Родителям предложили принести «старую» семейную детскую книгу, (книгу, которую читали папам и мамам в детстве их родители, бабушки и дедушки) для организации выставки «Моя «старая» любимая книга». Посоветовали предварительно прочитать ее ребенку (всю книжку, если она тонкая; сказку или рассказ, стихотворение, если она толстая).
В ходе беседы выяснилось, что родители в основном приезжие, у них нет возможности в ближайшее время привезти книжки, которые достались им от бабушек и дедушек. А в настоящее время, учитывая, что дети скоро пойдут в школу, они предпочитают покупать детям энциклопедии. Предложение принимать участие в мини-проекте, посвященном детской книге, папы и мамы поддержали, обещали помочь.
1-й этап: Постановка проблемы
Родители постарались, принесли свои детские книжки примерно 1979 -1985 годов. Общими стараниями выставка была организована, чему дети были рады. Рассматривая иллюстрации в старых книгах, дети обнаружили, что некоторые из них в плохом состоянии: обложки потрепанные, листочки порванные. И тут возникла проблема: «Каким образом мы можем помочь книгам?»
2-й этап: Обсуждение проблемы, принятие задач
Дети, обсудив проблему, пришли к единому мнению, что нужно:
1. Открыть «Мастерскую по ремонту книг» и
починить книжки;
2. Создать книгу «Правила обращения с книгой»
и соблюдать правила;
3. Собрать информацию о книге, рассказать
сверстникам и малышам о ней, как об источнике
информации и произведении искусства, как о
результате труда людей; о необходимости
соблюдения правил обращения с книгой.
Наши воспитанники, прекрасно зная, что проектная деятельность подразумевает участие родителей, решили заняться исследовательской деятельностью на тему «О чем может рассказать книга?», попросить пап и мам оказывать помощь при подготовке к выступлению в группе.
3-й этап. Работа над проектом
Родители помогли подготовить сообщение, прочитав детям любимые книги из семейной библиотеки. И дети с удовольствием поделились впечатлениями об услышанном, рассказали о том, о чем была книга, что хотел сообщить автор.
Итак, в рамках мини-проекта «Книжкина неделя» была проведена исследовательская деятельность «О чем может рассказать книга?». Желающие родители приходили послушать выступление своего ребенка.
Кроме этого были организованы различные виды совместной деятельности педагога и детей:
– беседы: «Говорит она беззвучно…», «Кто
создает книги?»;
– чтение художественной литературы: С. Маршак
«Двенадцать месяцев»; С. Маршак «Книжки про
книжки»; В. Бианки «Лесная газета»: Книга зимы.
Кто чем пишет. Кто как читает.
– работа с иллюстрированными изданиями сказок
на тему: «Книга – это источник информации и
произведение искусства» (рассматривали
иллюстрации в книгах сказок, выбирали
понравившиеся, делились впечатлениями;
– «Мастерская по ремонту книг» (дети по парам и
подгруппам реставрировали книги с выставки «Моя
«старая» любимая книга»»);
– «Мастерская по изготовлению книжечек»
(книжек на жестком переплете; книжек-малышек,
сложенных гармошкой);
– викторина «Мы – эрудиты»;
– виртуальная экскурсия «Библиотеки города
Елабуга»;
– тематическая выставка энциклопедий «Хочу все
знать»;
– ручной труд: изготовление атрибутов
(паспортов) к сюжетно-ролевой игре «Библиотека»;
– сюжетно-ролевая игра «Библиотека»: сюжеты
«Выдача книг», «Читальный зал», «В библиотеке»;
– игра «Создатели книг» (создание Книги «Правила
обращения с книгой»);
– игра «Художники-иллюстраторы» (рисование на
тему «Моя любимая книжка»).
К подготовке презентации мини-проекта «Книжкина неделя» участники отнеслись серьезно. Для решения вопроса, какая книжка больше понравится малышам, организовали выставку рисунков «Моя любимая книжка», где каждый защищал свое предложение. В итоге пришли к единому мнению: для сверстников можно создать любую книгу (по знакомой сказке, рассказу, энциклопедии). Можно придумать свою историю. Иллюстрации, желательно, подписать одним словом или предложением из двух-трех слов. Можно попросить взрослого напечатать слова на отдельном листочке, а потом «списать». А детишкам 3-4 лет будут интересны знакомые им сказки. Важно, чтоб картинки были яркие и понятны малышам.
Далее старшие дошкольники приступили к осуществлению намеченного плана: старательно выводили буквы, рисовали, разукрашивали, таким образом, создавали книгу для сверстников «Правила обращения с книгой» и подарочные книжки-малышки для малышей.
Каждый постарался, чтобы его книга понравилась сверстникам и малышам. А также учили наизусть стихотворения о книге, веселые частушки, пригласили малышей на совместный праздник «Книжкина неделя».
4-й этап: Презентация мини-проекта
Совместное познавательно-развлекательное мероприятие «Книжкина неделя», проведенное совместно с малышами, оказалось познавательным как для гостей, так и для самих выступающих. Старшие дошкольники рассказывали стихи о книге, о библиотеке, презентовали Книгу «Правила обращения с книгой», пели частушки о книжках, пригласили на совместный танец, подарили яркие книжки-малышки, изготовленные своими руками. Малыши отвечали на вопросы
Сказочницы, танцевали, увлеченно рассматривали подаренные самодельные книжки.
Результат: Проект оказался интересным и полезным для детей и родителей. Он способствовал большему сближению, сплочению детско-родительского коллектива. Дети начали относиться к книгам с любовью, бережно, так как на практике, на своем опыте убедились, что много сил и труда вкладывают взрослые для создания книг. Книгу «Правила обращения с книгой» положили на самое видное место в книжном уголке и часто заглядывают туда, соблюдают правила обращения с книгой.
5-й этап: Постановка новой проблемы
Однако работа с книгой на этом не закончилась.
Был объявлен совместный с родителями новый
проект «Расскажите сказку на ночь...», так как в
ходе реализации мини-проекта «Книжкина неделя»
возникла новая проблема: «Какие сказки и
рассказы читают папы и мамы детям?»
Литература:
1. Алябьева Е.А. Тематические дни и
недели в детском саду: Планирование и
конспекты. 2-е изд., доп. и испр. – М.:ТЦ Сфера, 2012. –
160 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение
детей: Формирование грамматического строя речи:
Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд.,
испр.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 296 с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в
подготовительной к школе группе детского сада.
Планы занятий. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с.
4. Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование
образовательной деятельности с
дошкольниками в режиме дня. Подготовительная
к школе группа. Учебно-методическое пособие. – М.:
Центр педагогического образования, 2012. – 496 с.
5. Курцева З.И. «Ты – словечко, я –
словечко…» (Варианты занятий по дошкольной
риторике с теоретическим комментарием.)
Методические рекомендации для воспитателей,
учителей и родителей. – «Баласс», 2001.
6. Художественно-трудовая деятельность: игровые и
театрализованные занятия с детьми 5-6 лет /
авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2012.
– 183 с.