Специфика развития самоуправления в социально-культурной деятельности разновозрастного детского коллектива заключается в освоении подростками различных социальных ролей, норм и позиций посредством включения их в социокультурную деятельность, позволяющую им самосовершенствоваться и овладевать духовными и социальными ценностями, занимать активную жизненную позицию. Одним из условий успешной социализации школьников является развитие социальной открытости и мобильности подростков, которая может быть реализована за счёт возможностей разновозрастного обучения и воспитания, что является спецификой образовательного процесса МАОУ Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» (г. Усть-Илимск). В научно-образовательном комплексе (далее НОК) активно работают органы ученического самоуправления, представленные Детской Фракцией Совета НОК.
Схематически модель ученического самоуправления в НОК представлена на схеме:
Задачи деятельности Детской Фракции:
- содействие становлению сплоченного коллектива на основе сотрудничества учащихся разного возраста как действенного средства воспитания;
- создание условий для самореализации личности каждого ребенка в научно-образовательном комплексе;
- создание условий для социокультурной деятельности обучающихся НОК;
- организация внеурочной деятельности обучающихся;
- координация взаимодействия старших и младших обучающихся;
- взаимодействие с другими органами самоуправления в НОК.
К компетенции Детской Фракции относится:
- участие в организации и совершенствовании образовательного процесса с учетом разновозрастности как основного принципа обучения в Научно-образовательном комплексе;
- рассмотрение конфликтов между участниками образовательного процесса;
- содействие становлению сплоченного коллектива на основе сотрудничества учащихся разного возраста как действенного средства воспитания;
- участие в рассмотрении поправок и внесение изменений в Устав Научно-образовательного комплекса, Правил для обучающихся;
- организация деятельности временных советов дела по подготовке и проведению традиционных КТД и реализации социально значимых проектов;
- организация внеурочной деятельности обучающихся;
- координация взаимодействия старших и младших обучающихся;
- взаимодействие с другими органами самоуправления в НОК.
Ожидаемые результаты:
- приобретение социально-значимого опыта, освоение различных социальных ролей;
- повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы ребенка;
- развитие организаторских способностей и лидерских качеств;
- развитие способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков;
- освоение новых видов деятельности.
Результативность педагогической деятельности по организации деятельности органов ученического самоуправления в условиях разновозрастного обучения определяется по следующим признакам:
– привлечение к управлению ОУ представителей
всех групп обучающихся;
– динамичный состав временных творческих
микрогрупп;
– постоянная сменяемость ролевых позиций в
микроколлективах;
– готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
– авторство творческих инициатив;
– презентация собственной деятельности.
Реализация целей и задач осуществляется через проведение различных дел и мероприятий по направлениям в соответствии с планом работы Детской Фракции, в т.ч. организация и участие в таких праздниках и коллективных творческих делах, как «День города», «День лесной промышленности», «День знаний», «День пожилого человека», «День Учителя», «19 октября – «Лицея день заветный», «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в лицеисты», «Мамочка милая, мама моя…», «Новогодний калейдоскоп», «День защитника Отечества», «Весенний день 8 Марта», «День отца», «День Победы». Это и организация и проведение Первого бала НОК и Рождественского бала НОК. Детская Фракция является активным участником различных городских молодежных акций: «Дом для пернатых» «Подарок ветерану», «Каждому скворцу по дворцу», «Школа – территория здоровья», «День Земли», «Синяя лента» и т.п. Регулярно осуществляется работа по координации деятельности групп, ответственных за организацию жизнедеятельности детского коллектива, что, несомненно, способствует развитию у обучающихся НОК лидерских и организаторских качеств, а также умения нести ответственность за свою деятельность.
Особым событием в научно-образовательном комплексе является Неделя самоуправления, во время которой старшие группы обучающихся организуют жизнедеятельность ученического коллектива. Ярким событием в Неделе самоуправления является передача полномочий директора дублеру и его заместителям. Помимо уроков дублеры проводят в течение Недели еще и массу дополнительных мероприятий: всевозможные состязания, конкурсы, интеллектуальные игры, «умные» лотереи. Несомненно, все это не только способствует сплочению детского разновозрастного коллектива, но и удовлетворяет психологическую потребность в самоорганизации и самоуправлении подростков, способствуют формированию у них лидерских, коммуникативных качеств, воспитывает чувство ответственности за других людей, обогащает собственный опыт.
Организация самоуправления в разновозрастном детском коллективе предвосхитила результаты предъявляемые ФГОС такие как:
- наличие гражданской позиции, уважения закона и правопорядка
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни
Основной задачей Детской Фракции является участие в организации и совершенствовании образовательного процесса с учетом разновозрастности как основного принципа обучения и воспитания в научно-образовательном комплексе. Разновозрастная среда – это среда, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни, поэтому она естественная для любого возраста. В частности, решение основной задачи деятельности Детской Фракции Совета НОК по обеспечению участия школьников в организации и совершенствовании образовательного процесса с учетом разновозрастности как основного принципа обучения и воспитания в Научно-образовательном комплексе, возможно, только при условии формирования и развития социальной открытости и мобильности каждого подростка. Наиболее продуктивно такие качества могут быть проявлены в разновозрастных мобильных, постоянно меняющихся, творческих группах, деятельность которых является особенностью самоуправления школьников в НОК. Те индивидуальные устремления, которые сами по себе не противоречат принципу коллектива в целом, остаются и развиваются в ходе работы, осуществляемой Детской Фракцией, как неотъемлемой части разновозрастности.
Модель самоуправления, представленная Детской Фракцией, является универсальной. Принципы ее построения, взаимодействие участников, её функционал применимы к любой детской организации, будь то общий школьный коллектив или классный. Развитие этой модели даёт обширные возможности для совершенствования, поиска новых форм взаимодействия, со- и самоуправления внутри детского коллектива.