Цель: формирование у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Задачи:
- формировать рациональное потребительское поведение,
- развивать интуицию, самостоятельность, гибкость мышления,
- научить отстаивать права потребителей,
- показать знания по спецпредметам «Организация и технология розничной торговли», «Основы культуры профессионального общения»,
- повторить статьи Закона РФ «О защите прав потребителей».
Оборудование и оснащение:
- сценические костюмы сказочных героев,
- слайдовая презентация,
- экран,
- компьютер,
- музыкальное сопровождение,
- Закон «О защите прав потребителей»,
- «Правила торговли»
- звезды, жетоны,
- карточки-задания для участников.
Участники:
Ведущий 1
Ведущий 2 – классный руководитель.
Участники сценок (Мужик, Богач, Старик, Корова,
Волк, Лиса, Баба-Яга, Леший, Грач, Знак качества).
ХОД КОНКУРСА
- Вступительное слово
- Защита сказочных героев (3 тура, в промежутках викторина для болельщиков)
- Блиц-турнир
- Комментарии к ситуациям
- Составление слов
- Сказка
- Выводы по конкурсу.
Сценарий конкурса
Ведущий 1. Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. С приходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом вопросе уменьшается.
Ведущий 2. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем и уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно будет вести себя продавец, настолько высока будет культура обслуживания, что повышает имидж предприятия и профессии.
Ведущий 1. Сегодня мы собрались на сказочном конкурсе-викторине «Звездный час» и немного впадем в детство, но все вопросы и задания конкурса будут связаны с профессией продавца.
Ведущий 2. Представляют вам игроков:
Поприветствуем их!
Ведущий 1. Представляем компетентное жюри, которое будет судить наших участников: …
Ведущий 2. А помогать в проведении конкурса нам сегодня будет наши актеры из театрального сообщества 1 и 2 курса. Поприветствуем и их тоже!
Ведущий 1. Все участники конкурса перед вами, и настало время познакомится с его правилами.
Ведущий 2. Конкурс будет состоять из четырех туров. За каждый тур участник получает звезды, в каждом туре выбывает один участник, в конце конкурса остается лишь 2 игрока, и по количеству набранных звезд и определяется победитель.
Ведущий 1. Участникам конкурса при ответах рекомендуется пользоваться Законом «О защите прав потребителей» и «Правилами торговли», которые лежат на столах участников. При ответах необходимо делать пометки и записи, для этого у вас есть бумага и ручки.
1 тур. Защита сказочных героев
1 задание I тура.
Ведущий 2. Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал». После сценки вам будет задан вопрос.
(Сценка: старик, паренек, богач, корова).
Ведущий 2: Один паренек пожалел старика:
Паренек:
Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы корову твою.
Ведущий 2:
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
Богач: Корову продашь?
Паренек:
Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
Богач: Да так ли, уж выглядит больно худой!
Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.
Богач: А много ль корова дает молока?
Паренек: Не выдоишь за день – устанет рука.
Ведущий 2: Старик посмотрел на корову свою:
Старик:
Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
Ведущий 1: Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены? Необходимо найти названия и номера статей, в которых говорится о данных правах и объяснить. За каждую правильно названную статью участники получают звезду. Время на обдумывание 3 мин (Приложение 1).
Ведущий 2. Пока участники думают над заданием, поиграем в блиц-опрос со зрителями. Я называю вопросы, вы поднимаете руку, называете ответ. За каждый правильный ответ вы получаете звезду. В конце игры один из участников может заработать приз зрительских симпатий – это тот игрок, кто больше всех наберет звезд от болельщиков.
Вопросы для зрителей:
- Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда).
- Японское искусство изготовления фигурок из бумаги (Оригами).
- Подкова на небосводе (Радуга).
- Спутник Земли (Луна).
- Пора вьюг и морозов (Зима).
- Счетчик времени (Часы).
- Какой цвет в старину называли червонным? (Красный).
- Прибор для измерения температуры? (Термометр).
- Бежит по проводам (Ток).
- Спортивный приз (Кубок).
- Крутящаяся игрушка (Юла).
- Минимальная единица времени (Секунда).
Ведущий 1: Итак, время вышло, участники называют № и название статьи, объясняя ее причастность к данной ситуации. Напомню вопрос. Какие права были бы нарушены, если бы богачу была продана корова?
2 задание I тура.
Ведущий 2. Вспомните сказку «Теремок»,
когда дом разрушился при первом прикосновении к
нему медведем. Хозяева при этом пострадали.
Вопрос: Каким правом обладает
потребитель при приобретении товара? Необходимо
также записать №, название и причастность
статьи. За каждую правильно названную статью
участники также получают по звезде. Время на
обдумывание 2 мин (Приложение 2).
Ведущий 1. А пока наши конкурсанты думают, снова блиц-опрос со зрителями.
- Символ Государства (Герб).
- Школьный «кол» (Единица).
- Корка лимона (Цедра).
- Тот, кто любит кататься, должен любить их возить (Саночки).
- Какое число называют «чертова дюжина» (13).
- Единица длины (Метр).
Ведущий 2. Время вышло, отложите ручки. Заслушаем ответы конкурсантов. Итак, каким правом обладает потребитель на приобретение товара?
3 задание I тура.
Ведущий 2. Вспомните сказку «Курочка Ряба»: дед и баба яйцо били, били, не разбили.
Вопрос: Какие права потребителей были
нарушены?
Необходимо также записать №, название и
причастность статьи. За каждую правильно
названную статью участники также получают по
звезде. Время на обдумывание 2 мин.
Ведущий 1. А пока наши конкурсанты думают, снова блиц-опрос со зрителями.
- Как называют отзвук голоса? (Эхо).
- Как называют морского повара (Кок).
- Он познается в еде (Вкус).
- Нормальная температура тела человека (36,6)
- Между утром и вечером (День).
- Одежда для стен (Обои).
Ведущий 1. Заслушаем ответы участников. Какие права потребителя были нарушены в сказке «Курочка Ряба»?
Ведущий 2: Попросим уважаемое жюри
огласить результаты 1 тура. По итогам этого тура
мы потеряем 1 игрока, набравшего меньшее
количество звезд.
Жюри оглашает результаты.
Ведущий 1. Итак, (…) набрала меньше всего звезд, и мы вынуждены с ней попрощаться. Спасибо за игру. У вас еще все впереди, не отчаивайтесь. Занимайте место в зале.
Ведущий 2. Мы переходим ко II туру
«Блиц-турнир».
Вопросы будут задаваться по очереди. Игрок
должен дать мгновенный ответ. Все вопросы
связаны с «Организацией и технологией
розничной торговли», Законом «О защите прав
потребителей» и «Правилами торговли». За каждый
правильный ответ игрок получает звезду.
- Вид размещения магазина, который занимает часть первого этажа жилого здания. (Встроенный).
- С какого момента наступает гарантийный срок товара? (С момента передачи товара потребителю).
- Назовите специализацию, когда магазин реализует товары одной группы в широком ассортименте различного качества и уровня цен. (Специализированный).
- Может ли покупатель предъявить свои требования без чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).
- Какой метод продажи используется при продаже обоев и тканей? (По образцам).
- В течение скольких дней происходит замена некачественного товара (Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).
- Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности (Продукты, бытовая химия, парфюмерно-косметические).
- Метод продажи товаров, при котором покупатели самостоятельно отбирают товары в корзины и тележки и рассчитываются в едином узле расчета. (Самообслуживание).
Ведущий 1. Второй тур закончен, и мы
попросим жюри подвести итог. По итогам второго
тура мы опять потеряем одного игрока.
Жюри подводит итог.
Итак, (…) набрала меньше всего звезд, и мы
вынуждены с ней попрощаться. Спасибо за игру. У
вас еще все впереди, не отчаивайтесь. Занимайте
место в зале.
Ведущий 2. Переходим к III туру
«Ситуации» и в рядах игроков всего 3
участника. Ваша задача прокомментировать
ситуации с использованием нормативных
документов – Закона и «Правил торговли».
Максимально возможно заработать 3 звезды.
Время на обдумывание 3 мин.
Игрокам на слепой выбор выдаются карточки с
ситуациями (Приложение 3).
Ведущий 1. Пока наши участники думают
над ситуациями, предлагаю болельщикам опять
поиграть. На это раз мы хотим услышать от вас
пословицы и поговорки, связанные с торговлей,
деньгами, товарами. За каждую поговорку или
пословицу вы также получаете по звезде.
Болельщики называют пословицы и поговорки.
Ведущий 2. Итак, время вышло. Участники по порядку читают свою ситуацию и объясняют ее.
Ведущий 1. Попросим жюри подвести итог III тура. Максимальное число звезд за правильный ответ – 3.
Жюри оглашает результаты тура (Приложение 4).
По итогам трех туров (…) набрала меньше всего звезд, и мы вынуждены с ней попрощаться. Спасибо за игру.
Ведущий 2. Итак, участников осталось
всего двое.
И остается последний IV тур конкурса
«Составление слов».
Игрокам необходимо составить как можно больше
слов из одного длинного слова. И это слово
«ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ». Время пошло.
Ведущий 1. А пока наши участники ломают голову, мы посмотрим юморную сказку, посвященную торговле и потребителям. (Участники: Автор, Яга, Леший, Лиса, Волк, Грач, Знак «Качество»).
Автор:
Яга на лавочке сидела, Яга на улицу глядела,
То пела, то молчала, То головой качала.
Дело было вечером, делать было нечего.
Леший в гости к ней пришел, Леший разговор завел:
Леший:
Ой, беда у нас, Карга! Разорились мы дотла!
Пенсию не получаем, и в кармане пустота!
Яга:
Нужно что-то предпринять.
Во! Предпринимателями стать!
Леший:
Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!
Яга:
Вот уж неуч, вот беда!
Слушай, Леший, ты сюда.
Дело мы с тобой откроем:
Ты – помощник, я – глава!
Леший:
Что за дело? Не пойму.
Научи меня уму.
Яга:
Мы откроем лавочку по продаже чая.
Деньги заработаем быстро, отвечаю.
Веток наломаем, листиков насушим,
Быстро все смешаем, можно даже кушать.
Леший: Ну Яга! Ну, голова!
Автор:
В лес пошли предприниматели,
Наломали дров приятели,
Листьев ворохи набрали
И в коробки паковали.
Леший и Яга:
Подходи, народ, купи!
Чай наш новый посмотри!
В нем вся кладезь витаминов,
Завари и оцени!
Лиса: Милый, чая мне возьми!
Леший: Не скупись, братан, купи!
Волк:
Вот, мотовка!
Вот, достала!
Ладно, милая, купи!
Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…
Лиса:
Ой, – Лиса вскричала громко.
– Ты, волчок, мне помоги!
Ой, живот стрельнуло больно,
И в глазах одни круги!
Волк:
Дорогая, потерпи!
Дорогая, не кричи!
Скорая сейчас приедет!
Потерпи же, потерпи!
Грач:
Воду пить с сертификатом,
Чай приобретать со знаком.
«Качество» его зовут,
И гласит он там и тут:
Знак «Качество»:
В руки ты товар бери, этикетку рассмотри.
Там названье предприятия, адрес, факс и телефон,
Номер ГОСТа, номер партии и, конечно, годен до …
Ведущий 2. Теперь давайте посмотрим и послушаем, что же составили игроки. Откладываем ручки в сторону, дописывать больше ничего нельзя. (Игроки по одному называют слова. Жюри подсчитывают количество слов).
Ведущий 2. Итак, подведем итоги нашего
конкурса «Звездный час». У кого же из игроков
сегодня наступит его Звездный час, кто будет
являться победителем?
Пока жюри совещается, давайте разыграем приз
зрительских симпатий. Все игроки выйдите,
пожалуйста, сюда.
Ведущий 1. Уважаемые болельщики, еще раз хорошо подумайте, кому из них вы хотите отдать свои звезды. У нас есть коробочки под номерами, соответствующими номерам участников 1, 2, 3, 4, 5. Отдайте свои звезды за понравившегося игрока.
Подсчет звезд по игрокам.
Ведущий 2. При подсчете выяснилось, что больше всего звезд набрала (…) и она получает приз зрительских симпатий. Поздравляем любимца публики!
Ведущий 1. Итак, подошел самый ответственный момент, давайте заслушаем результаты конкурса.
Жюри оглашает результаты конкурса.
Ведущий 2. Поздравляем победителя, ему вручается приз за 1 место и грамота. Второй финалист награждается утешительным призом (…).
– Всем спасибо за внимание. До новых встреч.