Пояснительная записка (Приложение 1)
Здоровье – главная ценность жизни. Без него нет преуспевающего, активного и жизнерадостного человека. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, предлагаемые школой. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами, учится продуктивно и с удовольствием.
Стандарты второго поколения предусматривают создание условий здоровьесбережения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
В этих целях актуальным является формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни. Для реализации задач физкультурно-оздоровительного направления в нашей школе разработана и реализуется программа «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА».
Эстетическая гимнастика – новое направление гимнастики. Это очень молодой вид спорта, который за короткий промежуток времени уже отстоял свое право на существование. В нашей школе программа по эстетической гимнастике переработана под классно-урочную систему.
В современном виде эстетическая гимнастика это – набор спортивных элементов, объединенных в хореографическую композицию, похожую на танец. Этот вид музыкально-ритмического воспитания включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой.
Гимнастические упражнения эстетической гимнастики – очень действенное средство развития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела улучшают ориентировку в пространстве, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Упражнения очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм. Они оказывают значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, приводят к существенному развитию мускулатуры.
Эстетическая гимнастика пользуется популярностью в мире, поскольку является командным видом спорта – все движения выполняются синхронно, плавно и естественно. В результате тренировок оттачивается исполнение каждого элемента, достигается абсолютное единение с музыкой.
Каждая программа – маленький спектакль, соединяющий в себе спорт, пластику, грацию, современную хореографию, командный дух и экспрессию.
Эстетическая гимнастика – вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения выполняются плавно, значительно изменяясь и в динамике и в скорости. Композиции содержат универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток. Гимнастика эстетическая не зря получила такое название. В ней действительно чувствуется настоящая эстетика и изящество!
Слово ЭСТЕТИКА – означает «наука о красоте». (см. презентацию – Дополнительное образование)
В данном случае речь идет о физической красоте:
- Физическое развитие (антропометрические данные – вес, рост и их соотношение)
- Физическая подготовка (скорость, сила, гибкость, выносливость, ловкость – морфофункциональная система организма)
- Культура поведения.
Цель программы – гармоничное физическое развитие, эстетическое и музыкально-ритмическое воспитание подрастающего поколения, формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры и организации здорового образа жизни.
Задачи: формирование знаний о современных формах физкультурной деятельности; формирование навыков и умений в коллективном выполнении гимнастических упражнений под музыкальное сопровождение; профилактика и укрепление здоровья, коррекция телосложения, формирование правильной осанки; расширение функциональных возможностей организм, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости.
Опираясь на базовую модель, наша школа выбрала – оптимизационную модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения.
«Эстетическая гимнастика» проводиться, как в классах возрастной нормы, так и в классах компенсирующего обучения 35 часов в год, 1 часа в неделю. Группы сформированы по желанию детей от 15 до25 человек. Составлен план-график проведения занятий и расписание уроков.
Для занятий оборудован спортивный зал «Эстетической гимнастики» с необходимым спортивным инвентарем: гимнастические палки, ленты, мячи, обручи, маты, стенки, скамейки, зеркала.
При организации внеурочной деятельности учитывалось научно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационное –обеспечение.
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по физической культуре начальных классов, с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования.
Основная часть (Приложение 2)
Данная программа включает в себя: ритмическую гимнастику, хореографию, акробатику, элементы художественной гимнастики, музыкальные подвижные игры.
Основные блоки программы:
Содержание первого раздела «Основы знаний» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека. В разделе представлен материал, способствующий расширению знаний детей о современных формах физкультурной деятельности и современных системах физического воспитания, что способствует формированию у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры и организации здорового образа жизни. Сообщение знаний предполагается организовывать до, после, и в процессе выполнения движения.
Раздел «Гимнастика» включает в себя: ритмическую гимнастику, хореографию, элементы художественной гимнастики, упражнения акробатики.
Специальные ритмические упражнений на согласование движений с музыкой
- Разновидности ходьбы с хлопками в ладоши и движениями рук.
- Задания на отображение длительности звуков.
- Задания на освоение ритма.
- Задания на освоение темпа музыки.
- Задания на воспроизведение динамических оттенков музыки.
Ритмические упражнения танцевального
характера.
Музыкально-ритмические игры
- Игры для развития чувства ритма.
- Игры на определение мелодии.
- Игры на определение темпа.
- Игры на определение динамических оттенков.
Упражнения ритмической гимнастики направлены на воспитание ритма движений, способствуют развитию музыкальности и пластичной выразительности. Выполняя физические упражнения под музыку, занимающиеся воспроизводят ее ритм, темп различными частями тела, применяя различные по длительности и амплитуде движения и сочетая их во времени и в пространстве.
Хореография – это тот фундамент, на котором строится танцевальное воспитание.
Программный материал: позиции ног и рук;
полуприседание и большое приседание;
вытягивание ноги в трех направлениях;
вытягивание ноги, соединенное с полуприседанием
по I, III и V позициям; маленький бросок ноги по I, III и
V позициям в трех направлениях; полукруг ногой по
полу вперед и назад,, по четвертям и по полукругу;
плавное приседание на одной ноге в
сторону; медленное поднимание ноги на 45 в трех
направлениях.
Путем целесообразно подобранных и постоянно
повторяющихся тренировочных упражнений дети
учатся свободно и пластично управлять своими
движениями.
Упражнения художественной гимнастики развивают координацию движений, быстроту, скоростные качества, силу, увеличивают подвижность в суставах, формируют правильную осанку. Они делают занятия интересными, повышают эмоциональное состояние занимающихся учеников, способствуют эстетическому воспитанию.
Танцевальные упражнения с предметами разнообразны и интересны.
Танцевальные движения со скакалкой: махи скакалкой в лицевой плоскости, махи в боковой плоскости, круги в лицевой плоскости, круги в боковой плоскости, круги в горизонтальной плоскости, перевод скакалки назад и вперед, прыжки выпрямившись с междускоком, прыжки выпрямившись без промежуточных подскоков, прыжки с одной ноги на другую, накидывание скакалки петлей назад.
Танцевальные движения с обручем: повороты в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях с различными движениями туловища и ног; махи и круги обручем по дуге, по кругу, восьмеркой в различных плоскостях; вращения обруча в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях слегка согнутой в локтевом суставе рукой; перекаты обруча по полу, по рукам, по туловищу, по ногам; броски и ловля обруча одной или двумя руками в наклонной, горизонтальной и вертикальной плоскостях (с пружинистым движением ног); наклоны с обручем (вперед, назад, в стороны); выпады (вперед, назад, в стороны); приседания; прыжки: через обруч, в обруч, в качающийся обруч или вращая его, как скалку.
Танцевальные движения с мячом: выполняются броски, ловля, отбивы, перекаты, махи, круги, выкруты, восьмерки.
Танцевальные движения с лентой: махи в боковой плоскости , махи в горизонтальной плоскости, змейки с лентой, спирали с лентой
Упражнения художественной гимнастики выполняют с большим желанием и девочки и мальчики. Предлагается игра: «делай как я». Ставиться задача. Используется технология проблемного обучения.
5-минутка с мячом – самая любимая игра детей. Упражнения, от самых простых и заканчивая самыми сложными, выполняются на высоком эмоциональном фоне (подбрасывание и ловля мяча разными способами, на разную высоту, перекатывание мяча, ведение мяча). Ритм выполнения упражнений задает музыкальное сопровождение. Самым успешным ученикам предлагается самостоятельно провести занятие и подобрать интересные упражнения к следующему уроку.
В конце каждого урока «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН». Дети выполняют танцевальные комбинации: «Танец утят», «Детство», «Сюрприз», «Диско» . Музыкальные постановки используются на внеклассных мероприятиях. Эти танцевальные паузы стали хорошей традицией нашей школы. Более сложные танцы – вальс, танго, рок-рол, марш – украшают внешкольные мероприятия и выпускные вечера. Являются хорошей базой для подготовки к различным музыкальным конкурсам: «Президентские состязания», «Безопасное колесо», «Орленок».
Очень увлекает детей мир современных танцевальных направлений. Здесь сами ученики участвуют в проведении урока. Обучают дуг друга новым движениям.
В классах компенсирующего обучения большая часть времени отводиться на развитие координационных способностей. Планируется больше подвижных игр, различные гимнастические полосы препятствий. Ученики этих классов очень любят прыжки через большую скакалку, современные танцы – тектоник. С трудом осваивают классические танцы и совсем не получается одновременное и синхронное выполнение упражнений.
Большое и важное место на уроке отводится
элементам строевое подготовки. Это помогает в
организации занятий и увеличении плотности
урока, формирует правильную осанку, воспитывает
стандарт поведения, все танцевальные композиции
построены на строевых командах: поворот, шеренга,
колонна, перестроения, передвижение разными
способами по спортивному залу
.
В заключительной части урока дети играют в
музыкальные подвижные игры, для лучшего
усвоения музыкальной грамоты. (Приложение
3)
В I классе согласно программе школьники знакомятся с азами эстетической гимнастики. Дети разучивают самый простой комплекс ритмической гимнастики, состоящий из упражнений, освоенных в детском саду. Учатся правильно выполнять основные положения рук и ног в хореографии. В игровой форме осваивают упражнения с предметами: скакалкой, мячом, обручем, лентой. Разучивая музыкальные подвижные игры, знакомятся с понятиями «темп» и «ритм».
Во II классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике: ритмические упражнений на согласование движений с музыкой, упражнения хореографии, в художественной гимнастике добавляются более сложные упражнения. Особое внимание уделяется технике выполняемых упражнений, разучиваются не сложные комбинации эстетической гимнастики. Ученики, хорошо освоившие акробатические элементы, выполняют кувырки и стойки в комплексе индивидуально.
В III классе в программный материал вводится сложные гимнастические упражнения. При этом увеличивается объем физических упражнений повышенной координационной сложности из художественной гимнастики. При выполнении упражнений хореографии учитель предъявляет более высокие требования к качеству выполняемых упражнений. Более строгий контроль осанки. При выполнении ритмической гимнастики особое внимание уделяется синхронному выполнению упражнений. При разучивании упражнений художественной и спортивной гимнастики учитывается индивидуальное развитие ребенка. Предлагается самостоятельное выполнение не сложных комбинаций эстетической гимнастики.
В IV классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется прежде всего в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Комплексы ритмической гимнастики включают сложные физические упражнения, выполняются синхронно. Время на занятия хореографией отводится больше, более строгие требования к технике выполняемых упражнений. Элементы художественной гимнастики выполняются с большой амплитудой. Ученикам предлагается самостоятельно составить танцевальный комплекс эстетической гимнастики.
Распределение программного материала в учебных часах по факультативным занятиям эстетической гимнастике.
№ | Разделы программы | 1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Всего часов в неделю |
1 | Основы знаний | В течение занятий | В течение занятий | В течение занятий | В течение занятий | |
2 | Гимнастика:
|
6 1 |
4 1 |
7 1 |
5 1 |
22 |
3 | Композиции эстетической гимнастики | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
4 | Резерв | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Выводы
Используя разработанные здоровьесберегающие педагогические технологии, мы, учителя физической культуры, научим детей быть здоровыми. Учебный процесс будет проходить для ребенка и учителя спокойно, радостно и комфортно. За короткое время можно достигнем высоких результатов в позитивном отношении учеников к здоровому образу жизни. Показатели физической подготовленности пойдут вверх.
От занятия к занятию дети, мальчики и девочки, становятся красивее. Они видят свое отражение в зеркале и начинают осознавать это. У них появляется уверенность в себе. Дети начинают понимать эстетику движений.
Физическая культура очень «ТОНКИЙ» предмет. Очень осторожно надо относиться к инновациям. Стоит один раз учителю ошибиться и у маленького человека появиться страх перед физическими упражнениями. Необходимо строго учитывать возраст, развитие, подготовку. Чтобы ученику было КОМФОРТНО в мире движений, нельзя поспешно гнаться за результатами.
Занятия в парах подталкивают детей к более культурному отношению друг к другу. Дети более серьезно относятся к своему внешнему виду, стараются приходить на урок опрятными.
Если ребенку помочь выпрямить спину, чуть приподнять носик, попросить улыбнуться в нем откроется природная красота. А красота – это гармония физического развития, физической подготовленности, согласованная работа всех внутренних органов, психологическое и социальное благополучие. У нового человека земли появляется желание творить.
Главная задача – открыть мир физической культуры и спорта, научить ребенка в нем счастливо и безопасно жить.