Тип урока: комбинированный
Цели:
- Формировать умение различать предлоги и приставки.
- Совершенствовать навыки правописания приставок, предлогов и частицы НЕ с глаголами, разбора слов по составу и предложений по членам предложения.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, слову, богатству русского языка на примерах межпредметной связи.
- Расширить словарный запас учащихся, чуткое отношение ко всему, что нас окружает.
- Формировать представление учащихся о растительности степной зоны.
- Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изученным предметам.
Приемы и формы работы:
- фронтальный опрос;
- индивидуальная работа;
- работа с текстом;
- работа с учебником;
- творческая работа;
- самопроверка.
Методы, использованные на уроке:
- частично-поисковый;
- словесный;
- практический.
Оборудование: учебник «Русский язык» под ред. А.В. Поляковой (в 2-х частях), учебник «Окружающий мир» под ред. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит музыка.
– По
всей степи – ковыль, по краям – все туман
Далеко от кургана курган.
Облака в синеве белым стадом плывут
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день
Отливает тонкий ковыль серебром
В ковыле шмели: и поют, и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат.
Высоко-высоко в небе точка дрожит,
Колокольчик веселый над степью звенит
Средь дорожки глухой, пыль столбом поднялась
Закружилась, в широкую степь унеслась…
Во все стороны путь: ни лесочка, ни гор,
Необъятная гладь, неоглядный простор.
– О какой природной зоне мы будем сегодня говорить на уроке? (О зоне степей)
II. Словарно-орфографическая работа
– Подберите однокоренное слово к слову СТЕПЬ (Степь
– степной)
– Запишите в тетрадь, обозначьте корень.
– Чем еще является слово СТЕПЬ? (Проверочным
словом к слову степь, безударная гласна в корне,
проверяемая ударением).
– Давайте образуем со словом СТЕПЬ слова, используя приставку и предлог.
В степи, за степью, перед степью
– Что такое предлог?
– Запишите эти 3 слова в тетрадь, подчеркните
предлоги.
Вывод: со словом СТЕПЬ употребляются предлоги, которые пишутся отдельно от слова.
К доске выходят ученики
III. Рубрика «Это интересно»
– Послушайте тексты-описания степной зоны
разными путешественниками.
а) Степь напоминает красочный луг: травяной
покров густой и высокий, яркими пятнами
выделяются цветущее разнотравье. Степь похожа на
пышный красочный ковер. (Весна)
б) Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным стогом лежит старое сено. (Лето)
в) Какая ширь, какое раздолье. Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края гладкая равнина. И кажется, нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… да что иди, скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будет только подниматься перед тобой все новые и новые просторы. (Осень)
г) Как мало здесь снега! Какой резкий холодный ветер! Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже рвет, воет, смешивает землю и снег. (Зима)
– Объясните, почему так по-разному предстала перед ними степь? (Путешественники попали в степь в разное время года)
– В какое же время года степь особенно
прекрасна?
– Весной. Почему?
IV. Учебник «Окружающий мир» – работа по учебнику
– Зачитайте второй абзац
В это время степь особенно красива. Под лучами теплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Земля, пропитанная влагой, быстро оживает, покрываясь нежной зеленью. Степь расцветает.
– Все эти растения называются раннецветущими и
многолетними (многолетними – потому что все они
имеют особые подземные хранилища питательных
веществ – луковицы и корневища). Под палящим
солнцем надземные части засыхают, а подземные,
погружаются в состояние покоя до следующей
весны. Все эти растения занесены в Красную книгу.
– Что не должны мы с вами делать с этими
растениями? (Не рвать, не топтать, не губить)
– Какой частью речи являются слова? (Глаголами)
– А чем является НЕ? (Частицей)
Вывод: с глаголами пишутся только
приставки и частица НЕ.
– Запишите эти глаголы в тетрадь, подчеркните
частицу НЕ.
V. Физминутка
VI. Русский язык. Закрепление изученного
Работа по учебнику стр. 71 упр. 124
– Прочитайте текст.
– О чем говорится в тексте? (О степи)
– Найдите и назовите слова с предлогами. (На юг,
до горизонта, не слушали, по степи)
– Запишите их в тетрадь. Следите за посадкой.
VII. Творческая работа
– Придумать и записать предложение, используя слова СТЕПЬ, ТЮЛЬПАН
Ранней весной в степи расцветают тюльпаны.
– Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Раздолье для ветров.
– Вот пробежал легкий ветерок и волнами
закачалась ковыль (в учебнике зачитывает ученик).
– В жаркие дни знойного лета воздух напоён
горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и
спокойно.
Работа с карточками (в парах)
VIII. Итог урока
– В какое время года особенно разнообразна
растительность степей?
– Какие растения преобладают в степи летом?
– Как пишутся приставки и предлоги со словом?
Игра «Лови ошибку»
В народе говорят:
– Тюльпан – украшение степи.
– Ковыль – царь степей
Домашнее задание
Окр. мир подготовить сообщение
1 вариант – о хомяках
2 вариант – о сусликах
С 50-53
– Что нового узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось?