Возраст: средняя группа.
Тип: художественно-эстетическое занятие.
Цель: способствовать восприятию художественных образов в музыкальной деятельности.
Задачи:
- Обучать детей выразительному пению, развивая звуковысотный слух, музыкальную память.
- Учить двигаться в характере, темпе музыки; менять движения со сменой музыки.
- Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках.
- Способствовать эмоциональному восприятию музыки в исследовательской деятельности.
- Воспитывать интерес к музыке.
Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок», разучивание песни «Зайка» муз. обр. Г.Лобачева, разучивание танца «Полька», музыкально – дидактическая игра «Кто в домике живет» Н.А.Ветлугиной.
Словарная работа: деревянные ложки, ложкари.
Материал к занятию: Презентация «Теремок» (Приложение 1), деревянные ложки, пальчиковая игра «Маленькая мышка», музыкальная лесенка из трех ступеней; музыкальный материал: «Марш» муз. А.Брюханова, «Бег» муз. Т.Ломова, песня «Зайка» муз. обработка Г.Лобачева, р.н.м. «Ах вы, сени», р.н.м. «Во поле береза стояла»,р.н.м. «Как у наших у ворот», «Медведь» муз. В.Ребикова, «Полька» муз. Д.Кабалевского.
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал с воспитателем.
М.р. (поет) Здравствуйте, ребята!
Дети. (поют) Здравствуйте!
М.р. (поёт)
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
– Какая это сказка?
Дети. Теремок.
– А вы, хотели бы отправиться в сказку вместе со мной? (Да.)
М.р.
К теремочку мы пойдем,
В сказку с вами попадем.
Дети идут за воспитателем маршем, легкий бег змейкой под музыкальное сопровождение. Останавливаются перед экраном, на котором изображение теремка. (Слайд 2).
М.р. (поёт)
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
(говорком) К теремочку кто придет
И пристанище найдет?(поет) Вот по полю, полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит. (Слайд 3)
Прибежала Мышка к теремку, заглянула в окошко:
есть ли кто в теремочке?
(Слайд 4). А чтоб не скучно было Мышке, мы с ней
поиграем.
Пальчиковая игра «Маленькая мышка»
Маленькая мышка «Пробежаться» пальчиками по коленям.
По полю бежит,
Увидела домишко Приставить пальчики-«очки» к глазам.
И в окно стучит.
– Тук-тук, тук-тук! Постучать кулачком по одной ладони
Пустите мышку отдохнуть. Постучать вторым кулачком по другому.
Хлебом покормите. Сжимать и разжимать пальчики около рта («кушать»).
Дайте ей вздремнуть. Положить ладошки под щечку.
(М.Картушина)
М.р. Нет никого в теремочке. Забежала Мышка в теремок. Теперь она там живёт. Но кто-то еще к теремочку идет?
Загадка:
По дороге бодро скачет
Лупоглазая квакушка.
Она прыгает, как мячик,
А зовут ее … (Лягушка) (Слайд 5).
М.р. Лягушка-квакушка увидала теремок, попрыгала по лесенке и поет: (Показать рукой по нотной лесенке мелодию вверх) Ква-ква-ква! Попробуем вместе с лягушкой спеть. (Дети поют) А теперь споем, вниз по лесенке пойдем. (Показать рукой по нотной лесенке мелодию вниз). (Дети поют. Похвалить детей.)
М.р. Попросилась Лягушка в теремок. Живут теперь вдвоем – Мышка и Лягушка.
Загадка.
Кто же к теремку бежит
И от страха весь дрожит?
Быстро скачет по лужайке
Наш знакомый серый … (Зайка).
М.р. А зайка увидел нас, испугался. Как нам успокоить зайку? (песенку спеть) Может песенку ласковую споем?
Песня «Зайка» муз. обр. Г.Лобачева
(После песни Слайд 6.)
М.р. Лягушка и Мышка пригласили
зайчика в теремок. (Слайд 7.) Посмотрите,
что это зайка принес? (Ложки) Правильно,
ложки, а какие они? (Деревянные, расписные,
красивые) А как вы думаете, для чего зайка
ложки принес? (Ложками кушают. На них можно
играть.)
Можно и кушать, а можно использовать, как
музыкальный инструмент. А вы бы хотели поиграть
на ложках? (Да) Воспитатель раздает детям
ложки.
М.р. В народе давно на ложках играют. Людей, которые играют на ложках называют ложкари. Они организовывают ансамбли. На ложках мы передаем ритм музыки. Ложки нужно взять выпуклой стороной друг к другу. Попробуйте, постучите. А сейчас, ребята, поиграйте вместе со мной под музыку.
Игра на ложках «Ах вы, сени» русс.нар.мелодия.
М.р. Молодцы! Как музыка прозвучала?
(Весело, звонко) Да, музыка получилась ритмичная,
звонкая, плясовая. Мы с вами будем учиться играть
на ложках и создадим ансамбль ложкарей.
М.р. И стали они жить втроем. Слайд 8.
Но, что это за звуки? Кто к теремочку пришел?
Звучит мелодия, характеризующая Лису. «Во поле береза стояла» р.н.мел
М.р. Правильно, лисичка.
Звучит мелодия, характеризующая Волка. «Как у наших у ворот» р.н.мел.
М.р. Под какую музыку волк пришел? (Громкую,
низкую) (Слайд 9.)
А лисичка?(высокую, плавную) Музыкальный
руководитель показывает жестами и пропевает
вместе с детьми звуки по высоте и тембру
звучания.
М.р. А теперь послушайте еще одну
музыкальную загадку.
Звучит мелодия «Медведь», музыка В.Ребикова
– Кто это? (Медведь) (Слайд 10).
Как прозвучала музыка? (Громко, медленно,
низко).
М.р. Пригласили звери Медведя в теремок.
Дружно звери все живут
Пляшут, весело поют.
Приглашают и детей
В пляс пуститься поскорей. (Слайд 11).
Танец «Полька»
М.р. Зверюшки веселятся, им радостно. А вам? У вас хорошее настроение? И у меня тоже прекрасное настроение, потому что вы так дружно отгадывали загадки. Чисто исполнили попевку лягушки, ласково спели про зайку. А в танце вы все были замечательные, танцевали легко, красиво. А Саша, какой молодец, с первого звука угадал, что это Мишка идет к теремку. Я предлагаю попрощаться с зверями и нам пора возвращаться. (Поют) До свиданья! С маршем проходят по залу, уходят в группу.