В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим нормами ценностям общества. Поведение можно рассматривать, как один из важнейших факторов, связывающих подростка с реальной действительностью, оказывающих влияние на формирование и развитие социальных качеств его личности.
Дети имеющие отклонения от нормы в психическом и физическом развитии в школе начинаю испытывать серьезные трудности в адаптации к тем усложняющимся по мере перехода из класса в класс требованиям, которые предъявляет им общество. У подростков с определенными проблемами возникают трудности в адаптации к учебному процессу, появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми.
И решить проблемы таких детей учительскому коллективу не удается, если используются только меры административно-правового воздействия или требования «будь хорошим». Нужна кропотливая работа по развитию ума и способностей учащихся. Предоставить подростку показать себя с положительной стороны, не прибегая к различным наказаниям и угрозам, может грамотно построенная деятельность детского объединения.
Около половины несовершеннолетних правонарушителей вплоть до момента совершения правонарушения не считаются входящими в «группу риска». Бесспорно, что социальная и педагогическая запущенность таких подростков развивалась на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих: родителей, учителей, общественности. Такое невнимание, повторяющиеся угрозы и наказания вызывают у детей чувство протеста, отчуждения, чувство неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению на основе общности судьбы, незащищенности и уже развивающихся отрицательных привычек. Все возможно изменить в лучшую сторону, если загрузить свободное время подростков общественно полезными делами.
Далеко не всегда можно успешно решить вопросы адаптации подростков, организуя межличностное взаимодействие в учебно-педагогическом процессе. Иногда уверенность и сила педагога подавляют учащихся, часть учитель не умеет видеть себя глазами своих воспитанников, подавляя свободу и независимость учащихся, не позволяя иметь ему свое мнение.
Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и подростков, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развитие их индивидуальности, общения со сверстниками, которое воспринимается подростками как нечто очень важное.
Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.
Основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь малая часть учащихся посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. В связи с этим в последнее время создается много различных клубов, кружков и организаций с учетом духовных потребностей подростков, роста уровня их образования, культуры.
Развитие детского объединения, как форма социально-культурной деятельности
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социально-культурному развитию молодежи привело к тому, что неформальные молодежные объединения, деятельность которых нередко приобретает асоциальную и антисоциальную направленность, стали количественно преобладать над детскими объединениями и организациями. Виды совместной деятельности, которых, порядок цели и организация регламентируются взрослыми. Этому способствовал распад существовавшей долгие годы пионерской организации, обеспечивавшей формирование социального опыта подростков, значительное сокращение учреждений дополнительного образования. Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к культуре, к труду. В детской и молодежной среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне, а это приводит к проявлению девиации в юном возрасте. Необходимость новых подходов к задачам и функциям детских организаций очевидна.
В настоящее время ситуация несколько изменяется в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях. Успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели детских организаций, основным направлением которых является организация молодежного досуга. Способ организации деятельности позволяет детям быть активными организаторами и участниками районных и городских акций, конкурсов, кампании. Самостоятельно овладевая социальными ролями, ребенок обучается приобретать знания, умения, опыт, жизненно важные навыки. Любое изменение, происходящее в подростке, есть результат его участия в развитии социально-культурной деятельности.
Деятельность детского объединения
Деятельность детской организации многообразна, разномасштабна, и разнонаправлена, ибо она реально помогает детям войти в меняющийся мир цивилизованными людьми. И все же для каждого, кто внимательно относится к жизни детей и подростков, очевидно, как естественно мало они заняты социально значимой деятельностью, как плохо организован их досуг, как резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежат детству и должны ему принадлежать.
Современные детские объединения – это добровольные, самодеятельные, самоуправляемые общественные организации детей, подростков и взрослых, которые находятся рядом с ними.
Они не принадлежат ни к какой партии и отвергают диктат любой политической силы. Усилия детских общественных объединений направлены не на то, чтобы приспособить детей и подростков к господствующей идеологии, а на то, чтобы помочь им войти в социальную среду, в систему социальных связей, реализовать себя как личность, влияя на окружающих его людей, на жизненные обстоятельства, происходящие в обществе, сформировать у него стремление к постоянному его обновлению, создать условия для социального творчества через многообразные формы деятельности научить правильно организовывать досуг.
Позиция детской организации – через присущие ей формы и методы создавать необходимые условия для самореализации и самоутверждению.
Даже сегодня детские организации переживают трудное время, сталкиваются с серьёзными проблемами. Общественное мнение не дает и не признает за детскими организациями права и возможности на обновление. Среди тех, кто работает с детьми, идет борьба между старыми и новыми, между формализмом и реформаторством, между стремлением к массовости и желанием дойти до каждого ребенка, между лицемерием и открытостью в отношениях с детьми.
Есть и те, кто считает, что детям сегодня вообще не нужны ни какие организации и не нужно им ни какой организованной жизни, и не редкость, когда проводятся мероприятия для всех, так как в школе трудно отказаться от заложенных традиционных мероприятий и им трудно представить деятельность детской организации в отрыве от распорядительной воспитательной системы в школе.
Но, не смотря на все противоречия ведется большая работа по созданию детских общественных объединений, которая представляет свободу выбора программы или нескольких программ, самостоятельное планирование, участие в мероприятиях и акциях, создающая условия для развития детей и подростков, как личности, и как индивидуальности, ориентируемая на вечные абсолютные ценности (Человек. Семья. Отечество. Знания. Культура. Мир.), образующая основу воспитания.
Программа детского объединения «СовА» МОУ «Гимназия №1» города Печора призвана решить существенные проблемы в воспитательной работе:
– обеспечить занятость подростков во
внеурочное время;
– улучшить качество организации досуговых
мероприятий.
Программа рассчитана на учащихся школы 5-11 классов.
Успешной реализации программы способствует разнообразие применяемых методов.
Основой при работе является игра. Игра: это метод познания действительности, которая позволяет ребенку самоутвердиться. Давно известно – ребенок познает мир, играя, а игра как обязательный компонент любого праздника побуждает детей к творчеству. Ребенок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. Участвуя в различных играх, он выбирает себе те роли, которые близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности. Помимо игр в работе с детским объединением можно применять ряд других методов:
– Объяснительно-иллюстрированный рассказ,
показ, объяснение, беседа.
– Репродуктивный пример, поручения, упражнения.
– Проблемные ситуации, убеждения,
сюжетно-ролевые игры, обобщения, тесты,
анкетирования.
– Частично-поисковые наблюдения,
самостоятельный поиск, соревнования, конкурсы,
эстафеты, викторины, экскурсии, посещение
выставок, походы.
– Исследовательский: сбор фактов, обсуждение,
творческие задания (рефераты, сочинения, памятки,
рекомендации).
– Применять различные формы работы с детьми:
индивидуальные, групповые занятия,
коллективно-творческие дела (акции, декады,
сборы, утренники, праздники).
Цель создания и функционирования детского объединения заключается в том, что бы расширить деятельность организации посредством привлечения учащихся к общественно-полезной деятельности, развивающей их активность и инициативу. А так же включение обучающихся начального, среднего и старшего звена в принятие решений по планированию и организации учебно-воспитательного процесса, внеклассной деятельности, самоуправлении и культурной жизни гимназии.
Основными принципами жизнедеятельности общественного детского объединения и органа ученического самоуправления яляются:
– социализация: непрерывность и открытость
освоения ребенком соц. опыта, включение детей в
широкие соц. связи, определение своего места в
соц. среде;
– гуманизация: признание личности и самого
объединения как самооценки;
– демократизация личности: гарантируется
осуществление ее прав и ответственности в
деятельности объединения; реализация прав и
обязанностей в государстве и обществе;
– индивидуализация: учет и развитие
индивидуальности объединения и личности
отдельно;
– сотрудничество: субъект - субъектные отношения
в объединении и так же форма взаимодействия
объединения с государственными и общественными
структурами;
– гармонизация: согласованность интересов
личности, объединения и общества;
– интеграция: использование творческих
потенциалов всех членов общественного
объединения и благоприятных внешних
общественных влияний.
В сфере самоорганизации очень устойчивые позиции занимают обычаи и традиции гимназии. В подготовке к мероприятиям ребятам дается возможность показать свои творческие способности, а также возможность самостоятельно проводить их. Особое значение для детей играют конкурсы и мероприятия, проходящие на уровне города или республики. Чувствуя за собой огромную ответственность, они более серьезно готовятся. Именно в неофициальной обстановке ребята раскрывают наиболее широко свои черты и возможности. Положительные результаты приносит так называемое «обучение актива» (цель: обучить методикам поиска и проведения игр, разучивания массовых танцев и песен, способствовать развитию лидерских качеств), которое проводился раз в два месяца. На этих встречах у детей развиваются творческие, организаторские навыки, которыми они в дальнейшем пользуются самостоятельно, так же решаются их индивидуальные проблемы, прибегая к помощи школьного психолога. В процессе таких встреч учениками было разработано Положение о совете старшеклассников, данный документ составлен самими ребятами и в него входят права и обязанности, условия и периодичность сборов совета старшеклассников. Так же с помощью активистов была определена Модель выпускника, которая была основана на следующих характеристиках:
– Нравственно и физически здоровая личность с
активной гражданской позицией, способная к
социальному творчеству;
– Личность, способная к саморазвитию,
самооценке, самоанализу и труду, умеющая
адаптироваться в реальной ситуации;
– Личность, испытывающая потребность в знаниях,
постоянному стремлению к непрерывному
самообразованию;
– Воспитанная личность – коммуникабельная,
интеллектуальная, ориентированная на
общечеловеческие ценности, умеющая
реализовывать свои возможности и способности,
отвечающая за свои поступки.
Особенную роль в жизни детского объединения играют КТД (коллективно творческие дела). Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что эти дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия, сформировать коллективные ценности. Такие воспитательные модули становятся яркими эмоциями событиями, надолго оставляют след в душе ребят.
Всем известно, что традиции – это то, чем сильна любая школа, то, что делает ее неповторимой, особенной, родной для детей и педагогов. Одно из традиционных школьных дел, как правило, не только сплачивает классы между собой, но и становится центральным делом воспитательного модуля.
Создавая условия для удовлетворения потребности школьников в активности. Мы тем самым помогаем налаживать взаимоотношения с товарищами, как в учебной деятельности, так и во внеурочное время, что играет не маловажную роль. Таким образом, потребность в деятельности становится своеобразной побудительной силой, требующей совместной работы по достижению конкретного результата, проявления своих деловых и личностных качеств, и порождает особую группу мотивов сотрудничества.
Школьные детские общественные объединения – одна из форм организации досуга учащихся. Такие объединения способствуют всестороннему развитию и воспитанию ребят. Школьные кружки обычно немногочисленны. Их деятельность ограничивается развитием определенных способностей группы ребят из 10-15 человек. В отличие от них детские объединения способны охватить разнообразными видами деятельности большинство учащихся школы, а значит, выявить их способности и предоставить возможность для их развития.
Так как объединение обычно объединяет ребят разного возраста и разных классов, оно помогает организовать разновозрастную работу в школе, укрепляя тем самым общешкольный ученический коллектив. В основе работы лежит принцип самоуправления. Поэтому члены детского объединения сами выбирают содержание и формы работы.
Самым трудным в школе считается средний (подростковый) возраст. Это связано с интенсивным физическим развитием детей этого возраста. Они взрослеют, у них интенсивно происходит формирование убеждений и идеалов. Важно именно в этот период не допустить развитие девиантного поведения у подростков.
Эффективность воспитательной работы с
подростками во многом зависит от того, насколько
хорошо воспитатели знают особенности этого
возраста, работают ли индивидуально с каждым
подростком. Подростковый возраст – это время
становления характера. Именно в такой период
важно вовлечь ребят в общественную жизнь с целью
воспитания у них гражданских качеств.
С подростками, относящимися к «группе риска»
надо быть внимательным к их индивидуальности и
их интересам. Помогать им раскрыть свои
таланты, открыть перспективу для будущего
развития личности, дать возможность им
самоутвердится. Именно этим и должно заниматься
детское объединение.