Цели:
- формировать знания о речи устной и письменной;
- способствовать развитию навыков чтения, письма, связной речи, стихосложения;
- содействовать воспитанию взаимопомощи, поддержки на материале текста.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Психологический настрой на работу.
Дети:
Солнышко, солнышко! – я тебя люблю.
Солнышко, солнышко, я тебя прошу.
Дай ты мне, солнышко, мира и добра.
Дай ты мне, солнышко, здоровья и тепла!
Учитель: Начинаем урок. Соберитесь с мыслями, настройтесь хорошо и быстро работать.
2. Речевая разминка
А) Придумайте историю, используя слова: Брр-р-р! Ай! О-о! Ах!
Начинайте рассказ со слова «Однажды…» (2-3 ребёнка)
– Смогли бы вы общаться, понимать друг друга, называя только эти слова?
Б) Игра «Доскажи словечко» Ребята, давайте в игре покажем, что вы владеете речью и знаете много слов. (Дети становятся в круг. Я бросаю мяч и произношу начало слова, тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. Чтобы не забыть слова мы их зарисуем.
3. Актуализация знаний
Очень давно (в каменном веке) люди букв не знали
и слова рисовали. Попробуйте прочитать
предложение. (Приложение 1)
– Изменилось ли положение сегодня?
– Что такое речь? (работа в парах)
– Для чего она нужна?
Работа по иллюстрациям. (Больница, школа,
магазин, рыбалка) (Приложение 2)
Составьте диалог (продавец – покупатель, учитель – ученик, врач – пациент, друзья – рыбаки)
4. Работа над новым материалом
– Расскажите, что вы видите на картинках? (Приложение 3)
Речь бывает двух видов, а как она называется, вы отгадаете, рассмотрев картинки внимательно (работа в группах)
5. Работа в тетради
Составление схематического рисунка. (Приложение 4)
Весёлая минутка
Солнце глянуло в кроватку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три, четыре –
И на месте пошагать.
На носок, потом на пятку –
Все мы делаем зарядку.
6. Практическая работа по определению вида речи
А) Составьте из слов предложение и запиши. (Приложение 5)
Б) Сочини зимнюю сказку. Начни её словами: «Жил –
был в лесу… Однажды в зимнюю ночь…»
Загадки о лесных жителях (Приложение
6, 7)
7. Упражнения в стихосложении.
Придумайте свою загадку о любом животном.
– Какой речью пользовались?
Гимнастика для глаз:
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
8. Любите ли вы читать?
– Сегодня вы познакомитесь с новым произведением. Догадайтесь с каким:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это?Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка – кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице – аккуратненький нос,
Как имя её? Отвечай на вопрос.
9. Чтение отрывка «Мальвина воспитывает Буратино» (чтение про себя, жужжащее, в парах), анализ прочитанного:
– К какому предмету не было способностей у
Буратино?
– Чему решила научить его Мальвина?
– Какое предложение продиктовала девочка?
– Почему фраза называлась волшебной?
– Как вы думаете, права ли была Мальвина, когда
посадила Буратино в тёмный чулан?
– Как поступили бы вы?
– Какую речь использовали при чтении, анализе
рассказа?
10. Итог
Составьте пословицы. Объясните смысл.
Что написано пером – не поймаешь.
Слово не воробей, вылетит – не вырубишь топором.
– О какой речи говорят они?
– Что понравилось на уроке?
– Оцените работу в парах.
11. Домашнее задание (на выбор):
1 уровень – Упр. 2 стр. 10 (Спиши, ответь на вопрос)
2 уровень – Упр.4 стр. 11 (Напиши письмо)
3 уровень – Составь рассказ на тему «Мой любимый
герой книги». Напиши о нём.