Проблемы преемственности начальной и средней школы в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


С 2010 г. внесены существенные изменения в порядок организации изучения иностранного языка во всех типах общеобразовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для овладения школьниками устной речью и подготовке их к использованию иностранного языка как средства общения. В связи с этим проблема обеспечения преемственности в обучении иностранным языкам является актуальной.

В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно владеть иностранным языком к  окончанию школы – задача непростая, но осуществимая. Одним из факторов её успешного выполнения является соблюдение преемственности в обучении иностранным языкам.

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения значительно расширяется. Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование способностей самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка.

Целью обучения иностранному языку в средней школе являетсяразвитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Преемственность целей предусматривает раннее обучение иностранным языкам в системе непрерывного образования, что способствует развитию личности ребенка, его общих и языковых способностей, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе и позволяет овладеть иностранным языком как средством общения.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо решение комплекса задач:

  • Организовать общение на иностранном языке в рамках опорно-коммуникативного минимума, отражающего мир детства ребенка, в котором живет он сам и его сверстники в стране изучаемого языка. Обеспечить возможность общения, понимание собеседника и воздействие на него своей речью;
  • Увлечь детей предметом «иностранный язык» и сохранить увлеченность на протяжении всего курса обучения иностранному языку, используя игру в процессе обучения;
  • Использовать процесс обучения иностранному языку для актуализации положительных черт характера ребенка и изначально-личностных образований путем включения его в действие, в коллективную игру, и направленное на получение результата, связанного с проявлением душевной доброты, доброжелательности, милосердия и других нравственных категорий.

В соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «Иностранные языки» в содержание обучения включаются следующие компоненты:

  • Сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, коммуникативные и социальные роли;
  • Специальные (речевые) умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения и познания;
  • Лингвистические знания и формируемые с их помощью речевые (произносительные, лексические, грамматические) навыки, а также технические навыки чтения и письма;
  • Комплекс лингвострановедческих и страноведческих знаний о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
  • Общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру учебно-познавательной деятельности школьников по освоению иностранного языка и по самосовершенствованию в нем.

Основными методамипедагогической деятельности в осуществлении преемственности непрерывного обучения являются:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проблемно-поисковый;
  • исследовательско-творческий.

Методические приемы:

  • работа с игрушкой, картинкой;
  • прослушивание магнитофонной записи, просмотр видеофильмов;
  • слушание с опорой на наглядность и без нее;
  • чтение произведений на иностранном языке;
  • беседы о стране изучаемого языка, встреча с его исконными носителями или инсценировки встреч с куклами, одетыми в национальные костюмы;
  • «живые картинки», пантомима;
  • составление диаграмм, ситуативных диалогов;
  • коллаж;
  • фонетические зарядки;
  • физкультминутки.

Для выполнения дидактических функций используются средства обучения:

  • учебная литература;
  • методическая литература;
  • дидактический материал: карточки, схемы, грамматические таблицы, тесты, игры;
  • иллюстративный материал: карты, иллюстрации, фотографии;
  • ТСО: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон;
  • театральный реквизит: костюмы, декорации.

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является игра. Она дает возможность успешно решать основную задачу – обучение общению на иностранном языке посредством общения, поэтому наиболее активно используется на уроках.

Преемственность при изучении иностранного языка в начальной и средней школе  обеспечивается посредством учета внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

В начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. На первой ступени обучения формируется элементарная коммуникативная компетенция  (речевая и языковая) и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также элементарные лингвистические представления  и  общеучебные  умения. Раннее изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям, независимо от их способностей, поскольку оно – оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; – стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком.

В последние годы все более очевидной становится воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранного языка, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. Если при этом происходит постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, способа восприятия им действительности, то он начинает лучше осознавать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка. В процессе изучения нового языка ребенок приобретает такие качества как толерантность по отношению к представителям других народов, умение работать в паре, группе, коллективе, команде; любознательность и самостоятельность и др.

Но при переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:

  • большое количество новых слов;
  • при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы»);
  • данное явление ещё не изучалось на родном языке.

Традиционно трудными являются такие аспекты речевой деятельности как восприятие на слух, аналитическое чтение, письменная речь.

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней. В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Учителям известно, как трудно и им и детям переходить от одного УМК к другому. Нередки также случаи, когда вместо тех, УМК, которые специально написаны для данных условий обучения, учитель выбирает более привычные пособия. Например, в общеобразовательных школах часто используются учебники для школ с углубленным изучением языка и наоборот.

Ещё большему риску подвергается результат обучения при переходе на грамматико-переводной метод, если на начальной ступени преобладал коммуникативный подход. Коммуникативный метод сегодня является одним из самых популярных в мире. Главным приёмом коммуникативной методики является имитация ситуаций из реальной жизни, которая стимулирует у учеников желание активно высказываться. Обучение языку на коммуникативной основе предполагает активизацию слов и выражений, грамматических структур, а затем объяснение правил. Популярность коммуникативной методики объясняется тем, что люди желают сразу применять  полученные знания на практике, а не тратить много времени на глубокое изучение системы языка.

Обучение устной речи происходит на основе коммуникативных и ролевых игр, дискуссий. Учащиеся имеют опыт участия в интернет-проектах, в исследовательской деятельности. Большие возможности предоставляет использование в обучении интерактивной доски.  

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения – это наивысший труд.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Именно интерес заставляет ребенка заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны.

К моменту  окончания базовой  школы  учащиеся достигают такого  уровня коммуникативного владения иностранным языком  при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им  возможность  продолжать языковое образования, используя иностранный язык как инструмент общения и познания.  Соответственно варьируется содержание, тематика, отличаются требования к уровню владения языком.

Необходимым условием в обеспечении преемственности в обучении и развитии  является учет психологических особенностей младших школьников и подростков.

Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация в одном и том же варианте неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.