Урок обучения грамоте по теме "Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Задачи урока.

Образовательные: формировать навыки чтения слов с ь – показателем мягкости согласных звуков. Совершенствовать умение у учащихся работать с текстом.

Развивающие: развитие познавательных интересов, навыков самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы. Развитие фонематического слуха.

Воспитательные: воспитание чувств отзывчивости, сопереживания.

Формируемые УУД.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква.

Регулятивные: начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику “Букварь” Т.М.Андриановой, карточки для самостоятельной и парной работы, презентация.

Ход урока

Этапы урока. Приложение 5

1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке?
Книжка? Ручки? А тетрадки?

Теперь улыбнёмся друг другу. Желаю вам успехов, а успехи вы будете отмечать на своей “лестнице успешности”. (Приложение 3)

2. Актуализация опорных знаний.

1. (На столах у учащихся карточки гласных букв – а, я, о. у, ю, и, ы, э, е, ё).

- Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному?

(Возможны 2 варианта:

1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука.

2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.)

2. Чтение слов:

Мял мыл мел мул мёл мил мал

Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Чем обозначена мягкость?

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач. (Проблемное задание)

(Карточка с заданием у каждого на столе и выведена на интерактивную доску). Приложение 1.

- Прочитайте записку, которую мальчик оставил маме. Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких-то слов?

- Как вы научились обозначать мягкость согласных звуков? Могут ли в этом задании нам помочь гласные буквы и, ё, е, ю, я?

4. “Открытие” нового знания.

Знакомство с новой буквой.

1. (Презентация – Приложение 4)

2. Работа по букварю, стр.86

Как выглядит ь? Почему нет заглавной буквы?

- Прочитать стихотворение. Зачем мягкий знак просится в слова?

Рисунки на странице: рысь, медведь, соболь. Можем ли мы обойтись без ь?

Звуко-буквенный анализ слов: угол-уголь.

Какой звук обозначает мягкий знак?

- Нахождение места буквы “мягкий знак” на ленте букв.

Чтение слов и сравнение их написания и произношения. Уточняем значение слов.

Кон хор мел галка банка
Конь хорь мель галька банька

Физкультминутка.

Первичная проверка знаний

1.. Работа в тетради: (с.40)

Задание 1. В названии каких чисел встречаем ь?

Задание 2. Звуко-буквенный анализ слов – лось, коньки.

2. Закончить предложение:

В школе я учусь: читать, думать, дружить, …

3. Работа в парах: составит звуковую схему слов к рисункам (Приложение 2) и записать слово.

Работа с текстом.

1. Просмотреть текст. Есть ли у него название?

Из скольких частей состоит?

Есть слова с ь?

Есть ли восклицательные предложения?

2. Чтение предложения с доски: “Т-с-с-с-с!”.

Что оно обозначает? Как произносим? Озвучивание предложения и разыгрывание ситуации с применением данного предложения.

3. Первичное чтение текста:

Подходит ли рисунок к данному тексту?

Что мы называем лакомством?

О каком лакомстве идёт речь в тексте? Для кого соль является лакомством?

Кто принёс соль в лес?

Кого называют лесником?

Каким назван лесник в тексте и почему?

Что значит быть заботливым человеком?

В начале урока вы читали записку мальчика Игоря, которую он оставил для мамы. Можно ли его считать заботливым сыном?

Можете ли вы себя назвать заботливым? О ком вы заботитесь?

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Что понравилось? В чём вы были успешны? Какие трудности были?

Литература

  1. Хочу читать: для детей 5-6 лет/Егупова В.А. -М.: ЭКСМО, 2007. (Ломоносовская школа).
  2. Обучение грамоте в 1 классе по “Букварю”. Т.М.Андриановой. -М.: АСТ Астрель, 2009.