Цели урока: познакомить учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука.
Задачи урока.
Образовательные: формировать навыки чтения слов с ь – показателем мягкости согласных звуков. Совершенствовать умение у учащихся работать с текстом.
Развивающие: развитие познавательных интересов, навыков самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы. Развитие фонематического слуха.
Воспитательные: воспитание чувств отзывчивости, сопереживания.
Формируемые УУД.
Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква.
Регулятивные: начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия.
Коммуникативные:
договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику “Букварь” Т.М.Андриановой, карточки для самостоятельной и парной работы, презентация.
Ход урока
Этапы урока. Приложение 5
1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке?
Книжка? Ручки? А тетрадки?
Теперь улыбнёмся друг другу. Желаю вам успехов, а успехи вы будете отмечать на своей “лестнице успешности”. (Приложение 3)
2. Актуализация опорных знаний.
1. (На столах у учащихся карточки гласных букв – а, я, о. у, ю, и, ы, э, е, ё).
- Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному?
(Возможны 2 варианта:
1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука.
2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.)
2. Чтение слов:
Мял мыл мел мул мёл мил мал
Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Чем обозначена мягкость?
3. Определение темы урока. Постановка учебных задач. (Проблемное задание)
(Карточка с заданием у каждого на столе и выведена на интерактивную доску). Приложение 1.
- Прочитайте записку, которую мальчик оставил маме. Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких-то слов?
- Как вы научились обозначать мягкость согласных звуков? Могут ли в этом задании нам помочь гласные буквы и, ё, е, ю, я?
4. “Открытие” нового знания.
Знакомство с новой буквой.
1. (Презентация – Приложение 4)
2. Работа по букварю, стр.86
Как выглядит ь? Почему нет заглавной буквы?
- Прочитать стихотворение. Зачем мягкий знак просится в слова?
Рисунки на странице: рысь, медведь, соболь. Можем ли мы обойтись без ь?
Звуко-буквенный анализ слов: угол-уголь.
Какой звук обозначает мягкий знак?
- Нахождение места буквы “мягкий знак” на ленте букв.
Чтение слов и сравнение их написания и произношения. Уточняем значение слов.
Кон хор мел галка банка
Конь хорь мель галька банька
Физкультминутка.
Первичная проверка знаний
1.. Работа в тетради: (с.40)
Задание 1. В названии каких чисел встречаем ь?
Задание 2. Звуко-буквенный анализ слов – лось, коньки.
2. Закончить предложение:
В школе я учусь: читать, думать, дружить, …
3. Работа в парах: составит звуковую схему слов к рисункам (Приложение 2) и записать слово.
Работа с текстом.
1. Просмотреть текст. Есть ли у него название?
Из скольких частей состоит?
Есть слова с ь?
Есть ли восклицательные предложения?
2. Чтение предложения с доски: “Т-с-с-с-с!”.
Что оно обозначает? Как произносим? Озвучивание предложения и разыгрывание ситуации с применением данного предложения.
3. Первичное чтение текста:
Подходит ли рисунок к данному тексту?
Что мы называем лакомством?
О каком лакомстве идёт речь в тексте? Для кого соль является лакомством?
Кто принёс соль в лес?
Кого называют лесником?
Каким назван лесник в тексте и почему?
Что значит быть заботливым человеком?
В начале урока вы читали записку мальчика Игоря, которую он оставил для мамы. Можно ли его считать заботливым сыном?
Можете ли вы себя назвать заботливым? О ком вы заботитесь?
Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Что понравилось? В чём вы были успешны? Какие трудности были?
Литература
- Хочу читать: для детей 5-6 лет/Егупова В.А. -М.: ЭКСМО, 2007. (Ломоносовская школа).
- Обучение грамоте в 1 классе по “Букварю”. Т.М.Андриановой. -М.: АСТ Астрель, 2009.