Урок музыки по теме "В чем сила музыки В.А. Моцарта?" 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Форма урока: нетрадиционная, фронтальная.

Цели урока:  

  • осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота;
  • развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать;
  • воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся, понимания того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: творческий портрет.

Вид урока: урок-экскурсия.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, музыкальный материал – CD  МР3– фонохрестоматия музыкального материала (6 класс); CD МР3-CLASSIC;музыкальные инструменты (музыкальный центр, фортепиано, синтезатор).

Дидактическое обеспечение урока:

  • факты биографии В.А. Моцарта;
  • музыкальный материал: «Реквием», «Лакримоза», отрывок из оперы «Похищение из Сераля»;
  • ноты и текст песни «Песня о Моцарте»;- Слайды о В.А. Моцарте; фотографии В.А. Моцарта;
  • отрывок «Лакримозы» – нотная запись;
  • учебник по музыке 6 класс. Науменко Т.И. Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 159 с.

Технологии, используемые на уроке:

  • Личностно-ориентированная.
  • Технология развивающего обучения.
  • Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
  • Технология ассоциативно-образного мышления.
  • Технология использования УМК.
  • Технология ИКТ.

Методы:

  • Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.).
  • Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).
  • Метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).
  • Метод выявления жанровой принадлежности музыкального сочинения.
  • Прием вокального интонирования.
  • Метод использования ассоциаций.

Вступление

Учебная задача – осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.
Метод – погружения.
Содержание –  эвристическая беседа – факты биографии В.А. Моцарта.

Экспозиция

Учебная задача – формировать слушательскую культуру через приобщение к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Формировать информационную культуру учащихся. Через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее авторе.
Прием – «музыкальная палитра».
Содержание – Прослушивание и характеристика музыкального языка произведения В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада», «Маленькая ночная серенада»–Рондо (Аллегро). Понятия терминов – серенада, рондо.

Разработка

Учебная задача – научить вслушиваться в музыкальную ткань произведения и определять в звучании особенности музыкального языка композитора. Воспитывать устойчивый интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке.
Метод – «погружения».
Содержание – история создания «Реквиема», понятия терминов – лакримоза, реквием. Прослушивание и обсуждение произведения – «Реквием».

Реприза

Учебная задача –сформулировать собственное отношение к творческому наследию В.А.Моцарта.
Метод – соучастия.
Содержание – Прослушивание произведения «Лакримоза» и рефлексивно-оценочные суждения. Кода.
Учебная задача – освоение способа ценностно-смыслового анализа музыкального произведения;    освоение способа творчески интерпретировать имеющуюся информацию;   формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.Сделать обобщение, выводы.
Содержание – слушание «Похищение из Сераля» В.А. Моцарта. Музыкальный разбор. Исполнение песни «Песня о Моцарте» (Б.Окуджава).

«В чем сила музыки В.А. Моцарта?»

Организационный момент Слайд 1.                                                                                          

Цель урока:  осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота; развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать; воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся. Подвести к пониманию того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Вступление. Продолжительность 2-3 минуты.

Вступительное слово учителя: Прежде чем мы обратимся к нашей теме, давайте вспомним: «В чем заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека? Что заставило Снегурочку покинуть родной дом и уйти к людям?(Людские песни).
– Что привлекало ее в этих песнях? (Красота музыки)
– Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то , что в жизни?
– Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка? (Правда музыки – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)

Эвристическая беседа. Слайд 2.

Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.

Д. Шостакович.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в семье музыканта в г. Зальцбурге. Моцарту было три года, когда отец, (Слайд 3) скрипач и композитор, начал учить его играть на клавесине. С первых занятий отец был поражен способностями мальчика: он разучивал новые произведения с быстротою, какая редко доступна и зрелому музыканту. Вскоре уже весь Зальцбург знал: (Слайд 4) в доме Моцарта растет чудо-ребенок.
(Слайд 5) К 6 годам он уже прекрасно играет на клавесине, импровизирует, сочиняет, вместе с сестрой дает концерты В Зальцбурге, Мюнхене, Вене. (Слайд 6) Отец Моцарта решил показать своих талантливых детей Европе, надеясь, что их выступления принесут им славу. На протяжении нескольких лет Моцарты разъезжают по городам и странам. (Слайд 7) Чудо-дети  приводят в восторг слушателей. Вольфганг Моцарт играет все, что закажет любой слушатель, играет, когда ему закрывают клавиши тканью, фантазирует на заданную тему, называет любую ноту, взятую на клавесине.
( Слайд 8) Когда Моцарту исполнилось восемь лет, отец стал учить его композиции.
(Слайд 9) В Лондоне ему посчастливилось – его учителем стал знаменитый Иоганн Кристиан Бах, младший сын известного Себастьяна Баха, который сразу увидел, что мальчик гениален. Вольфганг много сочиняет. Произведения этого возраста показывают, что он тонко чувствовал и знал все инструменты оркестра. Интересно, что первые симфонии он написал, не дотрагиваясь до инструмента. Из Лондона Вольфганг вернулся композитором.
(Слайд 10) Когда ему исполнилось 14 лет, в Болоньи (Италия) он наравне со взрослыми  композиторами участвовал в конкурсе филармонической академии. Члены академии были в восторге от его таланта и мастерства. Единогласно его избрали академиком. Но в Зальцбурге Вольфганг Моцарт – придворный музыкант на службе у жестокого и капризного епископа. Каждое утро он должен был простаивать в передней господина вместе со слугами и ожидать распоряжений на день. Не выдержав, Моцарт подает в отставку. Тогда были созданы опера «Похищение из Сераля», одна из лучших в мировом искусстве, а вслед за ней – опера «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», много симфонической и инструментальной музыки.
(Слайд 11) Моцарт жил в постоянной нищете. Содержанием и смыслом его жизни был труд, неустанный, многодневный. Даже перед смертью, обессиленный, он старался писать музыку. За свои 35 лет он написал более 600 произведений – опер, симфоний, концертов, сонат, ансамблей, песен. Он был клавесинистом, органистом, скрипачом, дирижером, композитором. Им восхищались, ему аплодировали. В последние дни его жизни в театре с большим успехом шла его опера «Волшебная флейта»
Когда Вольфганг Моцарт умер, его тут же забыли. Не нашлось даже денег на достойные похороны: его хоронили в общей могиле для бедняков.
«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт», – этими словами заслуженно оценил музыку Моцарта А. Рубинштейн.

Экспозиция. Продолжительность 10-12 минут.

– Сегодня на уроке прозвучат отрывки из разных сочинений композитора.
(Слайд 12) В Вене во времена Моцарта  было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. (Учебник – Чтение одним учащимся (по выбору учителя) на с. 66, 68). Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Эта ночная музыка называлась серенадой.
Серенада (франц. Serenade, от итал. serenata (sereno – ясная погода, ночная прохлада) – первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной). (Запись учащимися данного термина в тетради).

– В средне-европейских странах в 17-18 вв. особенное распространение получила инструментальная серенада – род дивертисмента или сюиты для небольшого оркестра или ансамбля (Гайдн, Моцарт). К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой».

Слушание «Маленькой ночной серенады».

Характеристика музыкального языка «Маленькой ночной серенады».– Какое настроение передает «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта? Как вы думаете, почему над этой музыкой не властно время, почему ее с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена?

Последняя часть сюиты – Рондо.
(Слайд 13) Рондо – правильнее рондо (итал.roundo, франц. rondeau от rond– круг) – музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания («круговая форма»). Главная тема (называют рефреном) проводится не менее трех раз в основной тональности; эпизоды (2, иногда 3-4, реже – больше) – чаще всего в других тональностях. Рондо возникло из хороводных песен, в которых запевала исполнял разные по музыке куплеты (эпизоды), а хор подхватывал неизменный припев (рефрен).
– Послушайте Рондо. Обратите внимание на характер музыки.

Слушание последней части сюиты – Рондо (Аллегро).

Задание: Пропойте главную тему Рондо.
– Какой характер преобладает в музыке Рондо В.А. Моцарта? Для каких инструментов эта музыка написана?– Почему композитор назвал заключительную часть сюиты – Рондо?
«Маленькая ночная серенада – настоящий шедевр. Думаю, каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное», – так отозвался об этом произведении Й. Гайдн.

Разработка. Продолжительность 5-6 минут.

– Еще один фрагмент, с которым я хочу вас познакомить, – «Лакримоза» из «Реквиема» В.А. Моцарта. (Слайд 14) Реквием (лат) reguiem – покой – большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь).
– Первоначально – поминальная католическая месса. Затем – произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев.

История создания «Реквиема».

(Слайд 16) За несколько месяцев до смерти к В.А.Моцарту пришел таинственный незнакомец, который захотел остаться неизвестным, и заказал «Реквием». Заказ взволновал композитора. Получилось так, что писал он «Реквием», будучи тяжело больным. И ему казалось, что пишет он его для самого себя. Теряя силы, временами призывая на помощь всю свою волю, умирающий Моцарт торопился завершить работу, но ему так и не удалось закончить «Реквием». Его в 1791 г. Закончил ученик В.А.Моцарта Ф.Кс. Зюсмайер, который помогал композитору в работе над «Реквиемом» в последние дни его жизни. (Слайд 17)

(Чтение по учебнику одним учащимся по выбору учителя на с. 69-70) (Слайд 18)

«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней – наиглубочайший мир человеческих переживаний – растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски. (Слайд 19)

Слушание «Реквиема».(Слайд 20)

– Какие интонации звучат в «Реквиеме»?

Реприза. Продолжительность 5-7 минут.

– «Лакримоза» – самая короткая, но самая чудесная часть из «Реквиема» В.А. Моцарта. Это – кульминация всего произведения. Лакримоза (лат) lacrimosa – в переводе обозначает «слезная», «печальная».

(Запись объяснения понятия учащимися в тетрадь).
Пение «Лакримозы» вокализом.

– Попробуйте спеть вокализ, построенный на главной мелодии «Лакримозы», закрытым ртом, подчеркивая подъемы и спады интонации. (См. Приложение 1).
– Послушайте. Проследите за развитием интонации. (Слайды 21, 22)

Слушание «Лакримозы».

Вопросы и задания для обсуждения:

– Что происходит с мелодией? (Поднимается вверх и резко падает)
– Определите наиболее напряженный момент в развитии мелодии. Как он достигается? В чем изобразительное значение полутонового движения мелодии?
– Найдите интонации стона, плача. Какие инструменты исполняют в оркестре?
– Как помогает оркестр подчеркнуть возвышенную, глубокую печаль музыки?
– Какими словами можно охарактеризовать музыку «Лакримозы»?

Слова выписаны на доске (напечатаны на листе А4): мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, возвышенная, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, торжественно-величавая, светлая.

Учащиеся характеризуют музыку, подбирая точные эмоциональные термины.

Кода. Продолжительность 10-13 минут.

Музыкальный разбор отрывка из оперы «Похищение из Сераля». (Слайд 23)
Краткое изложение либретто оперы «Похищение из Сераля».
Время действия: XVI век.  Место действия: Турция.  Первое исполнение: Вена, «Бургтеатр», 16 июля 1782 года.
Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры оперы. К тому же его невесту звали так же, как героиню этой истории. «Bсe эти радости – мне доставляет удовольствие так думать – нашли отражение в музыке оперы».
В сущности, это не столько опера, сколько то, что жители тогдашней Вены называли зингшпилем, то есть веселой пьесой с музыкой. Все действие находит выражение в разговорных диалогах, и персонажи начинают петь только для того, чтобы передать чувства, редко для развития действия. А один из главных героев – Паша – и вовсе не поет, а только говорит.
Вена ХVIII века была совершенно помешана на всем турецком. Здесь бытовали турецкие костюмы, турецкие прически, рассказывались всевозможные турецкие истории и звучало много турецкой музыки, точнее той, что в Вене считали турецкой. Некоторые фортепиано того времени были оснащены всевозможными барабанчиками и колокольчиками, дабы на них можно было производить «турецкие эффекты». История создания «Похищения из сераля» и сама ее музыка – это часть этой туркомании. Мы ощущаем это в образе благородного Паши, захватившего красивую молодую испанку Констанцу и ее служанку Блондхен (что значит «маленькая блондиночка»), а также слугу молодого испанского вельможи по имени Бельмонт, но не причинившего своим пленникам никакого зла.

(Слайд 24) Слушание отрывка из оперы «Похищение из Сераля».

Вопросы и задания для обсуждения:

– Чем отличается музыкальный язык рефрена от эпизодов? Где музыка грациозная, а где звучит в характере военного марша?

Итог урока

(Слайд 25) – Наш урок мы посвятили музыке В.А. Моцарта.
– Задумайся: «Маленькая ночная серенада» и «Реквием» принадлежат перу одного композитора. Почему, по-вашему мнению, они такие разные?
(Слайд 26)      – В чем бессмертие Моцарта? О чем рассказывают его произведения?
– Как вы думаете, может ли музыка оказывать влияние на человека?  В чем ее сила?

Учитель подводит к мысли о том, что музыка отражает не только жизнь, но обогащает и облагораживает людей, наши сердца и мысли, даже если мы сами не всегда это замечаем.

Вывод:  

  • Музыка и Жизнь – взаимосвязаны. 
  • Музыка обогащает жизнь.
  • Духовно обогащает людей. 
  • Музыка меняет их судьбу. 

Музыка воспевает красоту, духовное богатство и силу самой жизни.  Значит, и каждого из нас, наши сердца и нашу мысль, даже если мы не всегда сами это замечаем. (Слайд 27)И. Тургенев говорил: «Мелодия Моцарта льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник…Моцарт подобен Рафаэлю – красота его мелодий очищает душу и поднимает ее до идеалов совершенства».

Исполнение песни «Песня о Моцарте» (сл. и муз. Б. Окуджавы). (См. Приложения 2, 3).