Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»).
В течение 10 лет своей педагогической деятельности для успешной реализации задач обучения и воспитания в своей работе на своих уроках я стараюсь придерживаться принципов системы Л.В. Занкова. Сегодня как никогда они помогают мне реализовывать системно деятельностный подход на своих уроках.
I. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
Обучение ведется на высоком уровне трудности, ибо именно в такой ситуации происходит активное восприятие учениками нового материала. Следуя принципу Л.С. Выготского, обучение строится таким образом, чтобы оно ориентировалось не на актуальный (достигнутый) уровень развития ребенка, а на «зону ближайшего развития», т.е. на тот уровень, достижение которого ожидается в ближайшем будущем. Этот принцип характерен тем, что он максимально раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление.
II. Ведущая роль теоретических знаний
Ведущая роль в обучении принадлежит теоретическим знаниям, т.е. теоретическому подходу в преподавании, при котором учащиеся должны понимать теоретические основы изучаемого предмета. При таком подходе необходимо осознание взаимосвязи и взаимозависимости законов, явлений и процессов в изучаемом предмете.
Например, в задаче № 397 (учебник математики Г.В. Дорофеев 5 класс) Вычислите сумму, используя приём Гаусса:
А) 21 + 22 + 23 + … + 30;
Б) 5 + 10 + 15 + 20 + … + 100;
В) 93 + 83 + … + 23 + 13 + 3.
III. Быстрый темп изучения материала
Этот принцип, разумеется, не означает спешки, которая ведет к поверхностной работе. Главный смысл этого принципа состоит в том, что в работе исключаются однообразные задания, направленные исключительно на отработку тех или иных навыков. Повторение и закрепление полученных знаний необходимо, но оно должно обязательно производиться с внесением каких-либо новых элементов в процесс обучения.
При отработке умений действия с десятичными или обыкновенными дробями стараюсь, чтобы задания не сводились к типичным только задачам – вычислить, например:
1) найди значение выражения (2 7/9 – 3 1/2 : 1 1/2) –
11/3 : 2 2/5 – 5/12)
2) измени в этом выражении одно из чисел так, чтобы
значение нового выражения было меньше 1/4; было
смешанным число; равнялось 0.
IV. Осознание процесса учения
Этот принцип предполагает:
- понимание школьниками цели изучения материала
- осознание школьниками закономерности, последовательности изучения материала, взаимосвязь понятий, изучаемых на уроке математики.
- осознание учащимися причин, допущенных ими ошибок и поиски способов их преодоления
- осознание места изучаемого вопроса.
При этом каждое задание имеет ближайшую или более отдаленную цель, оно всегда работает «для чего-то». Например, на математике в 5 классе, понятие наибольшего общего делителя помогает лучше понять идею сокращения дробей. Понятие наименьшего общего кратного приведения дробей к общему знаменателю; изучение координатной прямой используется при изучении положительных и отрицательных чисел и действий над ними и т.д.
V. Продвижение в развитии всех учеников
Этот принцип требует постоянного наблюдения за развитием каждого ребенка. Необходимо фиксировать достижения учеников, поощрять их продвижение в развитии и вместе с тем, помогать тем, у кого возникают трудности в учебе. Этот принцип необходимо реализовать в заданиях таким образом, чтобы при работе над тем или иным вопросом, как для сильных, так и слабых учеников нашлась бы посильная и полезная работа, которая способствовала бы их продвижению в развитии и усвоению знаний, умений и навыков. Например, в задании:
1) найди значение выражения (a + b)(a + b) при а = 3; b = 6
2) подбери такие натуральные а и
b, чтобы значение этого выражения
равнялось 64; 100; 256
3) придумай задание к выражению (a – b)(a – b)
Здесь хорошо прослеживается уровневая дифференциация, предполагающая такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся в одном и том же классе, по одной и той же программе, но на разных уровнях, соответствующих их индивидуальным возможностям, достигают определенного уровня знаний.
Реализуя принципы обучения системы Л.В.Занкова, и работая в рамках системно-деятельностного подхода, я нашла еще один эффективный способ организации познавательной учебной деятельности обучающихся – это постановка учебной задачи.
Главный смысл этого приема состоит в постановки учебной проблемы, разрешение которой состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания.
Непременным исходным условием организации учебной деятельности через постановку учебной задачи, является введение учеников в ситуацию, в которой у них возникает и формируется познавательная потребность. Ребята осознают отсутствие фактического знания или способа действий, необходимых для выполнения задания или объяснения предъявленной записи. При этом учитель побуждает обучающихся словесно выразить или охарактеризовать то знание или способ, которые им необходимы.
При постановке учебной задачи противоречие возникает между двумя положениями, между житейским представлением и научным фактом, между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Столкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение.
Для создания проблемной ситуации использую следующие приёмы:
– одновременно предъявляю противоречивые
факты, теории или точки зрения;
– сталкиваю разные мнения учеников вопросом или
практическим заданием;
– даю задание, как индикатор недостающих знаний.
Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия я управляют поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог.
Я стараюсь прогнозировать возможные ошибочные гипотезы и заготавливать контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирую проверку решающей гипотезы.
Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ребят самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять решения и находить закономерности. И что, конечно, немало важно такой подход позволяет мне на своих уроках формировать не только предметные результаты, но и метапредметные. Приведу пример технологической карты учебной задачи.
Проект учебной ситуации.
Учебный предмет | Математика |
Учебная тема | Сложение дробей с разными знаменателями |
Описание конкретной учебной ситуации | В 5 классе детям предлагается найти
значение следующих сумм: 3/25 + 7/25; 1/2 + 3/4; 29/50 + 19/25; 1/25 + 1/30 Как видно, в первой сумме знаменатели одинаковые, и такой случай детям знаком. Суммы, похожие на вторую и третью, встречались в подготовительных заданиях, так что принципиально новой является четвертая сумма. Учащимся предлагается несколько вариантов решения: 1/25 + 1/30 = 30/750 + 25/750 = …, учащиеся сами выбирают верные решения, делают выводы. Они приходят к выводу необходимости новых знаний. |
Личностные результаты | У учащихся сформируются:
Учащиеся получат возможность формирования:
|
Метапредметные результаты: регулятивные | Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
|
Метапредметные результаты: коммуникативные | Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
|
Метапредметные результаты: познавательные | Учащиеся научатся:
|
Предметные результаты | Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
|