Презентация. Слайд 1.
Туристская, студенческая, самодеятельная, авторская.… Так изменилось название песенного жанра, песен, создававшихся непрофессиональными поэтами и сочинителями мелодий. С легкой руки журналистов за их авторами закрепилось определение “бард”, заимствованное у исконных бардов – народных кельтских певцов, живших в 13 веке.
Слайд 2. (Кельтская, ирландская арфа.)
Слайд 3.
Что же представляет собой авторская песня? Что ее характеризует?
Под авторской песней понимается движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и любителей этого жанра. Существует конкретный, узкий смысл этого понятия – поэты, поющие стихи, и широкий – художественно – эстетическое мировоззрение, форма общественного сознания значительной части городской интеллигенции и служащих.
Сегодня мы с вами приоткроем некоторые страницы интересной, любимой многими книги с названием “Авторская песня”. На этих страницах мы встретимся с такими авторами – исполнителями как:
Слайд 4. (Имена.)
Ю. Визбор, Б. Окуджава, А. Якушева, Ю. Ким, С. Никитин, В. Высоцкий, О.Митяев.
Первая страница: творчество Юрия Визбора.
Слайд 5. (Фото Ю.Визбора.)
Юрий Визбор родился и жил в Москве. Окончил Московский государственный институт им. В.И. Ленина. Журналист, киносценарист, прозаик, драматург, актер, поэт, автор и исполнитель. Один из основоположников авторской песни.[2]
Так случилось, что он оказался у истоков самодеятельной песни и стал голосом поколения, заявив о себе прежде всего как романтик походной жизни, романтик дорог. Походная туристская тематика, горы стали определяющими темами песенного сочинительства Визбора до конца 50-х годов. Негромкие, лиричные, светлых и чистых тонов, иногда с ноткой грусти, но не пессимизма, с незатейливыми, легко запоминающимися мелодиями, его песни легко потеснили своих предшественниц. В его творчестве появляются песни – репортажи Особенность песен – репортажей состояла в том, что Визбор встречался со строителями, ракетчиками, моряками, лётчиками, нефтяниками, даже работал вместе с ними, делал документальные записи и сочинял песни о конкретных людях, событиях, но так, чтобы каждая песня носила какой-то обобщающий характер, могла звучать самостоятельно. Наверно, можно назвать эту работу радиожурналиста Юрия Визбора песенной летописью 60-х годов, правдивым рассказом о современниках. “Нытье – вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявлять более сложное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, моё кредо” – говорил он.)[1]
Исполнение песни “Солнышко лесное”.
Слайд 6.
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончено все, расставаться пора.
Слайд 7.
Припев:
Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?
Слайд 8.
Крылья сложили палатки – их кончен полет,
Крылья расправил искатель разлук – самолет.
И потихонечку пятится трап от крыла...
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
Слайд 9.
Припев.
Не утешайте меня – мне слова не нужны.
Мне б разыскать тот ручей у янтарной сосны.
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня.
Припев
Слайд 10.
Следующая страничка познакомит нас с Юлием Кимом.
Слайд 11. (Фото Ю.Кима.)
Родился в Москве. Советский и российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард. Окончил историко-филологический факультет МГПИ. Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым “цыганским” строем.[6]
Песни Юлия Кима сразу поднимают настроение своим добрым юмором, здоровой энергией, веселостью. Это самый веселый автор из бардов первой волны. Он привнес в песенную культуру театральность и иронию. И, наверное, он мог бы повторить вслед за “своим” Остапом Бендером: “Белеет мой парус, такой одинокий на фоне стальных кораблей”. Он действительно, словно небольшой, но на редкость маневренный катерок, с легкостью перемещается по акватории различных культурных контекстов, часто и с удовольствием занимаясь цитированием и ссылками на самых разных “коллег” по поэтическому цеху. Очень точно написал Лев Аннинский в своей книге “Барды”: “Ким вживается во все, пересмеивает всех, одушевляет все и вся независимо от качеств, параметров и “прописки”.[3]
Слушание Ю.Ким “Фантастика – романтика”.
Бесспорным лидером до середины 60х был Булат Окуджава.
Слайд 12. (Фото Б.Окуджавы.)
Родился и жил в Москве. Окончил Тбилисский государственный университет. Писатель, поэт, прозаик, сценарист. Член Союза писателей СССР. Автор нескольких поэтических сборников, биографических и исторических романов, повестей, рассказов. Песни писал с 1946 г.[2]
Мир его лирики несколько иной – его герой также уходит от унылой картины современной ему жизни, но не в горы или тайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое. Предметом этой романтизации могут быть и XIX век, пушкинское время с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами и начало века, чьи герои – "господа юнкера", оставшиеся на полях германской войны; и времена гражданской войны с их героиней – “комсомольской богиней”. Окуджаву привлекают исторические, литературные сюжеты и образы; он один из первых в те годы почувствовал возможность такого обращения к прошлому (более всего к пушкинской эпохе), позволявшего сказать намеком о том, что не могло прозвучать открытым текстом. Какой бы темы ни касался поэт, на первом месте для него стоят извечные, простые, не отмеченные никакой идеологией, человеческие истины.[4]
Слушание “Музыкант”, исполняют это произведение Татьяна и Сергей Никитины, чье творчество тоже относится к авторской песне.
Слайд 13.
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Слайд 14.
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Слайд 15.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Слайд 16.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
Какими мудрыми словами заканчивается песня: А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она.
Слайд 17.
В Москве в 2002 году был открыт на Арбате памятник Окуджаве, воссоздающий кусочек старого дворика на Арбате. Две арки, стол, скамейки, и, как будто, среди прохожих прогуливается по Арбату Булат Окуджава.
Следующая представительница бардовского течения – Ада Якушева.
Слайд 18.
Радиожурналист. Окончила факультет русского языка и литературы МГПИ им. В.И. Ленина. Член Союза журналистов СССР. Писала песни на свои стихи.[2]
Главная тема ее песен – “он” и “она” – вечная, нестареющая. Особенностью ее песен является сила, беззаветность и постоянство чувства, которые вызывают в памяти те народные любовные песни, где женщина готова отдать жизнь за встречу с милым. Любовь счастливая, любовь несчастная, ожидание любимого, мысли о любимом, гордость за него, тревога, горе неразделенного чувства, свет взаимности – словом, все оттенки и грани того мира, где два полюса – “он” и “она”:
Ты – мое дыхание,
Утро мое ты раннее,
Ты и солнце жгучее, и дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею.
По такому случаю ты подожди…[3]
Одну из песен А. Якушевой мы тоже исполним “Вечер бродит”.
Слайд 19.
Вечер бродит по лесным дорожкам.
Ты ведь тоже любишь вечера,
Подожди, постой еще немножко,
Посидим с товарищами у костра.
Слайд 20.
Вслед за песней позовут ребята
В неизвестные еще края,
И тогда над крыльями заката
Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя.
Слайд 21.
Вижу целый мир в глазах тревожных
В этот час на берегу крутом
Не смотри ты так неосторожно –
Я могу подумать что-нибудь не то.
Этого человека представлять не надо. Его творчество знают все. Владимир Высоцкий.
Слайд 22.
Родился и жил в Москве. Окончил Школу – студию при Московском художественном академическом театре им. М, Горького. Актер театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР. Писал песни с 1950 г. на свои стихи.[2]
Песни его расходились в записях по всей стране и далеко за её пределами. Люди переписывали их, запоминали несложные мелодии и пели под гитару у костров, на студенческих вечеринках. Объяснение всенародной любви к песенному творчеству Владимира Высоцкого содержится в словах Аллы Демидовой, актрисы Театра на Таганке, которая говорила, что в его творчестве каждый узнавал себя. Он жил в своем времени, чувствовал его, пел о нем. Песни Высоцкого – это была сама жизнь. Высоцкий не раз говорил, что во всем ему хочется дойти до исчерпывающей полноты, раскрыть весь смысл, затронуть все стороны жизни. Поэтому тематика его песен разнообразна. В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Вот это все вместе, тут трудно подобрать одно слово, это поэтичное и в тоже время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными.[5]
Слушание В.Высоцкий “Парус”.
Слайд 23, 24.
На второй куплет.
Слайд 25.
Слайд 26.
Говоря об авторской песне нельзя не упомянуть о том, что мы с вами тоже причастны к этому явлению тем, что в Кировской области ежегодно проходит Всероссийский фестиваль авторской песни “Гринландия”, названный в честь писателя Александра Грина.
Слайд 27.
В июне в Бошарово собираются авторы – исполнители, любители авторской песни.
А закончим нашу встречу мы сегодня песней Олега Митяева “Изгиб гитары желтой”. (Исполнение.)
Слайд 28.
Слайд 29.
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба – большой и звездноснежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Слайд 30.
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Слайд 31.
И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись, –
Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
Слайд 32.
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба – большой и звездноснежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Список использованной литературы
- Андреев Ю.А.. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991.
- Дуганова Л.П. Вокально-хоровой практикум в курсовой подготовке педагогических кадров по музыке: Методические рекомендации/МНО РСФСР. ЦИУУ. – М., 1990.
- Некрасов Е. Шесть вечных струн. М., 1990.
- Новиков В.И. Авторская песня: М., 1997.
- Шипов Р. Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни М.,1989.
- Интернетресурсы.
www.c-cafe.ru/days/bio/59/kim.php
vizbor.ru
www.bokudjava.ru
ru.wikipedia.org/wiki/