Сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольного учрежденияганизации

Разделы: Работа с родителями


В настоящее время, в условиях, проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности инвалиды, – наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства [1; 4].

Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, – все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений [2; 24].

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и них ложится основная ответственность за его развитие. Необходимым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи, поэтому задача специалистов обучить родителей способам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.
Общеизвестно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л. С. Выготский, 1983). В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Этим и определяется необходимость привлечения родителей к участию в коррекционно-развивающей работе.

Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с отклонениями в витии к себе и миру, что требует от взрослых, как активных «строителей» этих отношений, целенаправленных и осознанных усилий. Наука и практика показывают, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в дошкольном учреждении само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное взаимодействие педагогов с близкими ребенку взрослыми, позиции которых в отношении к ребенку должны быть скорректированы, а сами они обучены адекватным способам коммуникации и осведомлены о возможностях развития ребенка и о способах их активизации.

В работе с родителями применяются как групповые, так индивидуальные формы работы. Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы. Привлечение в качестве выступающих врачей, дефектологов, социальных работников, ученых и практиков повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Место и время проведения собрания должно быть четко определено, например, последняя пятница каждого месяца. А тематика собраний, согласованная со всеми специалистами дошкольного учреждения, должна быть вывешена на стенде, посвященном работе с родителями.

Собрания для родителей дошкольников всех возрастных групп Целесообразно проводить 2-3 раза в год, обычно же собрания  проводятся по возрастным параллелям: для родителей детей раннего возраста, для родителей, воспитывающих младших дошкольников, для родителей старших дошкольников. Кроме того, в начале учебного года рекомендуется проводить собрание для родителей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с общей Организацией коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении, с ролью родителей в воспитании ребенка с Отклонениями в развитии, с приемами активизации познавательной деятельности детей в их повседневном общении с родителями.

Каждое родительское собрание необходимо завершать подведением его итогов и конкретными рекомендациями, которые понятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их родительской подготовки, и реально ими выполнимы.

Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы собраний:

  1. Закономерности психической жизни детей первого, второго Н третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.
  2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.
  3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.
  4. Игрушка как средство психического развития ребенка.
  5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.
  6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.
  7. Развитие движений у детей раннего возраста.
  8. Воспитание познавательной активности у детей раннего возраста в процессе действий с предметами.
  9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в активизации речевого общения ребенка.
  10. Что и как читать маленькому ребенку.
  11. Ребенок и музыка.
  12. Маленький художник.

Для родителей, чьи дети находятся на следующем возрастном этапе, можно предложить такие темы собраний:

1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.
2.Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр.
3. Свойства и качества предметов, окружающих детей в повседневной жизни. Роль родителей и других членов семьи в расширении представлений детей о свойствах и качествах предметов.
4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.
5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родите лей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.
6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.
7. Прогулки с детьми как средство общения и развития их представлений об окружающем мире.
8. Роль закаливающих мероприятий в воспитании ребенка. Мер" профилактики простудных заболеваний.
9. Проблема левшества у детей.
10. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствам семейного воспитания.
11. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.
12. Изобразительное искусство и его роль в коррекции отклонений в развитии ребенка.

Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы родительских собраний:

    1. Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
    2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности место участия в ней родителей и членов семьи.
    3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в процессе овладения звуковой культурой речи.
    4. Развивающие игры и их место в семейном досуге.
    5. Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.
    6. Профилактика детских неврозов.
    7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.
    8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ребенком друзей и подруг.
    9. Домашний театр как средство организации семейного досуга.
    10. Нравственность и безнравственность. Как помогать ребенку находить грани между «белым» и «черным».
    11. Обязанности ребенка-дошкольника по дому.
    12. Подготовка ребенка к школе.

На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, сопровождая их комментариями специалистов, приводить конкретные примеры из жизни детей группы. При этом нужно помнить, что сотрудник дошкольного учреждения может похвалить того или иного ребенка, но отрицательный факт сообщается всегда без указания фамилии ребенка и реальных участников события.

Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.

Индивидуальное консультирование предполагает:

  • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
  • анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;
  • индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).

Важным условием работы с родителями, дети которых имеют задержку психического развития, является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на форму обучения, соответствующую уровню развития ребенка.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги; «Школа молодого родителя» и другие.

Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями развития пространственных представлений детей во время прогулок, им рассказывают о том, как направить всю семейную жизнь на активизацию познавательной деятельности детей.

Родительские тренинги предназначены для наиболее подготовленных родителей, для тех из них, кто понимает, что помочь ребенку можно только в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги могут иметь форму контакт-группы, группы психодрамы, арт-терапии, тренинга личностного роста и т. д.

«Школа молодого родителя» сочетает в себе все вышеназванные аспекты и в целом направлена на повышение родительской компетентности и социально-педагогической грамотности членов семей, дети из которых посещают специализированное дошкольное учреждение.

При всем разнообразии форм проведения этой работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения мероприятий; целевое их планирование; при определении тематики учет родительских запросов; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия; наличие конкретного исполнителя (специалиста), ответственного за проведение мероприятий[3;86-90].

Литература

  1. Анташева Ю.А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья//Справочник классного руководителя № 12, 2013.
  2. Клепицин С. О законодательной деятельности и инициативах депутатов Законодательного собрания Пермского края по обеспечению прав детей с инвалидностью//Сфера Детства № 2(24), 2013.
  3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.