Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цели урока:
- Образовательные: изучить квадратичную функцию, её свойства и график, научиться находить координаты вершины параболы, ось симметрии параболы, научиться строить график квадратичной функции y = ax2 + bx + c;
- Развивающие: способствовать развитию представлений учащихся об особенностях заданий по данной теме, предлагаемых на экзамене по математике в новой форме в 9-м классе, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания;
- Воспитательные: воспитывать умение слушать, анализировать, соблюдать единые требования к оформлению решений, содействовать формированию познавательного интереса к математике.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карты с опорным конспектом по теме.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
2. Актуализация знаний
Повторение изученного (фронтальная работа):
– Как построить график функции y = f(x
+ l), если известен график функции y = f(x)?
– Как построить график функции y = f(x)
+ m, если известен график функции y = f(x)?
– Как построить график функции y = f(x
+ l) + m, если известен график функции y = f(x)?
– Какой трёхчлен называется квадратным?
– В чём состоит метод выделения полного квадрата
из квадратного трёхчлена?
– Выделите полный квадрат применительно к
трёхчлену x2 – 4x + 5.
Ответ: x2 – 4x + 5 = (x2 – 4x + 4) + 1 = (x – 2)2 + 1. (Один ученик решает у доски).
Учитель: Ребята, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься?
Учащиеся: Исследованием и построением графиков функций, исследованием их свойств.
Учитель: Действительно, сегодня на уроке мы будем заниматься графиком так называемой квадратичной функции, её свойствами.
3. Объяснение нового материала
(У учащихся на столах карты с опорным конспектом по данной теме).
Итак, рассмотрим многочлен y = ax2
+ bx + c, где a, b, c –
коэффициенты, причём a ? 0. Такой многочлен
называется квадратным трёхчленом, a –
старший коэффициент. Квадратный трехчлен не
обязательно может состоять из трёх слагаемых.
Например, 5x2 – 3x – квадратный
трехчлен, у которого a = 5, b = – 3, c = 0.
Функция y = ax2 + bx + c, где a,
b, c – некоторые произвольные числа,
причём a ? 0, называется квадратичной функцией.
Как вы думаете, почему она так называется?
Учащиеся: Возможно потому что x в квадрате.
Учитель: Да, потому что старший член
трехчлена содержит переменную x в
квадрате.
– Как вы считаете, что будет являться графиком
квадратичной функции?
Учащиеся: Графиком квадратичной функции является парабола.
Учитель: Да, вы совершенно правы. Это
парабола, которая получается из параболы y = x2
параллельным переносом. Ветви параболы y = ax2
+ bx + c будут направлены вверх, если a
> 0, и вниз, если a < 0.
Осью симметрии параболы y = ax2 + bx
+ c является прямая x = – b/2a,
координаты вершины параболы вычисляются по
следующим формулам: x0 = – b/2a, y0
= f(x0).
Учитель: Итак, используя раннее полученные знания и знания, полученные сегодня на уроке, мы сможем построить график любой квадратичной функции. Построить график функции y = 3x2 – 6x + 1.
Задание №1. Построить график функции y = 3x2 – 6x + 1.
Ученики: (один ученик выполняет у доски, остальные на своих местах).
График функции y = 3x2 – 6x
+ 1 – парабола, ветви которой направлены вверх,
т.к. a = 3 > 0.
Найдем координаты вершины параболы: x0
= – b/2a, x0 = 1, y0 = f(x0),
y0 = f(1) = 3 • 12 – 6 • 1 + 1 = – 2. Значит,
вершина параболы имеет координаты (1; – 2).
Ось симметрии параболы – прямая x= 1.
Построим несколько дополнительных точек,
симметричных друг другу относительно оси
параболы:
x | 0 | 2 | –1 | 3 |
y | 1 | 1 | 10 | 10 |
Соединим полученные точки плавной линией, получим график данной функции.
Учитель: Итак, график функции построен. По сути мы построили график функции, используя правило построения графика квадратичной функции, которое называется алгоритмом построения параболы y = ax2 + bx + c. Давайте рассмотрим его. Учебник алгебры стр: 125. (работа с учебником).
Учитель: Итак, ребята, как вы считаете, мы строили график функции y = 3x2 – 6x + 1 так, как это прописано в алгоритме или нет?
Учащиеся: Да.
Учитель: Абсолютно верно, мы использовали при построении графика функции именно этот алгоритм. И в будущем будем пользоваться им. Следующее задание: прочитайте график функции y = 3x2 – 6x + 1, т.е. перечислите по графику свойства функции y = 3x2 – 6x + 1.
Учащиеся: по одному читают свойства
функции по построенному графику:
– область определения функции;
– область значений функции;
– промежутки возрастания и убывания функции;
– наименьшее и наибольшее значения функции;
– наибольшее и наименьшее значения функции на
отрезке: [0;3].
– и др.
4. Закрепление изученного материала при решении упражнений из задачника: № 22.1 (а,б), № 22.2 (а,б), № 22.5 (а,б), № 22.7 (б). (Коллективная работа).
5. Физкультминутка
6. Проверочная работа по изученному материалу:
Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание №1 Какая из данных функций является квадратичной:
|
Задание №1 Какая из данных функций является квадратичной:
|
Задание №2 Укажите коэффициенты a, b и c квадратичной функции:
|
Задание №2 Укажите коэффициенты a, b и c квадратичной функции:
|
Задание №3 Составьте квадратный трёхчлен y = ax2 + bx + c, у которого a = 2, b = – 1, c = 4. |
Задание №3 Составьте квадратный трёхчлен y = ax2 + bx + c, у которого a = – 1, b = 7, c = 0. |
Задание №4 Найдите
координаты вершины параболы. Напишите уравнение
оси симметрии параболы: |
Задание №4 Найдите
координаты вершины параболы. Напишите уравнение
оси симметрии параболы: |
Задание №5 Постройте график функции: y = – 3x2 – 6x + 2. |
Задание №5 Постройте график функции: y = 4x2 + 8x – 1. |
7. Взаимоконтроль в парах (ответы на экране)
Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание №1 а) |
Задание №1 б) |
Задание №2 Укажите коэффициенты a, b и c квадратичной функции:
|
Задание №2 Укажите коэффициенты a, b и c квадратичной функции:
|
Задание №3 2x2 – x + 4. |
Задание №3 – x2 + 7x. |
Задание №4 Вершина
параболы: (– 1; 5); |
Задание №4 Вершина
параболы: (– 1; – 5); |
Задание №5 |
Задание №5 |
Учитель: Критерии оценивания вы видите на экране:
Оценка «5» – за верно выполненные пять заданий;
Оценка «4» – за верно выполненные любые четыре задания;
Оценка «3» – за верно выполненные любые три задания;
Оценка «2» – в любом другом случае.
Учащиеся: проверяют друг у друга работы, выставляют предварительные оценки. Учитель собирает тетради на проверку.
Учитель: Итак, что вы сегодня узнали на уроке нового? Где вы сможете применить эти знания?
Учащиеся: отвечают на поставленные учителем вопросы.
8. Домашнее задание
§22 с.120-126, опорный конспект, № 22.5 (в,г), № 22.6 (в, г);
проект-исследование: на примере какой – нибудь
конкретной квадратичной функции составить
проект: построение графика функции и
исследование её свойств (в качестве примера
квадратичной функции использовать № 22.7, №22.8).
9. Рефлексия
Учитель: Ребята, используя рефлексивный экран, каждый из вас, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем уроке, дополнив понравившиеся вам фразы своими мыслями.
У детей на столах отпечатаны карточки в виде
парабол с фразами, они заполняют их и прикрепляют
на доске в прямоугольной системе координат.
Ребята записывают на своих карточках, некоторые
из них читают, что у них получилось, а затем все
прикрепляют свои параболы магнитиками к доске.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Учитель: Спасибо за урок!
Использованные материалы и интернет-ресурсы.
- Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович. – 15-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.
- Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А.Г. Мордкович. и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. – 15-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8-го класса. – М.: Илекса, 2005.
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл.– М.: Просвещение, 2007.
- Кочагина М.Н. Математика: 9 класс: Подготовка к «малому ЕГЭ»– М.: Эксмо, 2007.
- Материалы газеты «Первое сентября», 2008-2013гг.
- https://urok.1sept.ru/.