В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. В ФГОС красной нитью проходит переход от простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к развитию способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование универсальных учебных действий, ключевых образовательных компетенций учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Большая роль при этом отводится естественнонаучным дисциплинам. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике такие педагогические технологии как исследовательские, проектные, информационные, кооперативно-групповые и другие, которые позволяют учителю перейти на качественно новый уровень работы, направленный на достижение основных результатов обучения и воспитания. При системно-деятельностном подходе к обучению у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной деятельности создаёт ситуацию выбора для ученика. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Китайская народная мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.
В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения – развитие личности ребенка на основе УУД.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы.
Одной из приоритетных задач информатики можно считать развитие алгоритмического мышления учащихся, а так же формирование умений работать в среде типовых прикладных программ. Это подразумевает то, что учащиеся знают и умеют применять на практике общие приемы работы с компьютером, вне зависимости от того, каким программным продуктом они пользуются. В практике обучения учитель использует различные методы и способы донесения как теоретической, так и практической информации до учащегося.
Отмечу лишь некоторые из методов:
- словесные;
- наглядные;
- демонстрационные;
- алгоритмические.
На занятиях большую часть учебного времени уделяется освоению различных программных продуктов. Поскольку на современном этапе наиболее актуален деятельностный подход, то и в качестве метода обучения выбираю демонстрационный метод. На каждом уроке применяются все вышеназванные методы, однако основной упор сделан на демонстрацию и самостоятельную работу учащихся. В итоге, учащиеся в полной мере, а главное за короткий срок, овладевают значительным объемом знаний, умений и навыков в работе с конкретными программными продуктами.
Активизировать ученика как субъекта деятельности, позволяет использование учебных практик на уроке, которые направлены на комплексное развитие компетенций: ценностно-смысловая; образовательная, учебная познавательная; информационно-коммуникативная.
В своей педагогической деятельности на уроках использую различные виды практической работы.
По направлению учебной деятельности учащихся:
– обучающая практическая работа, используется
для изучения нового материала или освоения новых
компьютерных технологий;
– закрепляющая практическая работа, призвана
закрепить имеющиеся у учеников практические
умения в работе с ИКТ;
– контролирующая практическая работа,
позволяющая продемонстрировать учащимся
сформированные умения, учителю оценить их
уровень.
По организации практические работы могут быть:
– индивидуальные, где учитель выступает в роли
консультанта, тьютора;
– групповая работа, развивает у учащихся
коммуникативные способности, толерантность,
умение работать в команде. Роль консультанта
исполняет ученик с повышенным уровнем
подготовки и мотивации;
– фронтальная работа;
– коллективные работы.
Проводя на уроках учебные практики использую
различные формы их организации.
Традиционные:
– практикумы по решению задач, эта форма,
позволяет сформировать и закрепить у учеников
умение решать задачи по различным темам курса,
помогает подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ;
– лабораторные работы, это самая
распространенная форма, все ученики
одновременно работают на своих рабочих местах с
соответствующими программными средствами. Роль
учителя – оперативная оказание помощи;
–эксперименты, это работа направлена на
установление ранее неизвестного факта
практическим путём.
Нетрадиционные:
– проекты;
– виртуальная экскурсия;
– творческая работа.
На уроках информатики также можно использовать различные приемы для мотивации обучения.
Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.
Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Что же позволяет достичь деятельностный подход?
- Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
- Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.
- Перейти на другой тип отношений между субъектами образовательного процесса. Этот тип отношений можно назвать кооперационным.
Деятельностный подход, существовавший и прежде в несколько другой форме выражения, актуализируется сейчас и акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Урок, основанный на принципах системно-деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.