Девиз урока: «Всё познаётся в сравнении».
Цель урока: обобщение и развитие знаний о кислотах как об одном из классов неорганических соединений.
Задачи:
- дидактическая: способствовать усвоению учащимися понятия «кислоты», состава кислот, их названия и классификации;
- развивающая: способствовать развитию у школьников интереса к предмету химии, развивать умения выделять главное, делать выводы, правильно излагать свои мысли, развивать внимание, память, мышление, творческие способности;
- воспитательная: воспитывать коммуникабельность, ответственность за выполненную работу.
В результате учащиеся должны:
- знать: понятие «кислота», формулы кислот, общую формулу кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы;
- уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты, определять кислоту с помощью индикаторов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: растворы серной, соляной, азотной, уксусной кислот; индикаторы. Кристаллические кислоты (аскорбиновая, лимонная, борная, фосфорная). Пробирки. Фрукты. Упаковка кефира. Сосуд с кислородом. Фосфор. Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». Термометр.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Приветствие. На доске записана тема урока, его девиз и план:
- Демонстрационный опыт (сжигание фосфора).
- Классификация кислот.
- Кислоты как самостоятельный класс неорганических веществ. Определение, существенные признаки состава и названия кислот.
- Физические свойства кислот. Определение растворимости кислот по таблице «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».
- Валентность кислотных остатков. Составление структурных формул кислот.
- Сообщения о некоторых представителях кислот.
- Техника безопасности при работе с кислотами. Лабораторный опыт по определению кислот.
- Практическое значение кислот.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
– Какие вещества называются гидроксидами?
– Дайте определение оксидам, основаниям, их
классификации. Как отличить известковую воду от
других растворов?
– По составу определите принадлежность вещества
к определённому классу соединений: CO2, HCl, P2O5,
CuO, Ca(OH)2, H2SO4, CuSO4, SO3,
Mg(OH)2, Fe2O3, H3PO4.
– Перед вами набор из фруктов, упаковка кефира.
Какой вкус они имеют?
– Почему они кислые на вкус?
– Какие кислоты вам известны?
– Можете ли вы что-либо рассказать о
распространении кислот в природе?
– Какие кислоты используются в качестве пищевых
добавок?
III. Изучение нового материала
1. Демонстрационный опыт: сжигание фосфора в
кислороде воздуха с последующим растворением
продукта сгорания в воде и испытание раствора
индикатором.
2. Рассмотрим классификацию кислот по рисунку 64
из учебника. Какие бывают кислоты? Рассмотрим
соответствие «оксид» – «гидроксид»: SO2 – H2SO3,
SO3 – H2SO4, N2O5 – HNO3.
3. Какие существенные признаки кислот по составу?
Их общая формула – НnAn.
4. Демонстрация жидких и твёрдых кислот. Говорю о
газообразных кислотах. Слова «кислота» и «кислый»
имеют одинаковый корень. По таблице
растворимости определяем растворимость кислот.
5. Вспомним что такое «валентность». Определение
валентности кислотных остатков. Составление
структурных формул кислот. Названия кислот по
таблице учебника на странице 141.
6. Свойства некоторых кислот. Заслушивание
сообщений о серной, соляной, уксусной кислотах.
Правило разбавления серной кислоты
(демонстрация): сначала вода, потом кислота; иначе
случится большая беда.
7. Какие правила необходимо соблюдать при работе
с кислотами? Техника безопасности. Выполнение
лабораторного опыта по распознаванию воды,
кислоты, щёлочи.
8. Проводим беседу с учащимися о нахождении
кислот в природе и их практическом значении.
IV. Закрепление
Ответить на вопросы 1 – 3 на странице 142 учебника.
V. Домашнее задание: параграф 32, упр.4 (б. г) на странице 142. Творческие задания по группам – составить проекты:
1) изобразите в виде рисунка правила работы с
кислотами и щелочами, подготовьте вопросы к
рисунку;
2) составьте схему загрязнения атмосферы
кислотными дождями и предложите пути его
устранения;
3) составьте презентацию по теме «Области
применения кислот»;
4) напишите рассказ, стихотворение по теме
«Кислоты в природе и жизни человека».
VI. Рефлексия
– Что для вас было знакомо?
– Что вы узнали нового?
– Что для вас было непонятным?
– Где вы сможете применить полученные знания?