Цели:
- Познакомить с парными согласными д – т.
- Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова и в середине перед глухим согласным произносятся одинаково глухо.
- Познакомить со способом проверки парных согласных.
Формирование УУД.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
- формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в паре, в группе.
Регулятивные УУД:
- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: карточки с печатными буквами д, т (на доску); картинка «звуковичок» у каждого ученика; схема –«звуковичок» на доске; фишки для обозначения звуков (красного, синего, зелёного цвета) у каждого ученика и для работы у доски;
иллюстрации: дуб, дятел, дом, диван, дикобраз, дорога, дыня, дверь; два детских рисунка с изображением города и карточки на доску: ГОРОД, ГОРОТ.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
– Кто готов слушать?
– Кто готов вспоминать?
– Кто готов рассуждать?
– Кто готов новые знания открывать?
II. Актуализация знаний.
1) – С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (С буквой д).
– Расскажите, что узнали про букву д. (Буква д обозначает согласные звуки [д] – [д’]. Согласный [д] звонкий твёрдый. Согласный [д’] звонкий, мягкий).
– Раскрасьте схему-«звуковичок». (Один ученик у доски к большой схеме прикрепляет шапочку-колокольчик, синий и зелёный башмачки).
– Что мы сейчас делали? (Дали характеристику звукам, которые обозначает буква д).
2) – Применим наши знания на практике, поработаем в парах. Приготовьте фишки для обозначения звуков. Я буду показывать иллюстрации с изображением предметов. Произнесите слово, название этого предмета, послушайте и определите звуки [д], [д’], положите на стол нужную фишку.
Картинки: дуб, дятел, дом, диван, дикобраз, дорога, дыня, дверь. (Вывешиваются на доску).
– Проверка. (Ученик произносит слово, выделяет звук [д] или [д’], прикрепляет под иллюстрацией синюю или зелёную фишку).
– Оцените свою работу в парах. Поднимите руку, кто доволен работой. У кого возникли трудности в совместной работе? В чём причина? Как исправить?
3) – В какой части произнесённых слов находятся звуки [д], [д’]?
– Назовите слова, чтобы звуки [д], [д’] были в середине слова. (Одуванчик, одежда, подушка, одеяло, сковорода, подарок, радуга и др.)
Физкультминутка.
4) Работа в прописи (Ч. 4, стр. 16).
а) – Рассмотрите иллюстрацию, составьте предложения о том, что видите.
– Почему к этому уроку художник нарисовал такую иллюстрацию? (Называя изображённые предметы слышим звуки [д], [д’]).
– Выполним штриховку.
б) – Прочитаем слова под картинкой.
– Почему все слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей).
– Какое слово лишнее? Почему? (Раиса т.к. в этом имени нет буквы д).
– Составим и запишем предложения о каждом ребёнке. (С комментированием).
– Что общего в предложениях? (Все начинаются с предлога у).
– Что такое предлог?
– Для чего нужен предлог?
– Как предлоги пишутся с другими словами?
Физкультминутка для рук.
III. Введение в тему. Постановка проблемы.
1) – Посмотрите, что я вам принесла. (На доску прикрепляются детские рисунки с изображением города). Эти рисунки нарисовали Вова Зайцев и Петя Колесников. Мальчики подписали свои рисунки, Петя написал ГОРОД, а Вова – ГОРОТ.
– Какой вопрос у вас возникает? (Кто из мальчиков прав?)
– Какую проблему мы должны решить на уроке и что узнать? (Когда пишется буква д, а когда буква т).
2) – Определите тему урока.
3) – Давайте составим план сегодняшнего урока.
Составление примерного плана урока.
- Чтение слогов и слов.
- Наблюдение над произношением слов в написании которых есть буквы д, т.
- Письмо слов с буквами д, т.
- Графическое обозначение опасных мест в словах.
- Чтение предложений и текстов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
IV. Работа над темой. Открытие нового знания.
1) Работа в «Букваре» (стр. 92). Чтение двух последних строчек слогов.
– Что можно сказать о произношении слогов?
– Произнесите ещё раз слоги, понаблюдайте за произношением звуков [д], [т].
– Что можно сказать о звуках [д], [т]? (Парные согласные).
2) Работа в «Букваре» (стр. 94).
– Рассмотрите слова на левой страничке. На что обратили внимание? (Почти во всех словах голубым цветом выделены буквы д, т).
– Прочитаем первую пару слов так, как написано т.е. орфографически. ([плот], [плод])
– Теперь прочитаем эти слова так, как произносим.([плот], [плот])
– Что заметили? (Написание не совпадает с произношением).
– Прочитаем следующую пару слов так, как написано т.е. орфографически. ([род], [рот])
– Теперь прочитаем эти слова так, как произносим.
– Что заметили? (Написание не совпадает с произношением).
– Какой вывод сейчас можно сделать, в каком случае не совпадает написание и произношение звонкого согласного [д]? (Если звук [д] стоит в конце слова, то написание и произношение не совпадают. Звонкий согласный [д] стоит в слабой позиции).
– Что происходит со звонким звуком [д]? (Оглушение).
– Можно сказать, что это опасное место в слове?
– Дальше будем читать слова с парным согласным на конце слова отмечая графически опасное место. (Проводится аналогичная работа читая слова орфографически и орфоэпически).
– В какой части слова ещё выделены голубым цветом буквы д, т? (В середине слова).
– Прочитаем эти слова сначала орфографически. (лодка, кадка, палатка)
– Теперь орфоэпически, т.е. так, как произносим.
– Что заметили? (Буква д стоит в середине слова, написание и произношение не совпадает).
– Поработаем с карандашом. Подчеркните парные согласные в середине слова.
– А теперь отметьте букву, которая стоит после парной согласной. Что заметили? (Во всех словах после парных согласных д – т стоит буква к. Она обозначает глухой согласный звук).
– Давайте подведём итог, что выяснили?
Вывод: Мы выяснили, что если буква д стоит в конце слова или в середине перед глухим согласным, то происходит оглушение и произносится звук [т]. Написание и произношение не совпадает. Это слабая позиция.
– Подберём к словам лодка, кадка, палатка однокоренные слова, назовём ласково. (Лодочка, кадочка, палаточка).
– Произнесите эти слова и понаблюдайте, какие звуки слышим после парных согласных д – т. (Слышим гласные звуки).
– Можно ли сказать [лоточка] или [каточка]? Почему нельзя?
– Гласный звук помогает чётко произнести парные согласные [д] – [т]. Теперь парные согласные [д] – [т] стоят в сильной позиции.
– Как называются такие слова? (Проверочные).
V. Применение нового знания.
1) Прочитаем оставшиеся слова. Сначала будем читать, как написано, орфографически, потом, как произносим – орфоэпически, затем подберём проверочные слова. ([лошаДка], [лашаТка], [лошаДОчка], [лошаДИный]).
2) – Вернёмся к вопросу, кто из мальчиков правильно подписал свой рисунок. Поработаем в группах. Напомним правила работы в группах.
- работать дружно;
- слушать, что говорят другие;
- обсуждать, но не мешать работать.
Учитель даёт инструкцию: каждая группа получает карточку с недописанным словом город. Порассуждайте, какую букву надо написать, допишите нужную букву и докажите, что вы правильно написали слово город.
– Проверим работу в группах.
– Кто из мальчиков правильно подписал рисунок? (Петя).
– Давайте уберём слово в написании которого допущена ошибка. Что вы посоветуете Вове?
3) Работа в прописи (стр. 17).
4) Работа в «Букваре» чтение и работа над текстом Л. Толстого «Мыши» (стр. 95).
VI. Итог.
– Вспомните тему урока.
– Какую проблему решали на уроке?
– Что нового узнали?
– Что понравилось?
– Оцените свою работу. (Дети показывают смайлик – настроение).