Урок русского языка по программе "Школа-2100". Тема: "Парные согласные д-т". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Познакомить с парными согласными д – т.
  2. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова и в середине перед глухим согласным произносятся одинаково глухо.
  3. Познакомить со способом проверки парных согласных.

Формирование УУД.

Познавательные УУД:

  1. формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
  2. формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
  3. формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

  1. формируем умение слушать и понимать других;
  2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  4. формируем умение работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД:

  1. формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  2. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  3. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

  1. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: карточки с печатными буквами д, т (на доску); картинка «звуковичок» у каждого ученика; схема –«звуковичок» на доске; фишки для обозначения звуков (красного, синего, зелёного цвета) у каждого ученика и для работы у доски;

иллюстрации: дуб, дятел, дом, диван, дикобраз, дорога, дыня, дверь; два детских рисунка с изображением города и карточки на доску: ГОРОД, ГОРОТ.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

Кто готов слушать?

Кто готов вспоминать?

Кто готов рассуждать?

Кто готов новые знания открывать?

II. Актуализация знаний.

1) – С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (С буквой д).

Расскажите, что узнали про букву д. (Буква д обозначает согласные звуки [д] – [д’]. Согласный [д] звонкий твёрдый. Согласный [д’] звонкий, мягкий).

Раскрасьте схему-«звуковичок». (Один ученик у доски к большой схеме прикрепляет шапочку-колокольчик, синий и зелёный башмачки).

Что мы сейчас делали? (Дали характеристику звукам, которые обозначает буква д).

2) – Применим наши знания на практике, поработаем в парах. Приготовьте фишки для обозначения звуков. Я буду показывать иллюстрации с изображением предметов. Произнесите слово, название этого предмета, послушайте и определите звуки [д], [д’], положите на стол нужную фишку.

Картинки: дуб, дятел, дом, диван, дикобраз, дорога, дыня, дверь. (Вывешиваются на доску).

Проверка. (Ученик произносит слово, выделяет звук [д] или [д’], прикрепляет под иллюстрацией синюю или зелёную фишку).

Оцените свою работу в парах. Поднимите руку, кто доволен работой. У кого возникли трудности в совместной работе? В чём причина? Как исправить?

3) – В какой части произнесённых слов находятся звуки [д], [д’]?

Назовите слова, чтобы звуки [д], [д’] были в середине слова. (Одуванчик, одежда, подушка, одеяло, сковорода, подарок, радуга и др.)

Физкультминутка.

4) Работа в прописи (Ч. 4, стр. 16).

а) – Рассмотрите иллюстрацию, составьте предложения о том, что видите.

Почему к этому уроку художник нарисовал такую иллюстрацию? (Называя изображённые предметы слышим звуки [д], [д’]).

Выполним штриховку.

б) – Прочитаем слова под картинкой.

Почему все слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей).

Какое слово лишнее? Почему? (Раиса т.к. в этом имени нет буквы д).

Составим и запишем предложения о каждом ребёнке. (С комментированием).

Что общего в предложениях? (Все начинаются с предлога у).

Что такое предлог?

Для чего нужен предлог?

Как предлоги пишутся с другими словами?

Физкультминутка для рук.

III. Введение в тему. Постановка проблемы.

1) – Посмотрите, что я вам принесла. (На доску прикрепляются детские рисунки с изображением города). Эти рисунки нарисовали Вова Зайцев и Петя Колесников. Мальчики подписали свои рисунки, Петя написал ГОРОД, а Вова – ГОРОТ.

Какой вопрос у вас возникает? (Кто из мальчиков прав?)

– Какую проблему мы должны решить на уроке и что узнать? (Когда пишется буква д, а когда буква т).

2) – Определите тему урока.

3) – Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление примерного плана урока.

  1. Чтение слогов и слов.
  2. Наблюдение над произношением слов в написании которых есть буквы д, т.
  3. Письмо слов с буквами д, т.
  4. Графическое обозначение опасных мест в словах.
  5. Чтение предложений и текстов.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

IV. Работа над темой. Открытие нового знания.

1) Работа в «Букваре» (стр. 92). Чтение двух последних строчек слогов.

Что можно сказать о произношении слогов?

Произнесите ещё раз слоги, понаблюдайте за произношением звуков [д], [т].

Что можно сказать о звуках [д], [т]? (Парные согласные).

2) Работа в «Букваре» (стр. 94).

Рассмотрите слова на левой страничке. На что обратили внимание? (Почти во всех словах голубым цветом выделены буквы д, т).

Прочитаем первую пару слов так, как написано т.е. орфографически. ([плот], [плод])

Теперь прочитаем эти слова так, как произносим.([плот], [плот])

Что заметили? (Написание не совпадает с произношением).

Прочитаем следующую пару слов так, как написано т.е. орфографически. ([род], [рот])

Теперь прочитаем эти слова так, как произносим.

Что заметили? (Написание не совпадает с произношением).

Какой вывод сейчас можно сделать, в каком случае не совпадает написание и произношение звонкого согласного [д]? (Если звук [д] стоит в конце слова, то написание и произношение не совпадают. Звонкий согласный [д] стоит в слабой позиции).

Что происходит со звонким звуком [д]? (Оглушение).

Можно сказать, что это опасное место в слове?

Дальше будем читать слова с парным согласным на конце слова отмечая графически опасное место. (Проводится аналогичная работа читая слова орфографически и орфоэпически).

В какой части слова ещё выделены голубым цветом буквы д, т? (В середине слова).

Прочитаем эти слова сначала орфографически. (лодка, кадка, палатка)

Теперь орфоэпически, т.е. так, как произносим.

Что заметили? (Буква д стоит в середине слова, написание и произношение не совпадает).

Поработаем с карандашом. Подчеркните парные согласные в середине слова.

А теперь отметьте букву, которая стоит после парной согласной. Что заметили? (Во всех словах после парных согласных д – т стоит буква к. Она обозначает глухой согласный звук).

Давайте подведём итог, что выяснили?

Вывод: Мы выяснили, что если буква д стоит в конце слова или в середине перед глухим согласным, то происходит оглушение и произносится звук [т]. Написание и произношение не совпадает. Это слабая позиция.

Подберём к словам лодка, кадка, палатка однокоренные слова, назовём ласково. (Лодочка, кадочка, палаточка).

Произнесите эти слова и понаблюдайте, какие звуки слышим после парных согласных д – т. (Слышим гласные звуки).

Можно ли сказать [лоточка] или [каточка]? Почему нельзя?

Гласный звук помогает чётко произнести парные согласные [д] – [т]. Теперь парные согласные [д] – [т] стоят в сильной позиции.

Как называются такие слова? (Проверочные).

V. Применение нового знания.

1) Прочитаем оставшиеся слова. Сначала будем читать, как написано, орфографически, потом, как произносим – орфоэпически, затем подберём проверочные слова. ([лошаДка], [лашаТка], [лошаДОчка], [лошаДИный]).

2) – Вернёмся к вопросу, кто из мальчиков правильно подписал свой рисунок. Поработаем в группах. Напомним правила работы в группах.

  • работать дружно;
  • слушать, что говорят другие;
  • обсуждать, но не мешать работать.

Учитель даёт инструкцию: каждая группа получает карточку с недописанным словом город. Порассуждайте, какую букву надо написать, допишите нужную букву и докажите, что вы правильно написали слово город.

Проверим работу в группах.

Кто из мальчиков правильно подписал рисунок? (Петя).

Давайте уберём слово в написании которого допущена ошибка. Что вы посоветуете Вове?

3) Работа в прописи (стр. 17).

4) Работа в «Букваре» чтение и работа над текстом Л. Толстого «Мыши» (стр. 95).

VI. Итог.

Вспомните тему урока.

Какую проблему решали на уроке?

Что нового узнали?

Что понравилось?

Оцените свою работу. (Дети показывают смайлик – настроение).