Цель: формирование и систематизация представлений о характерных признаках весны, установление связи весенних изменений в живой и неживой природе.
Задачи:
- Углублять представления о сезонных изменений в природе, учить детей самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать более глубокому познанию и осмыслению явлений средствами искусства.
- Активизировать речевую деятельность детей.
- Формировать интерес и любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, на которых художники изобразили разные времена года, птиц.
Материалы к занятию: план путешествия, маски перелетных и зимующих птиц, солнышко с лучами; письмо «весны»; картина «Что перепутал художник?»; музыкальная запись «Звуки леса», репродукции картин известных художников.
Планируемые результаты: формируются представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы); формируется понимание связи между явлениями неживой природы; активизируется умение отвечать полными, развёрнутыми предложениями.
Ход деятельности
Организационный момент
Воспитатель:
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы оправимся сейчас.
Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте к кому в гости мы с вами отправимся.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Это весна.
Воспитатель: Правильно. Мы отправимся в гости к весне.В группе спрятана карта нашего путешествия. Давайте найдём её и узнаем, какие остановки нам предстоит сделать по пути (дети находят карту, рассматривают её, находят по карте остановки)
1. Остановка «Солнечная»
Воспитатель: Ребята, наша первая остановка называется «Солнечная». Как вы думаете, почему у неё такое название?
Дети: На этой остановке мы повстречаемся с солнышком.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какое солнышко?
Дети: Солнышко грустное.
Воспитатель: Покажите, как солнышко грустит. Как вы думаете, почему солнышко загрустило?
Дети: У него нет лучиков.
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?
Дети: Приделать к нему лучики (прикрепляют к солнышку лучики-прищепки, на каждый лучик ребёнку предлагается подобрать слова-определения: солнышко какое? Яркое, тёплое, весёлое, доброе, согревающее).
Воспитатель: Посмотрите, солнышко заулыбалось. Это оно вас благодарит, за то, что вы помогли ему. Какое солнышко стало веселое, покажите мне.
2. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Воспитатель: Давайте поиграем с солнечным зайчиком.
Солнечный мой заинька,
(вытягивать вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
(ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать
(следить взглядом за движениями пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу).
Вот закрыли мы глаза,
(закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает
(широко раскрыть глаза).
3. Остановка «Птичьи голоса»
Воспитатель: А теперь, ребята, представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.
Опустилось на землю тихое: "Ау!"
На неведомом суку вздрогнуло: "Ку-Ку!"
Застучало по стволам: "Тук-Тук!"
Лес встает навстречу нам: "Кто там?" (дети повторяют за воспитателем звуки).
Воспитатель: Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса (дети прослушивают музыкальную запись "Голоса леса", потом рассказывают, что они услышали).
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кто такие перелётные птицы?
Дети: Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, потому что здесь для них становится мало корма.
Воспитатель: Что делают эти птицы весной?
Дети: Возвращаются к нам.
Воспитатель: Вот мы сейчас проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – "Зимующие и перелетные птицы". Давайте в нее поиграем.
(Педагог объясняет правила игры и раздает детям шапочки-маски с изображением птиц: грач, соловей, скворец, ласточка, воробей, голубь, сорока, синица).
«Зимующие и перелетные птицы» (подвижная игра)
Дети надевают шапочки птиц: перелетных и зимующих. В середине группы на небольшом расстоянии друг от друга расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, со словами:
Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички-невелички.
После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" – у снежинки. Игра повторяется два раза.
4. Остановка «Загадочная»
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит какое-то письмо. Давайте, прочтем его.
Читает письмо:«Ребята, для того чтобы наступила настоящая весна, вы должны выполнить мои задания. Весна»
Воспитатель: На этой остановке мы будем отгадывать загадки и выполнять разные сложные задания, которые для нас приготовила Весна.
Первое задание. Отгадайте весенние загадки:
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что в небе легкое, белое, пушистое? (облака)
- что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)
- что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- весной она капает, звенит, поет? (капель)
- что весной греет, светит, припекает? (солнышко)
- что ещё происходит с приходом весны? (прилетают птицы, просыпаются медведь, ёжик, на деревьях появляются почки, день становится длинней, а ночь короче, звенит капель).
Второе задание. Исправьте ошибки.
Педагог. Ребята, не хочет зима уходить, упирается, снегом засыпает, ветрами холодит. А так хочется, чтобы поскорее тепло настало, что же делать? Как зиму прогнать?
Посмотрите на картину, её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но зима ему мешала. Что же на картине нарисовано неверно? (дети исправляют ошибки, называя их: весной нет яблок на деревьях; весной у зайца шубка серая, а не белая; весной распускаются подснежники, а не ромашки, весной не катаются на лыжах).
Воспитатель: Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая весна. И на улице у нас тоже весна. Скоро прилетят птицы, растает снег, расцветут первые цветы, на деревьях появятся почки. Ребята, вы весне рады? Давайте порадуемся ей и посмеёмся вместе. Не умеем мы скучать, выходите поиграть!
Игра «Кто громче смеётся»
Дети выходят в центр зала, делают круг. Воспитатель надевает шапочку сороки, становится в центре круга.
Сорока.
«Как крыльями захлопаю,
Лапами затопаю –
Смеяться начинайте,
Топать помогайте.
Как крыло мы под бочёк,
Вы все сразу же молчок.
Кто смеется громче всех –
Тот получит от меня орех".
Сорока.
"Вот уж смех, так уж смех.
А кому ж отдать орех.
Начинаем все сначала,
И смеёмся громче всех.
Сорока (в конце игры). Вы все умеете громко смеяться, значит, я всех угощу вкусными орехами.
5. Остановка «Весенняя»
Воспитатель: На этой остановке мы видим картины известных художников. Я буду говорить название каждой картины, а вы попробуете объяснить, почему она так называется.
Картины: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода», А.И. Куинджи «Ранняя весна».
Воспитатель: Какая картина вам нравится больше других, почему? (индивидуальные ответы детей)
Подведение итогов
Воспитатель:
– К кому в гости мы сегодня совершили путешествие? (мы были в гостях у весны)
– Что нового вы узнали?
– Что понравилось?
– Что мы видели? (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат солнышки весёлые и грустные. Если вам понравилось наше путешествие, выберите веселое солнышко, если не понравилось – грустное. Объясните, почему вы выбрали такое солнышко (дети выбирают солнышки и объясняют свой выбор).