Цели урока:
- Повторить и закрепить изученный материал по теме «Треугольники» в ходе решения задач.
- Учить моделированию, умению обобщать полученные знания, делать выводы.
- Развивать логическое мышление. самостоятельность, глазомер.
- Содействовать воспитанию интереса к математике, активности творчества, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: здоровьесбережения, компьютерного урока, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий.
Планируемые результаты:
Предметные – закрепить представление о свойствах треугольника
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные: организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею», «что я знаю хорошо», «что мне надо повторить»)
Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов.
Личностные: формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Магнитная доска, опорный конспект, мультимедийное оборудование, презентация «Портрет треугольника», раздаточный материал для проведения различных видов самостоятельной работы, жетоны для оценки деятельности учащихся на уроке, пособие для моделирования, модель пирамиды, учебник «Геометрия – 7-9» (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.).
Ход урока
На доске запись:
Есть в математике нечто вызывающее восторг.
Ф. Хаусдорф
1. Орг. момент. 1 мин.
2. Историческая справка. 2 мин.
Феликс Хаусдорф – немецкий математик (1868 – 1942).В 1900 г. На открытии Международного съезда математиков сформулировал 23 проблемы, определившие развитие математики в XX веке.
3. Работа по чертежам – 7 мин.
Задание. Найди на рис.1 равные треугольники и докажи, что они равны.
Решая задачи, о какой фигуре мы говорили? Сформулируем тему урока.
Тема урока: «Портрет треугольника» (запись в тетради)
4. Дадим определение треугольника – 2 мин.
Опишем «Портрет треугольника» – 5 мин.
а) по сторонам: равнобедренные, равносторонние, разносторонние;
б) по углам: тупоугольные, остроугольные, прямоугольные.
5. У треугольника имеется родственница – пространственная фигура – пирамида (найдем сходство и различие пирамиды с треугольником) – 3 мин.
Тайны треугольников… (работа по карточкам) по группам. – 8 мин.
«Тайны» любого треугольника: медианы, биссектрисы, высоты треугольника пересекаются в одной точке
«Тайны» равнобедренного треугольника: медиана является биссектрисой и высотой.
«Тайна» равностороннего треугольника: точка пересечения медианы, биссектрисы и высоты является центром вписанной и описанной окружности.
Моделирование. – 3 мин. На квадратной дощечке, изготовленной учащимися заранее, набиты девять гвоздиков на одинаковом расстоянии друг от друга. С помощью банковских резиночек показать различные равнобедренные треугольники.
Творческая страничка.
Найди звезду. – 1 мин.
Задание на дом. 2 мин.
Существует интересная игрушка, которая состоит из треугольников и меняется, выворачиваясь наизнанку – называется ФЛЕКСАГОН. Найти в интернете, математическом словаре как выглядит флексагон, его развертку и возможность его изготовить.
6. Прослушивание стихов, песен, приготовленных учащимися – 4 мин.
7. Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия – 1 мин.
Литература:
- Геометрия 7-9, Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. – М.: Просвещение, 2012.
- Тесты по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна и др. А.В. Фарков, – Издательство «Экзамен», 2012.
- 2200 задач по геометрии для школьников и поступающих в вузы. И.Ф. Шарыгин, – М.: Издательский дом «Дрофа», 1999.
- Геометрия. 7-9 классы. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Авторы-составители Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова, – Волгоград: 2010.
- Наглядная геометрия, 5-6 классы.. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева, – М.: Дрофа, 200г.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Математика 5–11 класс. Практикум. Электронное издание. Серия 1С: школа, платформа 1С: Образование 3.0, 2005.