Творчество в современном обществе с каждым годом набирает популярность. Раскрытие творческих способностей, творческая самореализация является предназначением технологий проблемного обучения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности субъектов учебного процесса. Психологической основой организации проблемного обучения является противоречие, возникающее в сознании учащегося, между тем, что он знает и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленную педагогом проблему, выполнить проблемное задание и решить проблемную ситуацию [1, 71].
В нашем проекте, задание из проблемного превращается в творческое. Основной формой такого обучения является, сейчас очень интересная, доступная форма. Называется она мастер-класс. Это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. Эффективность передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания обусловлена тем, что центральным звеном является демонстрация методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. В процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога, ведущего мастер-класс.
Основными особенностями мастер-класса являются:
1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы
мышления участников образовательного процесса;
2. Использование метода самостоятельной работы в малых группах, позволяющий
провести обмен мнениями;
3. Создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных
ситуаций;
5. Использование приемов, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и
участников мастер-класса;
6. Рекомендательный характер форм, методов, технологий работы предлагаемых
мастером;
7. Представление возможности каждому участнику на основе своего
профессионального опыта, предшествующей подготовки, путем обобщения фактов,
наблюдений самостоятельно приходить к определенным выводам, находить некоторые
закономерности и верные решения, используя предлагаемый методический материал;
8. Приоритетность процесса овладения знаниями, своей деятельности,
познавательных способов и операций;
9. Использование в качестве основных форм взаимодействия мастера и участников сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, направляющих деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, одновременно предоставляя каждому свободу выбора путей исследования, средств для достижения цели, темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний по предлагаемой проблеме, что позволяет расширить теоретические представления каждого участника.
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Цель и задачи проекта:
- Разностороннее комплексное развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению
- Объединение всех участников образовательного пространства: учителя, родителя, ученика.
- Углубление и расширение знаний о технологии обработки различных материалов, формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и ткани, овладение навыками рукоделия;
- Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;
- Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Основными этапами работы над проектом являются:
I этап организационный.
II этап внедрения.
III этап подведения итогов.
На I организационном этапе
- составление плана проведения мастер-класса с привлечением не только педагогов дополнительного образования, но и просто педагогов, родителей, которые умеют создавать какие-то свои уникальные вещи, поделки;
- оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых учащемуся для выполнения работы;
- сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы;
На II этапе внедрения
- организация места и участников мастер-класса;
- постановка цели: выбор темы проектного задания с учётом его практической значимости, выявление проблемы; формулировка задач;
- разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение продукта с учётом требований дизайна и эргономики; самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи ведущего мастер-класса;
На III этапе подведения итогов
- обобщение результатов и выводы;
- оценка качества выполненной работы; анализ успехов и ошибок.
Такой творческий проект может запустить любое образовательное учреждение. В начале года на педагогическом совете предлагается педагогам поучаствовать в мастер-классах. Участие может принять любой педагог: и предметники, и педагоги дополнительного образования. То же самое делается на общешкольном родительском собрании, кроме этого классные руководители обычно знают родителей своих учеником и могут дать информацию об их каких-то творческих навыках. Сейчас в эпоху развития творчества каждый может поделиться своим опытом, умениями. Затем составляется план на год, в котором каждый месяц раз в неделю будет проходить один мастер-класс. Допустим в октябре, будет проходить “Косоплетение”, один раз в неделю (в месяц получится 3–4 мастер-класса) этот мастер-класс проходит. Задача руководителя проекта, после того как определены ведущие, есть место где будет проходить мастер-класс, привлечь участников. Легче всего это сделать, развесив объявления о месте и времени мастер-класса, но исходя из нашего опыта, дети редко обращают внимание на объявления. Хорошим вариантам является изготовление приглашений, в котором есть название, место, время и что принести с собой, для первоклашек приглашения можно сделать каждому родителю, приглашая на мероприятие его и ребенка.
Работа на таком мастер-классе – это творческое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя мастер-классы, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Кроме этого важным результатом такого проекта будет являться вовлечение в творческую работу всех педагогов, родителей, которые желают научить чему-нибудь других или научиться новому самим.
Примерный перечень мастер-классов: “Косоплетение”, “Скрабукинг”, “Фелтинг.Валяние из шерсти”, “Флористика”, “Дизайн ногтей”, “Квиллинг”, “Изготовление карты желаний”, “Пальчиковый театр – изготовление кукол”, “Гофро-трубочки”, “Человечки из стикеров” и предела этому нет. Ведь творчество – это нескончаемый поток идей, которые вдохновляют на дальнейшее развитие.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческих способностей, самоактуализация не только учеников,
педагогов, но и родителей;
2. Объединенные усилия должны создать чувство успеха, собственной значимости
участников мастер-класса;
3. Главный результат такого обучения – успешный, коммуникативный, общественно
активный ученик, учитель, родитель.
Список литературы:
- Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н,В,Бордовской. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432с.