Социально-педагогическое партнерство школы и семьи

Разделы: Социальная педагогика


Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь ставит личность с ее интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы образования. Исходя из понимания, что в системе образования заложен значительный потенциал, обеспечивающий социализацию человека, становится понятным, что в современных условиях система образования должна готовить человека к будущей жизни.

Не случайно, в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, а также с родителями.

Родители обучающихся – главные социальные партнёры школы.

  • цель социального партнерства – формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений школы и семьи, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
  • принципы социального партнерства, которые рассматриваются как условие существования партнерских отношений (добровольности, взаимной заинтересованности, согласования интересов на основе переговоров и компромисса, обоюдной ответственности и обязательности выполнения субъектами, достигнутых договоренностей, нормативного закрепления отношений, открытости);
  • деятельностное содержание социального партнерства – различные виды деятельности (коммуникативно-дидактическая, управленческая, экспертная, проектная, консультативная), с помощью которых партнеры могут сообща решать проблемы воспитания;
  • организационные формы социального партнерства (Управляющий совет, комиссии, проектные группы, учительско-родительские клубы, экспертный учительско-родительский совет, школьный консилиум и т.д.);
  • механизм социального партнерства — совокупность методов и технологий (технология переговорного процесса, технология проектирования, технология изучения социального заказа, маркетинговые технологии, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др.), обеспечивающих развитие партнерских отношений.

Исходя из того, что цель, принципы и механизм партнерского взаимодействия инвариантны для любой эмпирической системы “школа – семья”, а содержание и формы – вариативны, выделяются несколько типов социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания:
– коммуникативно-дидактическое, состоящее во взаимообучении через общение педагогов и родителей в сфере воспитания;
– управленческое, проявляющееся через совместное управление педагогами и родителями воспитательным процессом школы;
– экспертное, состоящее в совместной экспертизе педагогами и родителями воспитательного процесса школы;

 Основные мероприятия, проводимые совместно с родителями обучающихся:

  1. 1 сентября – “День знаний” – приглашение родителей обучающихся гимназии на праздничные линейки.
  2. Сентябрь – единый классный час, посвященный празднованиям Дню города и Дню Нефтяников, с привлечением родителей на классные часы с рассказом о своей профессии.
  3. 24 ноября – праздничный концерт “День матери”, с приглашением мам, бабушек, сестер учащихся гимназии.
  4. 25 ноября – мероприятие “День рождение музея” – сотрудничество педагогов, родителей и детей.
  5. 11 декабря – награждение победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников (приглашение родителей обучающихся).
  6. 2 февраля – Вечер встречи выпускников.
  7. 22 февраля – уроки мужества, привлечение отцов и дедов на классные часы.
  8. 28 февраля – Конференция отцов (привлечено 113 отцов).
  9. Управляющий совет (членами совета являются педагоги, родители и обучающиеся гимназии).
  10. Приглашение родителей на Новогодние елки (с 1 по 11 класс).
  11. Городской конкурс “Папа, я – защитники Отечества”.
  12. В течение учебного года проводятся родительские собрания (с 1 по 11 класс).
  13. 23 марта – родителями обучающихся, врачами по профессии, проведены классные часы с учащимися 7–9-х классов по профилактике употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и ПАВ (охвачено 348 чел.).
  14. 27 апреля – отчетный концерт творческих коллективов гимназии (приглашены родители обучающихся).
  15. 7 мая – Фестиваль солдатской песни (приглашены родители обучающихся).
  16. 17 мая – Школьный проект “Ступени успеха” с участием родителей обучающихся с 5 по 11 класс.
  17. Школьный проект “Солнечная страна” с 1 по 11 класс, участие в разработке и защите проектов совместно с детьми (I, II четверть).
  18. Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, привлечение родителей обучающихся (участие в соревнованиях, судейство и т.д.)
  19. Последние звонки – 4, 9, 11 классы.
  20. Выпускной бал.
  21. Организованы дежурства родительского патруля совместно с сотрудниками ПДН ОМВД.
  22. Систематическое привлечение родителей во время экскурсий классов: выезды на природу, походы, цирковые представления и т.д.
  23. Участие в проектах классов “День именинника”, “Осенние забавы”, “Весенний калейдоскоп”, “Экскурсия по зимнему лесу”.
  24. Сопровождение родителей обучающихся во время прохождения медицинского “Аспона”.
  25. Индивидуальная работа администрации гимназии с родителями обучающихся.
  26. Индивидуальные консультации классных руководителей, педагогов-психологов, социального педагога.
  27. Индивидуальная работа педагогов-психологов с родителями обучающихся (беседы, консультации, диагностика и т.д.).
  28. Проведение спортивных мероприятий “Веселые старты”, волейбол “Кросс нации” с привлечением учащихся и их родителей.
  29. 3 мая – семейный просмотр художественного фильма “Искупление” в киноконцертном комплексе “Юность Шаима” (9–11 классы).
  30. Приглашение родителей на просмотр постановок спектаклей, а также участие родителей обучающихся гимназии в некоторых постановках спектаклей школьного театра.

Администрация школы и педагогический коллектив стараются сделать родителей своими союзниками, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.