Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь ставит личность с ее интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы образования. Исходя из понимания, что в системе образования заложен значительный потенциал, обеспечивающий социализацию человека, становится понятным, что в современных условиях система образования должна готовить человека к будущей жизни.
Не случайно, в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, а также с родителями.
Родители обучающихся – главные социальные партнёры школы.
- цель социального партнерства – формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений школы и семьи, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
- принципы социального партнерства, которые рассматриваются как условие существования партнерских отношений (добровольности, взаимной заинтересованности, согласования интересов на основе переговоров и компромисса, обоюдной ответственности и обязательности выполнения субъектами, достигнутых договоренностей, нормативного закрепления отношений, открытости);
- деятельностное содержание социального партнерства – различные виды деятельности (коммуникативно-дидактическая, управленческая, экспертная, проектная, консультативная), с помощью которых партнеры могут сообща решать проблемы воспитания;
- организационные формы социального партнерства (Управляющий совет, комиссии, проектные группы, учительско-родительские клубы, экспертный учительско-родительский совет, школьный консилиум и т.д.);
- механизм социального партнерства — совокупность методов и технологий (технология переговорного процесса, технология проектирования, технология изучения социального заказа, маркетинговые технологии, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др.), обеспечивающих развитие партнерских отношений.
Исходя из того, что цель, принципы и механизм партнерского взаимодействия
инвариантны для любой эмпирической системы “школа – семья”, а содержание и формы
– вариативны, выделяются несколько типов социального партнерства школы и семьи в
сфере воспитания:
– коммуникативно-дидактическое, состоящее во взаимообучении через общение
педагогов и родителей в сфере воспитания;
– управленческое, проявляющееся через совместное управление педагогами и
родителями воспитательным процессом школы;
– экспертное, состоящее в совместной экспертизе педагогами и родителями
воспитательного процесса школы;
Основные мероприятия, проводимые совместно с родителями обучающихся:
- 1 сентября – “День знаний” – приглашение родителей обучающихся гимназии на праздничные линейки.
- Сентябрь – единый классный час, посвященный празднованиям Дню города и Дню Нефтяников, с привлечением родителей на классные часы с рассказом о своей профессии.
- 24 ноября – праздничный концерт “День матери”, с приглашением мам, бабушек, сестер учащихся гимназии.
- 25 ноября – мероприятие “День рождение музея” – сотрудничество педагогов, родителей и детей.
- 11 декабря – награждение победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников (приглашение родителей обучающихся).
- 2 февраля – Вечер встречи выпускников.
- 22 февраля – уроки мужества, привлечение отцов и дедов на классные часы.
- 28 февраля – Конференция отцов (привлечено 113 отцов).
- Управляющий совет (членами совета являются педагоги, родители и обучающиеся гимназии).
- Приглашение родителей на Новогодние елки (с 1 по 11 класс).
- Городской конкурс “Папа, я – защитники Отечества”.
- В течение учебного года проводятся родительские собрания (с 1 по 11 класс).
- 23 марта – родителями обучающихся, врачами по профессии, проведены классные часы с учащимися 7–9-х классов по профилактике употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и ПАВ (охвачено 348 чел.).
- 27 апреля – отчетный концерт творческих коллективов гимназии (приглашены родители обучающихся).
- 7 мая – Фестиваль солдатской песни (приглашены родители обучающихся).
- 17 мая – Школьный проект “Ступени успеха” с участием родителей обучающихся с 5 по 11 класс.
- Школьный проект “Солнечная страна” с 1 по 11 класс, участие в разработке и защите проектов совместно с детьми (I, II четверть).
- Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, привлечение родителей обучающихся (участие в соревнованиях, судейство и т.д.)
- Последние звонки – 4, 9, 11 классы.
- Выпускной бал.
- Организованы дежурства родительского патруля совместно с сотрудниками ПДН ОМВД.
- Систематическое привлечение родителей во время экскурсий классов: выезды на природу, походы, цирковые представления и т.д.
- Участие в проектах классов “День именинника”, “Осенние забавы”, “Весенний калейдоскоп”, “Экскурсия по зимнему лесу”.
- Сопровождение родителей обучающихся во время прохождения медицинского “Аспона”.
- Индивидуальная работа администрации гимназии с родителями обучающихся.
- Индивидуальные консультации классных руководителей, педагогов-психологов, социального педагога.
- Индивидуальная работа педагогов-психологов с родителями обучающихся (беседы, консультации, диагностика и т.д.).
- Проведение спортивных мероприятий “Веселые старты”, волейбол “Кросс нации” с привлечением учащихся и их родителей.
- 3 мая – семейный просмотр художественного фильма “Искупление” в киноконцертном комплексе “Юность Шаима” (9–11 классы).
- Приглашение родителей на просмотр постановок спектаклей, а также участие родителей обучающихся гимназии в некоторых постановках спектаклей школьного театра.
Администрация школы и педагогический коллектив стараются сделать родителей своими союзниками, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.