Вид урока: Повторение.
Цель урока: Раскрыть образный и содержательный смысл понятия “натюрморт” в живописи, используя деятельностный подход и приёмы групповой работы учащихся.
Задачи урока:
Образовательная:
- Изучить особенности жанра натюрморта в живописи, проанализировав историю его возникновения и развития, рассматривая полотна выдающихся зарубежных и русских художников Тициана, П.Веронезе, Я.Тинторетто, А.Босхарта, П.Г.Богомолова, Ф.П.Толстого, И.Т.Хруцкого, Э.Мане, П.Сезанна, выделить своеобразие творчества каждого из них.
Развивающая:
- Развивать способности к анализу выразительных средств живописи и композиционного построения картины, а также тонкий художественный вкус, чувство гармонии, детскую фантазию, воображение.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к произведениям искусства, любовь и бережное отношение к природе и миру вещей, интерес к творчеству.
Материально-техническое обеспечение урока: Компьютер, мультимедиа-проектор или DVD-плеер.
Наглядность:
– слайды:
- Фреска виллы в Помпеях “Натюрморт с фруктами и вазой”;
- Тициан “Кающаяся Мария Магдалина”;
- П.Веронезе “Свадьба в Кане Галилейской”;
- Я.Тинторетто “Тайная вечеря”;
- В.К.Хеда “Натюрморт с золотым кубком”;
- А.Босхарт “Тюльпаны, розы, гвоздики и другие цветы, в вазе”;
- П.Г.Богомолов “Натюрморт с книгами”;
- Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”;
- И.Т.Хруцкий “Цветы и плоды”;
- Э.Мане “Бар в Фоли-Бержер”;
- П.Сезанн “Натюрморт с вазой и яблоками”.
Оформление доски: фамилии художников, годы жизни, портреты.
Ход урока
Организационный момент:
- Слайд 2 с эпиграфами:
“Живопись – занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует”
(П. Пикассо).“Видимое произведение гармонически выражает невидимую мысль, поэтому искусство жизни также является гармонией между поступками и нашим образом мыслей”
(Г. Гейне)
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Учащимся предлагается закончить стихотворение (отрывок из “Песни о картинах”, слова А. Кушнера):
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом кувшине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – … (Ответ: натюрморт.)
Учитель: Как вы уже догадались, сегодня речь пойдёт о таком жанре изобразительного искусства как натюрморт.
Вопросы и задания:
- Дайте определение этому жанру (“мертвая природа” или “тихая жизнь”)
- О чём здесь идёт речь? (о вещах и предметах, которые живут своей тихой жизнью возле человека)
- Почему нам интересен натюрморт? (Потому что он связан с человеком незримыми нитями; даже если на полотне нет человека, предметы, так или иначе, несут его отпечаток)
- Слайд 3. Первые натюрморты – Как вы думаете, сколько лет этому натюрморту? (Больше тысячи.) Это деталь настенных росписей виллы близ итальянского города Помпеи, датируется 1 в. н.э. Как вы считаете, какой это вид живописи? (фреска) Монументально-декоративная живопись этого периода достигает особого расцвета. Дома богатых римлян украшаются великолепными стенными росписями: сцены мистерий, иллюстрации к мифам, портреты и натюрморты.
- Слайды 4, 5, 6. Мир вещей в изображении художников венецианской школы – Скажите, пожалуйста, можно ли назвать эти произведения натюрмортами? (нет, это собирательные произведения, из разных жанров – да, натюрморт является частью произведений) В эпоху Возрождения прекрасные натюрморты были написаны художниками венецианской школы живописи, такими как Тициан, Веронезе, но эти натюрморты жили в единой композиции с портретами и пейзажами. Тинторетто, изображая Тайную вечерю (фреска), объединил в одной росписи многие жанры, изобразив на столах прекрасно написанные натюрморты.
- Слайд 7. Голландская школа. В.К.Хеда “Натюрморт с золотым кубком” – Когда и в какой стране натюрморт выделился в самостоятельный жанр? (в XVII веке в Голландии установилась чёткая классификация жанров) Любимые жанры в Голландии в XVII веке – натюрморт, пейзаж и бытовой. Голландские мастера изображали не только изобилие фруктов, изысканность стекла, красоту тканей – художники показывали поэтичность окружающего мира вещей.
- Слайд 8. Цветочные натюрморты А.Босхарт “Тюльпаны, розы, гвоздики и другие цветы, в вазе” – Каждый художник специализировался в определённом жанре или даже в боле узком направлении внутри жанра, например, А.Босхарт писал цветы. Как связан именно этот жанр натюрморта с русской живописью XVIII века? (оказал на неё большое влияние)
- Слайд 9. П.Г.Богомолов “Натюрморт с книгами” 1737г. – Какой жанр натюрморта был особенно популярен в России в этот период? (“обманка”) Почему он так называется? (передавали реальность присутствия предметов, которых в действительности не было)
- Слайд 10. Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка” 1820г. – Можно ли назвать “обманкой” этот натюрморт (да, предметы как бы изолированы от реального мира, “микроскопическая” точность изображения, нет изменчивости, трепета жизни). Что делает художник для придания жизненности своим картинам? (пишет стрекоз, бабочек, птичек)
- Слайд 11. И.Т.Хруцкий “Цветы и плоды” – Чем отличается натюрморт этого автора от предыдущих? В чём проявляется верность традициям голландской школы? (предметы составляют определённый ансамбль, изобилие предметов, их масштабность, “музейный” колорит)
- Слайд 12. Импрессионисты. Э.Мане “Бар в Фоли-Бержер” – посмотрите внимательно на это произведение. Что вы можете сказать о замысле художника? (изображение мгновения, как бы случайного, импрессионизм, натюрморт существует в картинах вместе с людьми и животными) Перестали разделять предметы на главные и второстепенные, основная задача – изучение цвета и света.
- Слайд 13. Постимпрессионисты. П.Сезанн “Натюрморт с вазой и яблоками” – Сравните это произведение с предыдущими. Какое ощущение исходит от него? (ощущение “правильного” мира, монументального и величавого) Как вы думаете, с чем это связано? (с личностью художника) П.Сезанн считал, что между всеми предметами существует единство, поэтому изображал персики, груши, яблоки как горы и долины. Называл все предметы неодушевлённого мира существами, имеющими свой язык.
Работа в командах:
1) Учащимся предлагается разбиться на 4 группы, каждой группе даётся задание составить репродукцию картины из кусочков (собрать “пазл”).
1-я группа: Тициан “Кающаяся Мария Магдалина”
2-я группа: В.К.Хеда “Натюрморт с золотым кубком”
3-я группа: Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”
4-я группа: П.Сезанн “Натюрморт с вазой и яблоками”
Учитель: У всех получилось выполнить задание? Можете ли вы назвать произведения и их авторов?
Командам за скорость и правильность ответов начисляются бонус-баллы.
Учащимся предлагается взять карточку с изображением натюрморта и написать на обороте, какие ошибки допустил художник.
За скорость и правильность ответов начисляются баллы.
Учитель: Какие общие законы существуют при составлении натюрморта? (грамотная композиция, группа предметов должна смотреться единым целым; светотеневые соотношения; пропорции предметов)
Вывод-обобщение.
Натюрморты, созданные великими мастерами русской и зарубежной художественной культуры, заставляют задуматься о том, как поэтична “тихая жизнь” вещей, окружающих нас, учат видеть прекрасное в обыденном. Они погружают нас в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей. Каждый из художников был самобытным живописцем, создавшим свой уникальный образ мира вещей.
Подведение итогов урока.
- Все ребята сегодня очень хорошо потрудились, команды работали эффективно.
Подсчитываем баллы, заработанные командами, выставляем оценки за работу на уроке.
Задание на дом: Мы сегодня рассмотрели и проанализировали картины выдающихся русских и зарубежных художников жанре натюрморта. Я предлагаю вам самим на какое-то время стать художниками и создать свой незабываемый натюрморт, который обязательно должен иметь название. На следующем уроке мы устроим выставку ваших работ.
Благодарю всех за хороший урок. До свидания.