Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна уйти от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическому проектированию, как способу качественного изменения образовательного процесса, придаётся большое значение. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс становится технологичным. Для педагога – это искусство, требующее большого напряжения сил, чувств и сложнейшей работы. Оно всегда индивидуально, опирается на изобретательность, вдохновение, оригинальность педагога. В течение учебного года в нашем учреждении было разработано большое количество педагогических проектов. И один из таких проектов был разработан и реализован в инструментальном отделении ДТДиМ. Это отделение работает по комплексной адаптированной программе «Обучение игре на музыкальных инструментах». Целью программы является формирование музыкальных способностей обучающихся в области игры на музыкальных инструментах и воспитание музыканта-любителя.
Для выполнения данной программы необходимо совершенствовать развивающую образовательную среду, которая расширяет пространство самореализации обучающихся, развивает их познавательный интерес, помогает овладевать различными способами деятельности. Можно выделить основные компоненты образовательной среды для данной программы:
- программы индивидуально-личностного обучения,
- занятия с использованием ИКТ-технологий,
- создания психологического комфорта обучающихся,
- взаимодействия с родителями,
- организация исследовательской работы с обучающимися,
- организация конкурсной деятельности и воспитательно-образовательных мероприятий.
Особую роль в повышении качества образовательного процесса играет совершенствование форм и методов обучения, в том числе с применением медиа-ресурсов, что позволяет расширять развивающую образовательную среду.
Тема проекта «Формирование развивающей образовательной среды при обучении игре на музыкальных инструментах средствами медиаобразования» возникла в результате анализа проблемы, заключающейся в том, что набор Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР) не имеет систематизации, и тем самым затрудняется его технологическое применение. Работа в рамках проекта позволила получить представление о вариантах систематизации и возможностях использования библиотекеЦОР, а также создать систему использования ЦОРов в практике проведения учебных занятий и во внеурочной деятельности.
Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В образовательном процессе это представление учебных объектов множеством различных способов, то есть с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Что же такое ЦОР? Это достаточно простые в использовании и привычные учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Они созданы как дополнения к традиционным учебникам и учебным пособиям. Вместе с тем, они дают возможность каждому педагогу делать свои уроки ярче, динамичнее, современнее. ЦОР разделяются на самые простые ресурсы – текстографические или нотные, где материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. И наиболее сложные в подачи информации, это мультимедийные ресурсы, позволяющие задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти.
При обучении игре на музыкальных инструментах наиболее значительная роль отводится отработке практических навыков, а использование компьютера позволяет модернизировать учебный процесс. Посредством таких занятий активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80 % информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства занятий с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание повторить, узнать и увидеть больше [4: 9].
Индивидуальное обучение как основная форма работы по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах» предоставляет большие возможности использования ЦОР для реализации основных задач, которые, как правило, решаются на каждом занятии, и в соответствии с ними составляется технологическая карта учебного занятия.
Задачи программы «Обучение игре на музыкальных инструментах» | Основное наполнение ЦОР (с указанием сайтов) | |
1 | развитие основных технических навыков; повышение уровня музыкальной грамотности; | презентации; обучающие игры для
освоения нот; музыкальная онлайн-игра –
музыкальные инструменты; история музыкальных
инструментов Музыкальный тренажер изучаем гаммы |
2 | изучение программных произведений с целью их публичного исполнения; | Великие композиторы, сайты о фортепианной музыке и пианистах; классическая фортепианная музыка в миди иллюстрациях |
3 | расширение и закрепление теоретических и исторических знаний; разнообразных музыкальных форм, жанров и стилей; | Музыкальная энциклопедия, история музыки в рассказах, авторские презентации; нотные библиотеки |
4 | воспитание эстетического вкуса обучающихся на основе осознанного восприятия музыки и формирование основ ОКК | Авторские презентации; классическая фортепианная музыка в миди иллюстрациях; нотный архив; нотная библиотека; музыкальная энциклопедия |
Каждому преподавателю необходимо тщательно взвешивать, как, где и когда использовать ИКТ-технологии при обучении и воспитании. При условии целесообразного применения компьютерных технологий происходит реальный переход от простого усвоения совокупности знаний к развивающему обучению и, в результате, формированию развивающей образовательной среды для каждого обучающегося.
В каждой конкретной ситуации необходимо тщательно выверять методику и подходы к каждому обучающемуся. Все это возможно при условии тщательного подбора ЦОРов в соответствии с целями и задачами занятия и правильной организации воспитательно-образовательных мероприятий.
ЦОРы способны выполнять все функции обучения и воспитания: передачу информации для изучения нового материала, для тренировочных занятий, для закрепления и контроля полученных знаний и как средства для развития когнитивных и личностно-смысловых аспектов общекультурной компетентности (ОКК). Опыт работы по их апробации в рамках данного проекта позволил получить представление о возможности использования ЦОР в зависимости от видов учебной или внеучебной деятельности.
Использование педагогом ЦОРов делает реальным для обучающихся детей получение адекватного современным запросам музыкального образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения. Обучение с использованием ЦОРов приобретает большую значимость, когда есть необходимый набор электронных дидактических материалов по предмету и осуществляется доступ к информации в сети Интернет.
Использование ИКТ-технологий в обучении игре на музыкальных инструментах даёт возможность:
- оптимизировать учебный процесс;
- усилить междисциплинарные связи;
- разнообразить формы работы обучающихся;
- расширить теоретический материал;
- осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала;
- осуществлять самоконтроль и самоподготовку обучающихся;
- развить индивидуальные способности каждого обучающегося, способствовать проявлению творчества;
- способствовать формированию основ ОКК каждого обучающегося.
Применение мультмедийных ресурсов в учебном процессе при выполнении описанных методов использования позволит дополнять и сочетать традиционные технологии преподавания музыки с новыми методами, расширить развивающую образовательную среду по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах».
Тем самым можно отметить инновационность данного проекта, обеспечивающего повышение мотивации обучающихся при использовании ЦОР в учебном процессе, их интереса не только к теоретическим основам музыки, но и к практическим навыкам.
В данной работе проанализирована лишь небольшая часть вариантов использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, которая была применена на практике и показала свои результаты с положительной стороны. Под руководством педагога обучающиеся могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе повышает результативность деятельности не только обучающихся, но и педагога, помогает расширить кругозор как педагогов, так и учеников, и, как следствие, способствует формированию развивающей образовательной среды.
Литература:
1. Гузеев В.В, Дахин А.Н, Кульбеда Н.В.,
Новожилов Н.В. Образовательная технология ХХI
века: деятельность, ценности, успех. – М., 2004. – 125
с.
2. Крившенко Л.П. Педагогика. Учебник. – М.
Издательство «Проспект», 2005. – 432 с.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении. Пособие для
учителей и студентов педагогических вузов. – М.
2005. – 120 с.
4. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в
музыкальной педагогике. Книга 1: Интерактивное
тестирование. – М.: Издательство «Классика –
ХХI», 2007. – 135 с.
5. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в
музыкальной педагогике. Книга 2: Интерактивное
тестирование. – М.: Издательство «Классика –
ХХI», 2007. – 120 с.
6. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в
музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное
тестирование. – М.: Издательство «Классика –
ХХI», 2007. – 128 с.