Разрешите представить Вашему вниманию опыт учителя Матюшенко Ксении Николаевны по проектированию индивидуальной образовательной программы школьника при изучении английского языка. Данный опыт сложился в связи с участием учителя в опытно-экспериментальной работе школы по неклассно-урочной системе обучения в 2008-2013 годы.
Выбор темы не случаен, так как индивидуальная образовательная программа позволяет сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности школьника [1].
ИОП(индивидуальная образовательная программа) – это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, фиксирующая образовательные цели и результаты, конкретизированная по времени, месту и способу деятельности [2] [4] и выполняющей следующие функции [3]:
- нормативную – фиксирует нагрузку учащегося, закрепляет порядок изучения материала и отчетность по нему;
- информационную – содержит информацию о самостоятельной учебной деятельности школьника по освоению учебного материала;
- мотивационную – определяет ценности, цели и результаты деятельности ученика;
- организационную – определяет виды самостоятельной деятельности учащегося, формы взаимодействия педагога и учащегося, учащихся между собой;
- функцию самоопределения – помогает проверить свои способности в деятельности, утвердиться в выборе или изменить его.
Диаграмма № 1 “Функции ИОП” (смотрите в Приложении 1).
Проектировании ИОП моих школьников по английскому языку предусматривает ряд этапов:
На первом этапе разрабатывается диагностическая карта особенностей учащихся (см. в Приложении 1 – Диаграмма № 2 “Диагностическая карта особенностей учащихся”). Диагностическая карта особенностей:
- позволяет определить уровень развития и степень выраженности личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или её части;
- фиксирует начальный объем и содержание предметного образования учеников (количество и качество имеющихся представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме);
- устанавливает и классифицирует мотивы деятельности учеников по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.
На втором этапе учащийся проводит самодиагностику, определяя начальный объем и содержание предметных ЗУН, анализирует свои “проблемные зоны”; (см. В Приложении 1 образец Таблица № 1, № 2 “Самодиагностика” 1 вид, 2 вид).
На третьем этапе учащийся знакомиться с опорной картой ЗУН и учебных действий по теме, которая фиксирует приоритетные зоны внимания ученика в предстоящей деятельности, уточняет формы и методы деятельности и помогает выстраивать систему личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной деятельностью или темой. Опорная карта может быть на один урок, серию уроков, тему, раздел . (см в Приложении 1 Таблица № 3 “Опорная карта уроков английского языка в 6 классе)
На четвертом этапе ученик – Организатор своего образования.
Формулирует цели, подбирает тематику, предполагает свои конечные образовательные продукты и формы их представления, составляет план работы, выбирает средства и способы деятельности, партнеров, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. В течение 5 лет используются индивидуальные программы 2 видов. (См. в Приложении 1 Таблица № 4 , № 5 ИОП – 1 вид, ИОП – 2 вид). ИОП может быть на урок, тему, раздел. (См. в Приложении 1 фото № 1“Образец ИОП учащегося (внешняя сторона)”
На пятом этапе организуется одновременная реализация индивидуальных образовательных программ на основе технологической карты занятия (см в Приложении 2 “Технологическая карта урока английского языка в 6 классе). Учитель – консультант, помощник. Учитель контролирует процесс с помощью “Табло учета” (см в Приложении 1 Таблица № 6 “Табло учета”, (см в Приложении 1 Фото № 2).
На шестом этапе этапе проводится представление продуктов деятельности, оценка их соответствия образцу, коррекция. (См. В Приложении 1 Фото № 3.)
На седьмом этапе этапе проводиться рефлексия деятельности и прогнозирование. (См. в Приложении 1 Таблица №7 “Рефлексия деятельности”.)
Выводы:
1. Индивидуальная образовательная программа учащегося позволяет формировать субъектную позицию учащегося в образовании, служит развитию универсальных УД школьника;
2. Использование индивидуальной образовательной программы при обучении английскому языку позволяет иметь качество обученности по предмету 85%;
3. Диагностируется повышение мотивации обучения школьника.
4. Отмечается повышение по уровням :
- Уровень сформированности учебно-познавательного интереса – на 15%
- Уровень сформированности целеполагания – на 25%;
- Уровень сформированности учебных действий – на 30%;
- Уровень сформированности действия контроля – на 30%;
- Уровень сформированности действия оценки – на 30%.
Литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (“2.2. Создание условий для повышения качества общего образования”).
- Хуторской А.В. Дидактика личностно-ориентированного обучения: Пособие для учителя. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. / – М.: Центр дистанционного образования “Эйдос”, 2005. – 1.6 Мб.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с: ил.
- Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования. Сборник статей.– Красноярск, 2004. – 112с.