Формирование грамматических навыков на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умении говорения, аудирования, чтения, письма.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условии использования языка как средства общения.
Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
Что включает в себя знание грамматики и чему учитель должен научить учеников? Знать грамматику означает знать:
– форму;
– значение;
– употребление;
– речевую функцию того или иного грамматического явления.

Существует два традиционных подхода – имплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучение грамматике без объяснения правил, а во втором с объяснениями. Однако, использовать эти подходы в чистом виде неоправданно, т.к. оба имеют положительные стороны. Поэтому свою практику преподавания грамматики языка я строю на основе выборочного использования положений этих двух подходов. 

Для детей, начинающих изучать иностранный язык, особенно в начальных классах, безусловно предпочтительно использовать имплицитный подход, так как на этом этапе ученикам проще запомнить готовую структуру, много раз проговоренную и услышанную на уроке, чем составить самостоятельно фразу, опираясь на теоретические сведения, часто обремененные сложной терминологией, предложенные учителем. Кроме того частота повторений однотипных действий с готовой грамматической структурой фиксирует ее в памяти как неделимое целое.

С одной стороны, общаться на языке можно, не владея грамматикой в полном объеме, делая грамматические ошибки. Но, с другой стороны, школьникам приходится писать тесты и сдавать экзамены по языку. Не зная грамматики, они могут не выдержать данные испытания. Значит, грамматику надо учить. А учителю нужно сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным, творческим.

Это возможно, если обучение грамматике будет иметь коммуникативную и функциональную направленность, то есть проблему можно решить при помощи интегративного обучения.

Интегративное обучение грамматике подразумевает взаимодействие учащихся во время обучения, а учитель выполняет роль посредника. Его задача – верно, направить учащихся, создать все условия для овладения определенным грамматическим правилом. Этот метод состоит из трех равнозначных стадий: (1) изучение, (2) объяснение и (3) использование.

Изучение – это первая стадия интегративного обучения грамматике. Учащимся дается небольшой текст с примерами на новое правило и предлагается в группах или всем классом изучить примеры, обнаружить в них определенные грамматические закономерности и с помощью учителя сформулировать грамматическое правило. Обучаемые должны иметь возможность выяснить языковые закономерности самостоятельно, обращаясь за помощью лишь при необходимости. Идет исследование языка, правила “добываются” учениками в ходе целенаправленного, активного восприятия материала. Знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью их опыта. Это способствует лучшему запоминанию и служит великолепным средством мотивации работы учащихся.

Для облегчения задания, особенно на раннем этапе использования данной методики, рекомендуется выделить или подчеркнуть важные для понимания структуры и формы. Например, при изучении Past Simple на стадии изучения учащимся может быть предложен следующий текст:

Once there lived an old woman and old man .One day the old woman made a gingerbread man. Then she put him in the oven to bake. When the old woman opened the oven door the gingerbread man ran out. The old woman and man ran after the gingerbread man .

Ученикам предлагается прочесть текст и определить грамматические закономерности. Учитель начинает учебное взаимодействие с объяснения задания, а затем получает ответы учеников, не всегда даже правильные. Но ученики не боятся говорить, выражать свои мысли. Учитель использует наводящие вопросы и держит мыслительную деятельность учащихся под контролем.

Объяснение – вторая стадия обучения. После того как учащиеся найдут определенные закономерности в предложенных примерах на стадии изучения, учитель или ученики могут обобщить сделанные находки, фокусируя внимание на структуре. Учитель объясняет правила, ибо именно они делают речь учащихся грамматически правильной. При этом важно, чтобы учитель проводил параллель между правилами из учебника и примерами, данными на первой стадии обучения, тем самым, опираясь на то, что учащиеся уже знают. Особую ценность представляют примеры практического использования изучаемых структур в аутентичных ситуациях, отражающих коммуникативные интересы учащихся.

На третьей стадии, стадии использования учащиеся применяют новые структуры при общении, создавая высказывание, в котором внимание уделяется и форме, и значению.

Сомнений нет в том, что индуктивный метод обучения грамматике является наиболее ценным с точки зрения познавательного развития учащихся и формирования у них стратегий самообразования. Материал, который не дается в готовом виде, а “добывается” в процессе изучения и исследования, лучше запоминается.

В современной практике преподавания ИЯ эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий. Интересна технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) и варианты метода такого обучения при работе над грамматическим материалом. Один из вариантов “Learning Together”, либо “Jigsaw”. Например, при изучении темы “The Present Perfect” классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”, “Указатели” и “Схемы”. Класс делится на три группы, каждая выполняет свою функцию.

Вариант “Learning Together”: каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени – описала действия; вторая – нашла указатели, слова–помощники; третья – составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике.

В варианте “Jigsaw” все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по “случаям употребления”, “указателям”, “схемам”. Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме. Обычно после такой работы дается тест каждому ученику индивидуально. Результаты суммируются, и ставится оценка группе.

Следующий прием позаимствован мною из УМК по немецкому языку, это SOS. Проходя в своей работе три этапа, учащиеся легко усваивают новое грамматическое явление, самостоятельно формулируют правило, визиализируют его с помощью схемы или рисунка и применяют затем новую грамматическую форму при решении конкретной коммуникативной задачи.

Для обучения грамматике в 5–6 классах я стараюсь использовать упражнения, задания, в которых языковая и коммуникативная задачи выполняются одновременно. Использую не только подстановочные вопросо-ответные упражнения, речевые ситуации, перфокарты, лексико-грамматические игры, но и приемы креативной грамматики: работы со стихами, песнями, текстами-моделями, схемами. Это подвигает детей к собственному творчеству, избавляет их от скучного зазубривания. Повторяющаяся грамматическая структура в стихах, песнях создает чувство ритма, благодаря чему грамматические структуры откладываются в памяти учащихся и легко запоминаются.

Текст-модель вызывает у учащихся желание создать собственный продукт творчества, в котором они стремятся не только правильно применить правило, но и выразить свои чувства, эмоции.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывает интерес у учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Забавная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формирует внутреннюю мотивацию учащихся. Отрабатывая структуры в Past Simple, можно использовать прием “цепочки”. Каждому ученику предлагается поучаствовать в составлении рассказа на определенную лексическую тему. Учитель придумывает первое предложение, а учащиеся продолжают сочинять рассказ, добавляя по одному высказыванию. Можно записывать предложение на листе бумаги так, чтобы каждый пишущий мог видеть только последнюю фразу.

Тренируя вопросительные структуры, можно показать ученикам интересную фотографию и дать задание расспросить о том, где и когда это было. Ученики могут принести, затем свои фотографии и работать в парах. При отработке структур в Past Perfect учащимся можно предложить вспомнить самые яркие впечатления их жизни и затем выразить свои чувства, используя фразу I had never (or always)… before. На всех уровнях обучения ученики воспроизводят язык, немного отличающийся от того, которым пользуются носители. Некоторые различия грамматические, другие заключаются в неправильном выборе лексических единиц и использовании языка в неподходящем контексте. Учитель должен быть осторожен в том, чтобы не исправлять ошибки в ущерб общению и выработке уверенности у учеников. Он также всегда должен подсказать, где ученик делает ошибку, чтобы тот мог над ней поработать в случае необходимости. Преподаватель должен способствовать выработке уверенности в использовании языка, фокусируя больше внимания на содержании общения, чем на грамматических формах. В зависимости от цели урока и типов выполняемых заданий, рекомендуется исправлять ошибки следующим образом – если ученики выполняют задания на отработку определенных конструкций в различных ситуациях общения, то необходимо попутно исправлять их грамматические ошибки;
– если ученики непосредственно вовлечены в коммуникативное общение, то исправлять ошибки нужно лишь в том случае, если они затрудняют понимание.