Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.
Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дизграфии и дислексии.
Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: “Весна в стране звуков”.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать закреплять умения составлять слоги с согласными звуками “Д” “Т” – прямые и обратные.
- Отработать умения выделять начальный первый согласный звук, соотнося его с нужным символом звука.
- Продолжать закреплять умения детей ориентироваться в пространстве относительно другого предмета.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать психические процессы на материале дидактических игр.
- Развивать фонетико-фонематическое восприятие на материале дифференциации согласных звуков “Д”, “Т”.
- Развивать артикуляционный аппарат на материале выполнения артикуляционных упражнений.
- Корригировать общую и мелкую моторику на дидактических играх.
Воспитательные:
- Воспитывать умения слушать и слышать друг друга.
- Воспитывать звуковую сторону речи.
Оборудование:
Демонстрационное:
– наборное полотно – 2 ;
– ёлка, снеговик, сундучок, жёлтые шарики – 1;
– магнитофон, кассета с аудиозаписью звуков природы “Капель”
– зеркало, предметные картинки артикуляционных упражнений, указка;
– фигурка гнома Тома, дом, символы звуков “Д” “Т”, плитки с изображением на них
предметных картинок: тапки, танк, дрова, дуб, дом, тачка, пылесос, фуражка,
пуговица, туфли;
– конверты с разрезными картинками: изображения на которых начинаются на звуки
“Т” “Д”, прозрачные коврики.
– Сугробы с изображением на них символов гласных звуков АУОЫ и символа
согласного звука “М”, жилеты-звуки “Д”, “Т”
– Лесенка, предметные картинки.
Раздаточное:
– шарики-мимозы – 8;
– поднос – 1, зеркала – 8;
– поднос – 1, разрезные картинки – 8.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, у нас гости сегодня. Поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Ребята, а ещё у нас в гостях музыка. Давайте послушаем.
(Воспитатель включает музыку звуки природы “Капель”.)
Логопед: Интересно, о каком явлении природы хотела рассказать нам музыка?
Дети: О капели.
Логопед: Как вы догадались, что это капель?
Дети: Когда тают сосульки, снег они превращаются в капельки воды и издают такой звук.
II. Основная часть.
Логопед: (подводит детей к ёлке, под ёлкой сидит снеговик) Да, музыка рассказала нам о капели. Ой, а это кто! (Педагог жестом указывает на снеговика.) На дворе стучит капель, весна идёт у Снеговика веточка мимозы и он не уходит. Очень ему хочется узнать, как звучит капель? А как она звучит?
Дети: Кап, кап.
Логопед: Всегда ли капель звучит одинаково? От чего это зависит, как вы думаете? Ребята от того как пригревает солнышко: если солнышко пригревает сильнее, капельки падают – кап-кап-кап-кап….; пригревает слабее – КАП-КАП-КАП. (Показать ритмический рисунок.)
Логопед: Поиграем в нашу игру “Весенняя капель”. Сегодня мы в неё будем играть так: большая капелька “Да”, маленькая “та”. Первую карточку читаем хором, следующую по-одному по цепочке.
Инструкция: хором начали…. (Затем на кого педагог посмотрит глазками, тот ребёнок и читает.)
Логопед: По цепочке: та-та-ДА; ДА-та-та; ДА-та-ДА.
Логопед: Проговорит тот, на кого я посмотрю: ДА-ДА-та, ДА-та-ДА и т.д.
Логопед: Молодцы. Снеговику понравилось с вами играть, он дарит вам сундучок.
Откроем и узнаем, что там внутри!
(Логопед открывает сундучок.)
Дети: Это шарики.
Логопед: Шарики с веточки мимозы Снеговика. Возьмите по одному шарику мимозы.
Логопед: Играем в игру: “Подуй на весенние шарики мимозы”
Инструкция: внимание, выпрямились, вытянули ладошку, поднесите ладошку ближе к губам, губки вытянули вперёд – вдох через нос, выдох через рот….. (выполнить упражнение 3 раза).
Логопед: Молодцы, положим шарики мимозы в сундучок, закроем. (Логопед ставит сундучок под ёлку.)
Логопед: Ой, это что на коврике! (Слева от ёлки ближе к окну на ковре лежит зеркало накрытое белой тканью.) (Логопед убирает ткань.) Ой! Посмотрите, да это наши зеркала!
Дети: Это зеркало.
Логопед: Поиграем в игру “Волшебное зеркало”.
Садитесь на коврик “по турецки” (дети садятся полукругом), (логопед ставит поднос с зеркалами по середине круга) возьмите каждый по одному зеркалу. Помогут нам играть картинки.
Инструкция: (наборное полотно стоит напротив детей) на какую картинку я укажу указкой, то упражнение и будите выполнять. Внимание, выпрямите свои спинки, возьмите правильно зеркало, начинаем игру…. (карточки расположены по 4-м углам и центру наборного полотна шестую педагог держит в руках)
Логопед: Молодцы, положите зеркала на поднос, встаньте (логопед убирает поднос под шкаф и предлагает детям встать с коврика).
Логопед: Ребята, нас кто-то ждёт (педагог обращает внимание детей на наборное полотно, жестом руки; наборное полотно находится у второго окна, на наборном полотне фигурка гнома, домик и символы звуков “Т” и “Д”).
Дети: Нас ждёт гном Том.
Логопед: А рядом с ним символы звуков, каких, Никита?
Никита: Символ звука “Т” и “Д”.
Логопед: Ой, ребята, но мы не можем к нему пройти – нет дорожки. Что же нам делать?
Дети: Надо построить дорожку.
Логопед: Из чего же нам построить дорожку?
Дети: построить из кубиков.
Логопед: Да, из всего этого можно построить, но сегодня мы будем строить дорожку из плиток. (Взять одну плитку.) Что на них изображено? Назовите, одним словом?
Дети: Картинки.
Логопед: Предметы на картинках, на какие звуки начинаются?
Дети: Предметы на картинках начинаются на звуки: “В”, “Ф”, “Д”, “Б”, “Т”.
Логопед: В нашей игре “Выложи дорожку” нам понадобятся картинки, с какими предметами…, как вы думаете?... (если дети затрудняются в ответе, то напомнить: рядом с Томом символы каких звуков?)
Логопед: Эта плитка нам подходит? (педагог показывает плитку предметная картинка на которой начинается на звук “В”)
Логопед: (после утверждения ответа) Молодцы.
Инструкция: Каждый из вас может взять только одну плитку…. Стройте дорожку. Начиная от стола…
Логопед: Молодцы. Гном очень рад, что мы добрались к нему и приглашает поиграть в игру “Разминка”.
III. Физкультминутка.
“Разминка”.
Эй, ребята, что стоите?! (2 строчки произносит логопед…)
Поиграть вы не хотите!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой! Влево шаг!
И снова стой!
Покружимся, повернёмся,
Снова за руки возьмёмся! (Движения по тексту.)
IV. Закрепление.
Логопед: Гному очень понравилось эта игра, он хочет вам что-то подарить! (Логопед берёт поднос, накрытый салфеткой, показывает детям и снимает салфетку.) Здесь какие-то конверты!
Инструкция: возьмите каждый по одному конверту и подойдите к столам (логопед вместе с детьми проходит к столам). На столах у вас лежат прозрачные коврики. Узнаем, что в конвертах?
Дети: Да!
Логопед: Достаньте! Это что?
Дети: разрезные картинки.
Логопед: Конверты положите на край стола, а из разрезных частей – составьте картинку, прикрепляя её к прозрачным коврикам,…но!...Для этого надо подготовить пальчики. Поиграем в игру “Дружба”. Костя, начинай игру….
Игра “Дружба”.
Дружат в нашей группе – (Основание ладоней соединить, пальцы сильно напряжены, на каждое слово соединять ладони друг с дружкой.)
девочки – (Переплести пальцы обеих рук между собой, в конце слова разъединить.)
и мальчики. (Переплести пальцы обеих рук между собой, в конце слова разъединить.)
мы сейчас подружим маленькие пальчики. (Основание ладоней соединить, пальцы сильно напряжены, на каждое слово соединять ладони друг с дружкой.)
1-2-3-4-5 (Соединять подушечки пальцев правой и левой рук.)
Начинаем счёт опять, (Разъединить пальцы рук.)
1-2-3-4-5. (Соединять подушечки пальцев правой и левой рук.)
Мы закончили играть. (“стряхнуть” вниз кисти рук.)
Логопед: Внимание! Ребята, что нам сейчас надо делать?
Дети: Составить разрезную картинку.
Логопед: Вспомнили, что надо делать! Кто выложит, сделает один шаг от стола. Выполняйте.
Логопед: Правильно ли вы составили… мы сейчас проверим…. Переверните коврики…. Что вы увидели?
Дети: Символы звуков “Т” и “Д”.
Логопед: У тебя символ, какого звука, Аня?
Логопед: Звук “Д” и дудочка и что?
Аня: Слово дудочка начинается на звук “Д”.
Логопед: Как хорошо у гнома в гостях, но нам пора возвращаться. (логопед указывает жестом на сугробы) Ой! Какие сугробы! Ребята, подойдите по ближе, посмотрите сугробы не простые, на них изображены символы звуков. Вам знакомы эти символы?
Дети: Да! Это символы гласных звуков.
Логопед: Назовите эти символы.
Дети называют.
Логопед: Молодцы. Поможет нам обойти сугробы игра “Назови правильно”. Для этого нам нужны: звук “Д” (логопед надевает “жилет” символ звука “Д” на одного из детей) и звук “Т” (логопед надевает “жилет” на другого ребёнка). Друзья звука “Д” – Аня, Никита, Карина – встанут рядом со звуков, друзья звука “Т” – Кирилл, Миша, Полина
Логопед: Внимание! Ребята-звуки, по-очереди, подходят к сугробам, встают справа, затем слева от сугроба, вы – друзья звука произносите слоги; когда звук будет продвигаться вперёд, друзья продвигаются за ним.
Логопед: Начинаем игру! Звук “Д” подходит к первому сугробу со звуком “А”, встаёт справа. Друзья – читаем слог. Звук “Т” – читаем слог. И т.д. Читает тот, к кому я прикоснусь. И т.д.
(Дети подходят к последнему сугробу.)
Логопед: Какие интересные сугробы. Справа можем встать?
Дети: Нет.
Логопед: Почему?
Дети: Место занято звуком “М”.
Логопед: С какой стороны, могут встать звуки “Д” и “Т”?
Дети: Звуки “Т” и “Д” могут встать слева.
Логопед: Читаем, что получилось?
Дети: Слово Дом.
Логопед: А у вас?
Дети: Слово Том.
V. Итог.
Логопед: Молодцы. Как интересно было играть. Вспомним и назовём игры, в которые мы с вами играли. Поможет нам в этом игра “Лесенка-чудесенка”.
Подойдите к ней. (Логопед выставляет маленький столик с лесенкой на коврик, на лесенке прикреплены предметные картинки.) На этой картинке это что, Аня?
Аня: Это диск.
Логопед: Как он нам пригодился?
Логопед: На другой ступеньке что, Костя?
Костя: Капельки, мы играли в игру “Весенняя капель”.
Логопед: На следующей, Женя?
Женя: Снеговик, сундучок и жёлтые шарики – мы играли в игру “Подуй на шарики мимозы”.
Логопед: Никита, на этой ступеньке что?
Никита: Зеркало…
Логопед: А на этой что, Таня?
Таня: Гном и плитки.
Логопед: На этой, Миша?
Миша: Разрезные картинки.
Логопед: На этой ступеньке что, Матвей?
Матвей: Сугробы, мы составляли слоги и слова.
Логопед: Ой, на этой ступеньке что, Рома?
Рома: Это корзина.
Логопед: Как нам найти корзину!!!! Ой! Посмотрите, схема! Ага! По схеме пойдём и корзину найдём.
Инструкция: внимание! Продвигаться нужно строго по схеме…. Начинаем…
Логопед: Мы пришли, нашлась корзина, она рядом со Снеговиком! Открываем, ой в корзине конфеты: “трюфель” и “дав”! Какой хитрый Снеговик, угощает девочек конфетами на звук “Т”, а мальчиков на звук “Д”. Поблагодарим Снеговика… ему пора в путь, потому что приход дружной весны может растопить Снеговика.
Попрощаемся с ним и с нашими гостями.
Дети: До свидания!
Воспитатель уводит детей.
Литература:
- Гризик Т.И, Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4–5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2006. – 207 с.
- Гризик Т.И, Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5–6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2006. – 207 с.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: “Просвещение”, 1999. – 165 с.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – М.: Издательство “Гном и Д”, 1996.– 32 с. (Практическая логопедия.)
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2001. – 32 с. (Практическая логопедия.)