Использование символов звуков на занятиях по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: "Весна в стране звуков"

Разделы: Работа с дошкольниками


Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.

Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дизграфии и дислексии.

Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: “Весна в стране звуков”.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать закреплять умения составлять слоги с согласными звуками “Д” “Т” – прямые и обратные.
  2. Отработать умения выделять начальный первый согласный звук, соотнося его с нужным символом звука.
  3. Продолжать закреплять умения детей ориентироваться в пространстве относительно другого предмета.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать психические процессы на материале дидактических игр.
  2. Развивать фонетико-фонематическое восприятие на материале дифференциации согласных звуков “Д”, “Т”.
  3. Развивать артикуляционный аппарат на материале выполнения артикуляционных упражнений.
  4. Корригировать общую и мелкую моторику на дидактических играх.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умения слушать и слышать друг друга.
  2. Воспитывать звуковую сторону речи.

Оборудование:

Демонстрационное:
– наборное полотно – 2 ;
– ёлка, снеговик, сундучок, жёлтые шарики – 1;
– магнитофон, кассета с аудиозаписью звуков природы “Капель”
– зеркало, предметные картинки артикуляционных упражнений, указка;
– фигурка гнома Тома, дом, символы звуков “Д” “Т”, плитки с изображением на них предметных картинок: тапки, танк, дрова, дуб, дом, тачка, пылесос, фуражка, пуговица, туфли;
– конверты с разрезными картинками: изображения на которых начинаются на звуки “Т” “Д”, прозрачные коврики.
– Сугробы с изображением на них символов гласных звуков АУОЫ и символа согласного звука “М”, жилеты-звуки “Д”, “Т”
– Лесенка, предметные картинки.

Раздаточное:
– шарики-мимозы – 8;
– поднос – 1, зеркала – 8;
– поднос – 1, разрезные картинки – 8.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, у нас гости сегодня. Поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Ребята, а ещё у нас в гостях музыка. Давайте послушаем.

(Воспитатель включает музыку звуки природы “Капель”.)

Логопед: Интересно, о каком явлении природы хотела рассказать нам музыка?

Дети: О капели.

Логопед: Как вы догадались, что это капель?

Дети: Когда тают сосульки, снег они превращаются в капельки воды и издают такой звук.

II. Основная часть.

Логопед: (подводит детей к ёлке, под ёлкой сидит снеговик) Да, музыка рассказала нам о капели. Ой, а это кто! (Педагог жестом указывает на снеговика.) На дворе стучит капель, весна идёт у Снеговика веточка мимозы и он не уходит. Очень ему хочется узнать, как звучит капель? А как она звучит?

Дети: Кап, кап.

Логопед: Всегда ли капель звучит одинаково? От чего это зависит, как вы думаете? Ребята от того как пригревает солнышко: если солнышко пригревает сильнее, капельки падают – кап-кап-кап-кап….; пригревает слабее – КАП-КАП-КАП. (Показать ритмический рисунок.)

Логопед: Поиграем в нашу игру “Весенняя капель”. Сегодня мы в неё будем играть так: большая капелька “Да”, маленькая “та”. Первую карточку читаем хором, следующую по-одному по цепочке.

Инструкция: хором начали…. (Затем на кого педагог посмотрит глазками, тот ребёнок и читает.)

Логопед: По цепочке: та-та-ДА; ДА-та-та; ДА-та-ДА.

Логопед: Проговорит тот, на кого я посмотрю: ДА-ДА-та, ДА-та-ДА и т.д.

Логопед: Молодцы. Снеговику понравилось с вами играть, он дарит вам сундучок.

Откроем и узнаем, что там внутри!

(Логопед открывает сундучок.)

Дети: Это шарики.

Логопед: Шарики с веточки мимозы Снеговика. Возьмите по одному шарику мимозы.

Логопед: Играем в игру: “Подуй на весенние шарики мимозы”

Инструкция: внимание, выпрямились, вытянули ладошку, поднесите ладошку ближе к губам, губки вытянули вперёд – вдох через нос, выдох через рот….. (выполнить упражнение 3 раза).

Логопед: Молодцы, положим шарики мимозы в сундучок, закроем. (Логопед ставит сундучок под ёлку.)

Логопед: Ой, это что на коврике! (Слева от ёлки ближе к окну на ковре лежит зеркало накрытое белой тканью.) (Логопед убирает ткань.) Ой! Посмотрите, да это наши зеркала!

Дети: Это зеркало.

Логопед: Поиграем в игру “Волшебное зеркало”.

Садитесь на коврик “по турецки” (дети садятся полукругом), (логопед ставит поднос с зеркалами по середине круга) возьмите каждый по одному зеркалу. Помогут нам играть картинки.

Инструкция: (наборное полотно стоит напротив детей) на какую картинку я укажу указкой, то упражнение и будите выполнять. Внимание, выпрямите свои спинки, возьмите правильно зеркало, начинаем игру…. (карточки расположены по 4-м углам и центру наборного полотна шестую педагог держит в руках)

Логопед: Молодцы, положите зеркала на поднос, встаньте (логопед убирает поднос под шкаф и предлагает детям встать с коврика).

Логопед: Ребята, нас кто-то ждёт (педагог обращает внимание детей на наборное полотно, жестом руки; наборное полотно находится у второго окна, на наборном полотне фигурка гнома, домик и символы звуков “Т” и “Д”).

Дети: Нас ждёт гном Том.

Логопед: А рядом с ним символы звуков, каких, Никита?

Никита: Символ звука “Т” и “Д”.

Логопед: Ой, ребята, но мы не можем к нему пройти – нет дорожки. Что же нам делать?

Дети: Надо построить дорожку.

Логопед: Из чего же нам построить дорожку?

Дети: построить из кубиков.

Логопед: Да, из всего этого можно построить, но сегодня мы будем строить дорожку из плиток. (Взять одну плитку.) Что на них изображено? Назовите, одним словом?

Дети: Картинки.

Логопед: Предметы на картинках, на какие звуки начинаются?

Дети: Предметы на картинках начинаются на звуки: “В”, “Ф”, “Д”, “Б”, “Т”.

Логопед: В нашей игре “Выложи дорожку” нам понадобятся картинки, с какими предметами…, как вы думаете?... (если дети затрудняются в ответе, то напомнить: рядом с Томом символы каких звуков?)

Логопед: Эта плитка нам подходит? (педагог показывает плитку предметная картинка на которой начинается на звук “В”)

Логопед: (после утверждения ответа) Молодцы.

Инструкция: Каждый из вас может взять только одну плитку…. Стройте дорожку. Начиная от стола…

Логопед: Молодцы. Гном очень рад, что мы добрались к нему и приглашает поиграть в игру “Разминка”.

III. Физкультминутка.

“Разминка”.

Эй, ребята, что стоите?! (2 строчки произносит логопед…)
Поиграть вы не хотите!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой! Влево шаг!
И снова стой!
Покружимся, повернёмся,
Снова за руки возьмёмся! (Движения по тексту.)

IV. Закрепление.

Логопед: Гному очень понравилось эта игра, он хочет вам что-то подарить! (Логопед берёт поднос, накрытый салфеткой, показывает детям и снимает салфетку.) Здесь какие-то конверты!

Инструкция: возьмите каждый по одному конверту и подойдите к столам (логопед вместе с детьми проходит к столам). На столах у вас лежат прозрачные коврики. Узнаем, что в конвертах?

Дети: Да!

Логопед: Достаньте! Это что?

Дети: разрезные картинки.

Логопед: Конверты положите на край стола, а из разрезных частей – составьте картинку, прикрепляя её к прозрачным коврикам,…но!...Для этого надо подготовить пальчики. Поиграем в игру “Дружба”. Костя, начинай игру….

Игра “Дружба”.

Дружат в нашей группе – (Основание ладоней соединить, пальцы сильно напряжены, на каждое слово соединять ладони друг с дружкой.)
девочки – (Переплести пальцы обеих рук между собой, в конце слова разъединить.)
и мальчики. (Переплести пальцы обеих рук между собой, в конце слова разъединить.)
мы сейчас подружим маленькие пальчики. (Основание ладоней соединить, пальцы сильно напряжены, на каждое слово соединять ладони друг с дружкой.)
1-2-3-4-5 (Соединять подушечки пальцев правой и левой рук.)
Начинаем счёт опять, (Разъединить пальцы рук.)
1-2-3-4-5. (Соединять подушечки пальцев правой и левой рук.)
Мы закончили играть.  (“стряхнуть” вниз кисти рук.)

Логопед: Внимание! Ребята, что нам сейчас надо делать?

Дети: Составить разрезную картинку.

Логопед: Вспомнили, что надо делать! Кто выложит, сделает один шаг от стола. Выполняйте.

Логопед: Правильно ли вы составили… мы сейчас проверим…. Переверните коврики…. Что вы увидели?

Дети: Символы звуков “Т” и “Д”.

Логопед: У тебя символ, какого звука, Аня?

Логопед: Звук “Д” и дудочка и что?

Аня: Слово дудочка начинается на звук “Д”.

Логопед: Как хорошо у гнома в гостях, но нам пора возвращаться. (логопед указывает жестом на сугробы) Ой! Какие сугробы! Ребята, подойдите по ближе, посмотрите сугробы не простые, на них изображены символы звуков. Вам знакомы эти символы?

Дети: Да! Это символы гласных звуков.

Логопед: Назовите эти символы.

Дети называют.

Логопед: Молодцы. Поможет нам обойти сугробы игра “Назови правильно”. Для этого нам нужны: звук “Д” (логопед надевает “жилет” символ звука “Д” на одного из детей) и звук “Т” (логопед надевает “жилет” на другого ребёнка). Друзья звука “Д” – Аня, Никита, Карина – встанут рядом со звуков, друзья звука “Т” – Кирилл, Миша, Полина

Логопед: Внимание! Ребята-звуки, по-очереди, подходят к сугробам, встают справа, затем слева от сугроба, вы – друзья звука произносите слоги; когда звук будет продвигаться вперёд, друзья продвигаются за ним.

Логопед: Начинаем игру! Звук “Д” подходит к первому сугробу со звуком “А”, встаёт справа. Друзья – читаем слог. Звук “Т” – читаем слог. И т.д. Читает тот, к кому я прикоснусь. И т.д.

(Дети подходят к последнему сугробу.)

Логопед: Какие интересные сугробы. Справа можем встать?

Дети: Нет.

Логопед: Почему?

Дети: Место занято звуком “М”.

Логопед: С какой стороны, могут встать звуки “Д” и “Т”?

Дети: Звуки “Т” и “Д” могут встать слева.

Логопед: Читаем, что получилось?

Дети: Слово Дом.

Логопед: А у вас?

Дети: Слово Том.

V. Итог.

Логопед: Молодцы. Как интересно было играть. Вспомним и назовём игры, в которые мы с вами играли. Поможет нам в этом игра “Лесенка-чудесенка”.

Подойдите к ней. (Логопед выставляет маленький столик с лесенкой на коврик, на лесенке прикреплены предметные картинки.) На этой картинке это что, Аня?

Аня: Это диск.

Логопед: Как он нам пригодился?

Логопед: На другой ступеньке что, Костя?

Костя: Капельки, мы играли в игру “Весенняя капель”.

Логопед: На следующей, Женя?

Женя: Снеговик, сундучок и жёлтые шарики – мы играли в игру “Подуй на шарики мимозы”.

Логопед: Никита, на этой ступеньке что?

Никита: Зеркало…

Логопед: А на этой что, Таня?

Таня: Гном и плитки.

Логопед: На этой, Миша?

Миша: Разрезные картинки.

Логопед: На этой ступеньке что, Матвей?

Матвей: Сугробы, мы составляли слоги и слова.

Логопед: Ой, на этой ступеньке что, Рома?

Рома: Это корзина.

Логопед: Как нам найти корзину!!!! Ой! Посмотрите, схема! Ага! По схеме пойдём и корзину найдём.

Инструкция: внимание! Продвигаться нужно строго по схеме…. Начинаем…

Логопед: Мы пришли, нашлась корзина, она рядом со Снеговиком! Открываем, ой в корзине конфеты: “трюфель” и “дав”! Какой хитрый Снеговик, угощает девочек конфетами на звук “Т”, а мальчиков на звук “Д”. Поблагодарим Снеговика… ему пора в путь, потому что приход дружной весны может растопить Снеговика.

Попрощаемся с ним и с нашими гостями.

Дети: До свидания!

Воспитатель уводит детей.

Литература:

  1. Гризик Т.И, Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4–5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2006. – 207 с.
  2. Гризик Т.И, Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5–6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2006. – 207 с.
  3. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: “Просвещение”, 1999. – 165 с.
  4. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – М.: Издательство “Гном и Д”, 1996.– 32 с. (Практическая логопедия.)
  5. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2001. – 32 с. (Практическая логопедия.)