Урок математики по теме "Письменное сложение и вычитание двухзначных чисел без перехода через десяток". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели деятельности учителя

  • Продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток);
  • Развивать навыки устного счёта, умение преобразовывать величины, чертить отрезки, находить периметр многоугольника.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые: образовательные результаты.

Предметные: знают:

  • различные устные приёмы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным;
  • устную и письменную нумерацию в пределах 100;
  • как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик;
  • отличительные особенности задачи, величины, геометрические фигуры;
  • как найти периметр многоугольника.

Умеют:

  • складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приёмы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик;
  • решать задачи и выражения изученных видов;
  • находить периметр треугольника.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов УУД):

Познавательные:

  • способы понимать учебную задачу;
  • умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

  • оценивают свои достижения на уроке;

Коммуникативные:

  • могут слушать собеседника и вести диалог;
  • умеют вступать в речевое общение.

Личностные:

  • принимают и осваивают социальную роль обучающегося;
  • стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения. Внимание, память, логическое мышление;
  • проявляют самостоятельность.

Методы и формы обучения: Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная.

Основные понятия и термины: Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, геометрические фигуры, точка, отрезок, треугольник, периметр.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия Наблюдение
II. Каллиграфическая минутка

Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа

Прописывается образец на доске:

17 17 17 17 17 …….

71 71 71 71 71……..

– Какова роль цифры 1 в числе 17? В числе 71?

– Какова роль цифры 7 в числе 17? в числе71?

– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради Фронтальная Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают её.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Устные ответы, наблюдения
III. Устный счёт

Развитие навыков устного счёта

Задание 6 (У с.6 ч.2)

1. “Цепочка”

38-30+8-7-6+50=?

2. Задание из учебника (записано на доске). Выполнение данного задания способствует не только развитию навыков устного счёта, повторение терминов: слагаемое, сумма.

3. Найдите значения выражений k+6 b 28-k при k=7,8,9,10.

Задание записано на доске.

Слушают учителя, считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют; обосновывают свою точку зрения; составляют равенства Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнёров, при необходимости корректируют собственную деятельность одноклассников.

Познавательные:

Владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания;

Владеют различными приёмами устного счёта

Устные ответы
IV. Сообщение темы и целей учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка у усвоению изучаемого материала

– На предыдущих уроках вы познакомились с письменными приёмами сложения и вычитания двузначных чисел.

– Сегодня вы будете отрабатывать ваше умение записывать числа в столбик и находить значения сумм и разностей.

Познавательная: слушают учителя.

Коммуникативная: вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Регулятивная

Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить

Фронтальная Познавательные: выделяют и формируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Устные ответы
V. Формирование умения находить значения суммы и разности двузначных чисел столбиком.

Развитие умения складывать и вычитать двузначные числа в столбик.

Задание 1

(У с.6 ч.2)

Задание 2

Складывают и вычитают двузначные числа в столбик, при этом логически рассуждают, обобщают, делают выводы; один -у доски.

Работают самостоятельно, осуществляют взаимопроверку.

 

Фронтальная Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Знают правила ведения диалога; уважают в общении партнёров и себя; умеют работать в малой группе-паре; уважают общении друг друга, прислушиваются к мнению партнёра, при этом умеют отстаивать свою точку зрения.

Личностные:

Стремятся развивать навыки сотрудничества; имеют мотивацию учебной деятельности.

 

Устные ответы
Самостоятельная работа: задание “Проверь себя”

(У с.6 ч.2)

– Выполните задание 1 из учебника с подробным объяснением. Один ученик будет выполнять работу на доске с объяснением.

Предлагает выполнить задание 2.

– Проверьте выполненное сложение или вычитание.

– Выполните самостоятельно задание “Проверь себя” с последующей взаимопроверкой.

  Индивидуальная, парная.   Наблюдение
VI. Преобразование величин

Развитие умения преобразовывать величины.

Задание 7 (У с.6 ч.2)

С целью совершенствования умения обучающихся преобразовывать величины им может быть предложено задание 7.

Данное задание может быть выполнено с комментарием либо самостоятельно. с последующей фронтальной проверкой. Перед выполнением предлагается ученикам повторить изученное:

1см=10мм

1дм=10см

1м=10дм

Знают единицы измерения длины; умеют преобразовывать величины как в более крупные, так и в меньшие. Выполняют задание самостоятельно. Фронтальная. Индивидуальная. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнёра.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию; логически рассуждают, обосновывают свою точку зрения.

Коммуникативные: знают правила ведения диалога; достаточно полно и чётко выражают свои мысли в речи; уважают в общении как партнёров, так и самих себя.

Личностные: формируется личностный смысл учения.

Регулятивные:

Контролируют свои действия, соотнеся их с действиями учителя и одноклассников.

Наблюдения
Физкульминутка

Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди.
Сверху мостик – погляди.
Чтобы плавать ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
И на траке отдыхаем.

Выполняют элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем: имитация плавания, повороты влево и вправо, потягивания, ходьба на месте. Фронтальная    
VII. Работа над задачами.

Решение задач изученных видов.

Задача 3 (У с.6 ч.2)

Фронтально проводится работа над задачей 3.

– Выделите в задаче условие, вопрос, назовите данные и искомое число, запишите задачу кратко, затем самостоятельно решите её.

Посадили – ?

Осталось – 8д.

30-8=22(д)

Ответ: 22 дерева посадили.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; записывают задачу кратко; объясняют выбор метода решения; обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос; осуществляют взаимопроверку. Фронтальная Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнёров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.

Познавательные:

Создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные:

Умеют слушать, слышать и понимать партнёра по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные:

Осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

Устные ответы,  наблюдения.
Задача 4 (У с.6 ч.2)

– Самостоятельно решите задачу 4 из учебника с последующей взаимопроверкой.

       
VIII. Работа с геометрическим материалом.

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Задача 8 (У с.6 ч.2)

– Рассмотрите точки, изображённые в учебнике (задание 8, на полях).

– Как вы думаете, какие фигуры могут получиться, если соединить точки?

– Отметьте в ваших тетрадях точки точно так же.

– Соедините их отрезками.

– Какие фигуры получились?

– Вы были правы?

– Как найти периметр треугольника?

– Найдём периметр каждого из полученных треугольников. Периметр одного треугольника можно найти устно либо записать только решение.

Чертят геометрические фигуры по точкам; находят периметр треугольников. Фронтальная. индивидуальная Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнёра. Познавательные:

анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.

Коммуникативные:

Владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнёра, так и самого себя; не создают конфликтов.

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность.

Устные ответы, наблюдения.
IX. Рефлексия учебной деятельности.

Обобщение получаемых на уроке сведений, оценивание.

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– Что бы вы хотели сделать по-другому?

– Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная. Регулятивные:

Осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

Осваивают начальные формы рефлексии.

Коммуникативные:

Умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные:

Осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

Устные ответы