Пояснительная записка.
Рабочая программа по “Социальному миру” составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области “Социализация” для детей дошкольного возраста (старшая группа) основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федерального компонента государственного стандарта, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования “Успех” под редакцией науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н.В. Федина 2011г. с учетом приоритетного направления: социально – личностного развития ребенка.
Программа ориентирована на использование методических пособий: Алёшина Н. В. “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью” (старшая и подготовительная группы), Богуславская Н. Е., Купина Н. А. “Весёлый этикет”, Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. “Безопасность”. Детство-пресс, Дыбина О. В. “Что было до…” (игры – путешествия в прошлое предметов). Под редакцией Кондрыкинской Л. А. “С чего начинается Родина?”, Аралина Н. А. “Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности” под редакцией Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. “Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста”.
Рабочая программа рассчитана на организацию 18 периодов непосредственно – образовательной деятельности в год, 1 период в две недели, длительностью 20 минут.
Сопутствующие формы обучения: факультатив “Истоки”, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, выставки, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные), где дети в естественной, непринужденной форме закрепляют приобретенные навыки и умения.
Рабочая программа способствует достижению цели:
освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- Развитие игровой деятельности детей.
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитание культуры поведения и общения привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
- Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
- Социально-личностное развитие в процессе расширения знаний о природе родного края и народной культуры.
Новизна данной программы состоит в том, что дети учатся безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях по темам: “Безопасное поведение”, “Ребенок и другие люди”, “Ребенок дома”, “Ребенок на улицах города”.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, продолжением дальнейшего обучения в школе логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент как целая непосредственно-образовательная деятельность по следующим темам: “Моя Родина – Ямал”, “Ямал – ты мал, но дорог мне!”, “Вежливые слова” и компонент ДОУ (социально – личностное развитие) как часть непосредственно-образовательной деятельности по следующим темам: “Откуда хлеб пришел”, “Ямал – ты мал, но дорог мне!”, “Все профессии важны, все профессии нужна”, “Моя Родина – Ямал”, “Путешествие в космос”, “Как возникла Россия. Символика страны”.
Программа предусматривает интеграцию образовательной области “Социализация”
1. По задачам и содержанию психолого-педагогической работы со следующими образовательными областями:
– “Коммуникация” – развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части
формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье,
обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и
правил поведения;
– “Познание” – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в
части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме,
государстве, мире;
– “Труд” – формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания
трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе
трудовой деятельности”;
– “Безопасность” – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира;
– “Физическая культура” – развитие игровой деятельности в части подвижных игр с
правилами.
2. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса со следующими образовательными областями:
– “Чтение художественной литературы” – использование художественных
произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений
о себе, семье и окружающем мире;
– “Художественное творчество” – использование средств продуктивных видов
деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области
“Социализация”;
– “Познание” – использование дидактической игры как средства реализации
образовательной области “Познание”;
– “Коммуникация”, “Безопасность” – использование сюжетно-ролевых, режиссерских и
игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей.
Особенностью организации непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области “Социализация” является то, что знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. Когда новое знание не даётся только в готовом виде, а постигается детьми путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, а воспитатель подводит детей к этим “открытиям”, организуя и направляя их поисковые действия, все “открытия” происходят в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы осуществляется один раз в год (последние 2 недели мая) путем наблюдения за ребенком, бесед, тестов, дидактических игр.
В календарно-тематическом плане курсивом выделен новый материал.
Овладение ребенком необходимыми навыками и умениями:
- Знать место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей;
- Уметь видеть общий ход возрастного развития человека (младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек), проявление возрастных и половых особенностей во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска), многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина дома – любящая мать, на работе – умелая труженица, в свободное от работы время – занимается делами по интересу);
- Уметь понимать проявление эмоциональных состояний в эмоциях, жестах, мимике, интонации речи, действиях;
- Уметь отличать существенные признаки, лежащие в основе таких родовых обобщений, как “одежда” (зимняя, летняя), “головные уборы”. “обувь” (кожаная, резиновая), “постельное бельё”, “овощи”, “фрукты”, “транспорт” (городской, наземный, воздушный, водный) и пр.;
- Уметь различать разновидности материалов (разные виды бумаги и картона,
тканей, резины, пластмассы, дерева, металла и т.д.) и предметы,
изготовленные из них (в соответствии с их качествами и свойствами);
– Иметь представления: - о правилах культурного поведения со сверстниками и взрослыми;
- о государстве (символах);
- о своём городе, его истории, достопримечательностях, главных улицах;
- о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, лётчик, сталевар, портной, врач и т.д.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда, о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат), о роли современной техники, машин и механизмов в трудовой деятельности;
- Уметь пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением.
Учебно-тематический план.
№ | Тема (раздел) | Количество периодов непосредственно образовательной деятельности. |
В том числе практических периодов. |
1,7,11 | Предметный мир и история цивилизации. | 3 | 1 |
6,8,14 | Предметный мир и технический прогресс. | 3 | 1 |
5,12,18 | Формирование правового сознания. | 3 | 1 |
9,15,17 | Краеведение. | 3 | 1 |
3,10,16 | Этикет. | 3 | 1 |
2,4,13 | ОБЖ | 3 | 1 |
ИТОГО: | 18 |
График проведения итоговой непосредственно-образовательной деятельности по темам.
№ | Название диагностики. |
№ 11 | Итоговая непосредственно-образовательная деятельность по теме: “Путешествие в прошлое телефона”. |
№ 13 | Итоговая непосредственно-образовательная деятельность
по теме: “Школа пешеходных наук”. |
№ 14 | Итоговая непосредственно-образовательная деятельность
по теме: “Все профессии важны, все профессии нужны”. |
№ 16 | Итоговая непосредственно-образовательная деятельность
по теме: “Вежливые слова”. |
№ 17 | Итоговая непосредственно-образовательная деятельность
по теме: “Как возникла Россия”. |
№ 18 | Итоговая непосредственно-образовательная деятельность
по теме: “Право на семью”. |
Содержание учебного материала.
Предметный мир и история цивилизации.
Формировать у детей представления об истории возникновения страны, её символике (герб, флаг, гимн); развивать любознательность, внимание, воображение; воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину. Формировать представление о праздниках, истории их возникновения. Знакомить с историей возникновения книги и ее созданием.
Сформировать у детей представления о строительных профессиях (плотник, стекольщик, маляр и т.д.) и орудиях труда, инструментах; закреплять умение группировать, объединять профессии по общему признаку; представления о разнообразии профессий, понимании их значимости для человека.
Предметный мир и технический прогресс.
Формировать у детей представления о строительных профессиях (плотник, стекольщик, маляр и т.д.) и орудиях труда, профессии врача и т.д.; закреплять умение группировать, объединять профессии по общему признаку; воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает. Знакомить с историей возникновения книги, телефона, самолета, космических кораблей.
Формировать у детей представления о космических полётах, об учёных, стоявших у истоков космонавтики; закрепить представления о первом космонавте. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением (летать) и формой (обтекаемая). Знакомить со строением Солнечной системы. Формировать у детей представления о том, как выращивают хлеб в старину. Развивать умение делать простые умозаключения, выводы. Воспитывать интерес к истории.
Формирование правового сознания.
Сформировать у детей представления о правах и обязанностях человека. Формировать представление о празднике День народного единства, Дне прав человека. Сформировать у детей представления о важности права на имя, о значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Краеведение.
Сформировать у детей представления о природе Севера, истории его освоения, о многообразии коренных народов. Развивать умение делать выводы; Воспитывать чувство гордости за свою Малую Родину. Воспитывать интерес к народным праздникам
Этикет.
Формировать у детей представления об этикете во время еды за столом, правилах и нормах общения со сверстниками, взрослыми, нормах поведения в общественных местах, учить сдерживать проявление негативных эмоций.
ОБЖ
Формировать представления о том, что огонь может быть не только полезным, добрым, но и злым, опасным. Закреплять правила противопожарной безопасности; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Формировать у детей представления об опасных предметах дома и на улице, о том, что дом (квартира) тоже могут быть опасны; устанавливать связь между поступками и последствиями
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование реализации образовательной области “Социализация” образовательного компонента “Социальный мир”, старшая группа.
Параметры промежуточной диагностики овладения необходимыми навыками и умениями по предмету социальный мир образовательной область “Социализация” старшая группа.
- Знать место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей;
- Уметь видеть общий ход возрастного развития человека (младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек), проявление возрастных и половых особенностей во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска), многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина дома – любящая мать, на работе – умелая труженица, в свободное от работы время – занимается делами по интересу);
- Уметь понимать проявление эмоциональных состояний в эмоциях, жестах, мимике, интонации речи, действиях;
- Уметь отличать существенные признаки, лежащие в основе таких родовых обобщений, как “одежда” (зимняя, летняя), “головные уборы”. “обувь” (кожаная, резиновая), “постельное бельё”, “овощи”, “фрукты”, “транспорт” (городской, наземный, воздушный, водный) и пр.;
- Уметь различать разновидности материалов (разные виды бумаги и картона,
тканей, резины, пластмассы, дерева, металла и т.д.) и предметы,
изготовленные из них (в соответствии с их качествами и свойствами);
– Иметь представления: - о правилах культурного поведения со сверстниками и взрослыми;
- о государстве (символах);
- о своём городе, его истории, достопримечательностях, главных улицах;
- о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, лётчик, сталевар, портной, врач и т.д.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда, о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат), о роли современной техники, машин и механизмов в трудовой деятельности;
- Уметь пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением.
Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по предмету социальный мир образовательной области “Социализация”.
Высокий уровень. | Средний уровень. | Низкий уровень. | |
Уровневые показатели. | 2 | 1 | 0 |
Сумма баллов. | 17–20 | 9–16 | 0–8 |
Методика проведения промежуточной диагностики овладения необходимыми навыками и умениями по предмету социальный мир образовательной области “Социализация”.
1. Беседа.
– Как твоё имя, фамилия?
– Ты мальчик или девочка?
– Когда у тебя день рождения?
– Сколько тебе лет?
– Назови свой домашний адрес?
– У вас дома есть телефон? Назови его номер?
– С кем ты живёшь?
– Кто твои родители по профессии и где они работают?
– Какие ещё родственники у тебя есть? Как их зовут?
2. Беседа по картинкам. – Покажи младенца. Как догадался, что это младенец?
– Покажи дошкольника. Как догадался, что это дошкольник?
Аналогично по всем возрастам.
– Кем могут работать взрослые люди?
– Чем они могут заниматься дома в семье?
– Чем они могут заниматься в свободное от работы и домашних дел время?
3. Д/и “Передай настроение”.
4. Д/и “Четвертый лишний”
5. Беседа.
– Из какого материала сделан предмет?
– Назови качества и свойства этого материала? Что с ним можно делать?
– Какие ещё вещи, изготовленные из этого материала, ты знаешь?
6. Наблюдение.
7. Беседа о государственной символики. – Что сюда относится? Покажи?
8. Беседа.
– В каком городе ты живёшь?
– Где он находится?
– Ты знаешь историю возникновения города?
– Какие достопримечательности есть в городе?
– Какие улицы своего города ты знаешь?
9. Беседа.
– Какие профессии ты знаешь?
– Что делает человек … профессии?
– Для чего?
– Что ему необходимо для работы?
– Что случится, если не будет людей с такой профессией?
10. Наблюдение.
Приложение 2. Результаты промежуточной диагностики овладения необходимыми навыками и умениями по предмету социальный мир, образовательная область “Социализация” старшая группа.
Список литературы
- Алёшина Н. В. “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью” (старшая и подготовительная группы). ООО “ЦГЛ”, Москва 2005 г.
- Богуславская Н. Е., Купина Н. А. “Весёлый этикет”. “АРД ЛТД”, Екатеринбург 1997 г.
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. “Безопасность”. Детсво-пресс, Санкт-Петербург 2002 г.
- Дыбина О. В. “Что было до…” (игры – путешествия в прошлое предметов). ТЦ “Сфера”, Москва 1999 г.
- Под редакцией Кондрыкинской Л. А. “С чего начинается Родина?2. ТЦ “Сфера”, Москва 2005 г.
- Аралина Н. А. “Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности”. ООО “Издательство Скрипторий 2003”, Москва 2007.
- Под редакцией Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. “Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста”. ТЦ “Сфера”, Москва 2007 г.
- Мячина Л. К., Зотова Л. М., Данилова О. А. “Маленьким детям – большие права”. Детство-пресс, Санкт-Петербург 2000 г.
- И.Ф. Мулько Этика для детей 5–7 лет. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2009 г.