Пояснительная записка.
В последние десятилетия система образования в России претерпевает значительные изменения, затрагивающие все структурные элементы педагогики: содержание, цели, методы и средства образования на всех его ступенях, в том числе и дошкольной педагогике раннего возраста.
Основным документом, отражающим Государственную политику в сфере образования детей раннего возраста на современном этапе является “Приказ Мнистерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального стандарта дошкольного образования”, вступающий в силу с 1 января 2014 года. Именно в нем, помимо целевых ориентиров этапа завершения дошкольного образования (3–7 лет), впервые представлены целевые ориентиры этапа начала дошкольного возраста (к 3 лет). И, на мой взгляд, это не случайно. Ведь период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью: именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы жизни. Многообразие различных видов деятельности развивает чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества малыша, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.
Освоение мира ребенком раннего возраста осуществляется в процессе познавательного развития, что несомненно дает право констатировать факт значимости познавательно-исследовательской деятельности в развитии малыша.
В процессе своей образовательной деятельности я освоила и внедрила в практику
работы пособие “Ранний возраст: планирование работы с детьми” Т.Н. Дороновой,
что позволило:
– овладеть технологией использования игрушек в организации образовательного
процесса на фоне играющих детей (Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов);
– составить комплексно-тематический план образовательной деятельности в I
младшей группе, который я использую в процессе построения образовательного
процесса.
Возраст детей: третий год жизни. Группу посещают 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.
Блок: “Зима”; Тема тематической недели: “Телеграмма от попугая Кеши”;
Временной промежуток: 2 неделя декабря; Итоговое мероприятие: “Наш гость – попугай”
Цель НОД: дать детям представление о попугае, как о теплолюбивой птице.
В процессе НОД решались следующие образовательные задачи, определенные в результате мониторинга и “зоной ближайшего развития детей”:
Таблица № 1. Задачи.
Для педагога | Для детей |
– Дать детям представление о попугае как о теплолюбивой
птице; – Активизировать речевое общение детей: оперение, нарядный, пёрышки легкие, пушистые, разноцветные, летают; – Обогащать словарь детей (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями); – Упражнять детей в цветовосприятии и назывании основных цветов: красный, желтый, зеленый, белый и черный; – Закреплять умения детей в различении и назывании фруктов: банан, яблоко, груша, апельсин; величины орехов (большие и маленькие); – Воспитывать гостеприимство, внимание к гостям и друг к другу. |
– Дружно встретить гостя Попугая Кешу с радостью и
вниманием; всем вместе проявить заботу о попугае. – Узнать, откуда прилетел попугай Кеша: спросить у самого попугая, поинтересоваться у воспитателя, выдвинуть собственные предположения; – Описать “наряд” попугая, особенности строения клюва, лапок; – Совместно отгадать загадку, загаданную педагогом; – Рассказать стихотворение для попугая Кеши; – Приготовить вкусные подарки для попугая Кеши и его друзей |
Известно, что в образовательном процессе создание игровой ситуации, является одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательного интереса, речевой активности и активизации мыслительной деятельности ребенка. Поэтому учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста, я старалась задействовать все каналы детского восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). Основной метод, который я использовала в своей работе – метод игровой ситуации, способствующий развитию познавательной активности у детей и направленный на решение поставленных задач.
Мотивация: Встретить долгожданного гостя, телеграмму о предстоящем приезде которого дети получили в начале тематической недели.
Демонстрационный материал: аудиозапись со стихотворением про попугая; картинки с изображением попугая; волшебная коробочка; разноцветные перья, игрушка попугай, музыка для игровой ситуации.
Предварительная работа, которая была проведена в ходе подготовке к совместной деятельности: получение письма от Попугая с его фотографией; разучивание стихотворения “Попугай”; лепка орехов из пластилина; рассматривание иллюстраций с попугаями; аппликация “Фрукты для попугая”; изготовление поделок “Попугаи” совместно с родителями; дидактическая игра “Собери картинку”; просмотр мультфильмов; чтение книг про попугаев; разучивание загадок о попугае, прослушивание песен.
Конспект совместной образовательной деятельности строился согласно следующим этап НОД: мотивация детей на образовательную деятельность; ход НОД; подведение итогов детской деятельности.
Структурные компоненты (по теории Л.В. Леонтьева): мотивация, как побуждение к деятельности; цель как прогноз результата деятельности; процесс реализации деятельности; контроль и оценка результатов деятельности.
Таблица № 2. Методы и приемы, позволяющие реализовывать поставленные задачи.
Методы. | Приемы |
Метод словестный. | Диалог (вопрос –ответ), сбор “банка идей” (озвучивание вариантов ответов); опыт из прошлого (вспоминаем пройденный материал); беседа, художественное слово. |
Метод подчеркнутого доверия. | Взаимодействие на равных (уважаем личность каждого ребенка и принимаем и выслушиваем мнение каждого ребенка). |
Метод практического действия. | Приемы направленные на развитие устной речи свободного общения со взрослыми и детьми: сравнение; анализ; синтез; обобщение; соотношение; наглядно-действенные приемы. |
Наглядный метод. | Персонаж (попугай), картинки с изображением попугая и т.д. |
Игровой метод. | Сюрпризный момент, дидактическая игра. |
Таблица № 3. Планируемый результат.
Целевые ориентиры, (согласно проекту ФГОС ДО). | Путь достижения цели. |
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметам, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. | Интересуется, чем отличается попугай от других птичек, указывает на отличия: оперение, внешний вид, клюв (разноцветное оперение— перья жёлтого, голубого, зелёного, красного цветов; клюв крепкий. Наблюдает за поведением попугайчика (летает, клюёт и т.д.). |
Владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. | Рассказывает стихи. Говорит волшебные слова. Образует прилагательные и глаголы. Задает вопросы. Поддерживает разговор. Отвечает на вопросы. |
Знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослых. | Знает, где живет теплолюбивая птица попугай. Активно включается в действие. В игре проявляет любознательность и интерес. |
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. | Смотрит, как действуют сверстники, содействует с ними. |
Обладает интересом к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинок, проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. | С интересом рассматривает картинки. С удовольствием и эмоционально рассказывает стихи. Внимательно и с интересом слушает литературные произведения. |
Таблица № 4. Ход деятельности.
Организация совместной деятельности | Пути реализации | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Этап. Мотивация детей на образовательную
деятельность. СКД. Мотивация, как побуждение к деятельности. |
||
(Воспитатель включает аудио запись со стихотворением
“Попугай”):
|
Организационный момент. Создать игровую ситуацию. Цель: концентрация детского внимания. |
Сосредотачивают внимание. Слушают. Отгадывают загадку. |
(В группу заходит младший воспитатель, в руках
которого клетка закрытая тканью) Воспитатель: Ребята, вы
сегодня кого-то ждёте? |
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Комментирует высказывания. |
Рассказывают, объясняют.
Слушают. |
СКД. Цель как прогноз результата деятельности. | ||
Младший воспитатель: Какой молодец Попугай,
обещал и сдержал слово, прилетел. Встречайте! (Снимает ткань с клетки.) Попугай: Здравствуйте, будем знакомы, я – попугай Кузя, а вы кто? Воспитатель: Я воспитатель. Меня зовут Светлана Юрьевна. А рядом со мной наши девочки и мальчики. |
Вводит сюжетное событие (появление персонажа). Побуждает поприветствовать попугая. |
Проявляют интерес. Радуются. Здороваются с попугаем. |
Попугай (обращаясь к детям): Ты кто? А
как тебя зовут? (Спрашивает детей, а воспитатель помогает всем назвать своё имя: это Машенька, это Никита…) |
Активизирует речь детей.
|
Называют свои имена, знакомятся с попугаем. |
Попугай: Вот и познакомились! Ребята вы меня ждали? | Включает детей в действие, провоцирует на эмоциональное общение | Демонстрируют свои наряды, гостю. Общаются |
Воспитатель: Конечно ждали, даже нарядились к
твоему приезду, полюбуйся на нас, какие мы красивые! (Дети демонстрируют свои красивые наряды.) Попугай: А я, разве не хорош? Кузя красивый, Кузя хороший! |
Акцентирует внимание на Попугая. | Рассматривают Попугая. |
Этап. Ход НОД. СКД. Процесс реализации цели деятельности. |
||
Воспитатель: Ребята, похвалите Кешу, какой он? (Обращаясь к Попугаю.) – Наши ребята, стихотворение про тебя знают, слушай:
|
Задает вопрос, стимулирующий процесс мышления. Предлагает рассказать стихотворение, выученное накануне. |
Высказывают свое мнение. Рассказывают стихотворение Попугаю. |
Попугай: Ура! Красивое стихотворение, как я! Воспитатель: Дети, а что у Кузи на голове? |
Задает вопрос, стимулирующий процесс мышления. | Слушают, отвечают на вопросы воспитателя. |
Попугай: А что у меня на голове, что на голове?
(Испугавшись крутит головой.) Дети: Глаза, клюв, хохолок, пёрышки…. Воспитатель (уточняет): Оперение. |
Активизирует внимание детей. Комментирует высказывания, дополняет. |
Повторяют новое слово. Запоминают его. |
Попугай: Клюв у меня очень твердый и острый, он мне помогает, есть орешки, семечки. Хотите потрогать его пальчиком, только осторожно. | Предлагает детям рассмотреть и потрогать попугая. | Проявляют интерес к Попугаю. Трогают клюв. |
Воспитатель (подносит каждому ребёнку)
Твёрдый? Острый? Попугай: Я – птица, люблю солнце, живу, где тепло. |
Задает вопросы, стимулирующий процесс мышления. | Отвечают на заданные вопросы. Сосредотачивают внимание. |
Воспитатель: У всех птиц есть крылья, а где твои
? (Воспитатель уточняет, правое крыло, левое крыло…). Воспитатель: Дети, а это что у попугая? (Показывая хвост.) |
Акцентирует внимание на частях тела птицы. Предоставляет достаточно времени для изучения. |
Рассматривают гостя. Повторяют, где правое и левое
крыло. Показывают.
|
Воспитатель: Посмотрите какой красивый хвост, он
помогает попугаю летать. Попугай: Интересно, откуда вы всё знаете, мы с вами раньше не встречались? |
Привлекает внимание детей.
|
Рассматривают Попугая. Показывают, где у него находится хвост. Отвечают на вопросы. |
Воспитатель (обращаясь к попугаю): Мы видели тебя, правда ребята? | Общается с попугаем. | |
Попугай: Где же это?
Воспитатель (обращаясь к детям): Ребята, где мы видели попугая? |
Обращается к детям. Побуждает их к общению. | Высказывают предположение.
|
Воспитатель: В книгах, на картинках, в мультфильмах. Мы так тебя ждали, что вместе с ребятами и мамами приготовили для тебя подарки. | Комментирует высказывания, уточняет ответы детей. | Включаются в общение воспитателя и попугая. |
Воспитатель: Ребята, расскажите Попугаю, как мы лепили орешки, какие фрукты мы тебе приготовили. | Предлагает детям показать то, что они сделали для Попугая | Рассказывают, где они видели попугая. Что
сделали, когда ждали его.
Приносят свои работы. Показывают Попугаю. Рассказывают, как они это делали. Отвечают попугаю (“пожалуйста”, “незачто”) |
Попугай (обращаясь к детям):
– Как я люблю подарки! Какие вы умелые, спасибо вам. |
Обращает на себя внимание. | |
Попугай (обращаясь к детям): У меня для вас тоже есть подарок, я его спрятал высоко, в волшебный чемоданчик. | Сюрпризный момент
|
Интересуются, какой подарок принес им Попугай |
Воспитатель: Дети, посмотрите наверх.
(Обращает внимание на волшебную коробочку, висящую под потолком.) – Какой ты Кузя хитрый, мы и не догадались… Попугай: Почему чемоданчик не открывается? |
Обращает внимание на “волшебную коробочку”
|
Находят “волшебную коробочку”
|
Воспитатель: Дети, а может нужно всем вместе
сказать волшебные слова? “Чемоданчик открывайся, подарок появляйся!” (2 раза). |
Произносит волшебные слова | Повторяют волшебные слова |
Попугай (повторяя волшебные слова вместе с
воспитателем): Чемоданчик открывайся, подарок появляйся. (Из чемоданчика летят разноцветные перышки, дети и воспитатель их ловят.) |
Произносит слова, вместе с детьми и воспитателем
|
Обращают внимание. Рассматривают перья. Дуют на них. Радуются. |
Воспитатель: Я поймала красное перышко, а ты какое перышко поймал? …Перышки пушистые, мягкие,) погладим?) легкие, воздушные …подуем? (Действия с пёрышками.) | Акцентирует внимание детей. Задает вопросы детям. Стимулирует их на общение. | Активно включаются, участвуют в действие. (танцуют). |
Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем с перышками? | Вовлекает в совместную деятельность | |
Воспитатель: Чтобы пёрышки разноцветные не потерялись, положим их в чемоданчик. Сами играем, сами…. убираем. | Поощряет детей за то, что они убирают за собой после игры | Соглашаются, убирают перья в чемоданчик. |
Воспитатель: – Спасибо, Кузя тебе за подарок.
Ребята, давайте скажем Кузе спасибо. Воспитатель (обращаясь к попугаю): – Кузя, тебе у нас нравится? Оставайся у нас жить, у нас тепло, мы будем за тобой ухаживать. |
Побуждает детей поблагодарить Кузю.
|
Говорят спасибо.
|
Воспитатель: А чем будем кормить нашего Кузю? | Задает вопросы детям. | Предполагают, чем они будут кормить попугая. |
Этап. Подведение итогов детской
деятельности. СКД. Контроль и оценка результатов деятельности. |
||
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, какой у нас попугайчик? Откуда он прилетел к нам в гости? Чем мы сегодня занимались? | Задает вопрос стимулирующий процесс мышления. Выражает искреннее восхищение. |
Отвечают на заданные вопросы.
|
Попугай: Спасибо, а где же я жить-то буду? | Обращается к детям | Предполагают, где может жить Попугай |
Воспитатель: Мы приготовили тебе уютное местечко у нас в группе. Сделали для тебя качели и домик. Там и располагайся! | Формирует бережное отношение к попугаю | Проявляют гостеприимство. Приглашают в новый дом |
Попугай (подлетает к качели): Качаться – моё любимое занятие, а вы любите качаться, играть? | Включает детей в игровую деятельность. | Отвечают на вопросы Попугая. |
Воспитатель: Да, Кузя, наши ребята очень любят
играть! (Обращаясь к детям.) – Ребята, может научим нашего гостя играть в “Найди свое гнездышко” ? (Проводит игру с детьми.) |
Предлагает детям научить гостя новой игре. Организует
игру.
|
Активно включаются в игру. Радуются.
|
Игра “Найди свое гнездышко”, как открытый конец деятельности, плавно переходящий в игру. | Продолжает играть с желающими детьми. | Продолжают играть с воспитателем или занимаются другими делами. |